Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Ливенцов Фёдор Иванович

Выпускник 1940 года
 
.
Родился 3 марта 1922 года в г. Воронеже. По национальности русский.
В Красной Армии с декабря 1939 года. В 1940 году окончил Борисоглебскую авиационную школу лётчиков им. В.П, Чкалова.
"... За время учебы в Борисоглебской летной школе, которую окончил в сентябре 1940 года, - вспоминал Фёдор Иванович, - над землёй я провёл в общей сложности девять часов две минуты. В активе было два контрольных полёта с инструктором и десять – по кругу..."
.
Участник Великой Отечественной войны с 22 июня 1941 года в составе 19-го Краснознамённого истребительного полка в должности пилота. Летал на И-16 и ЛаГГ-3. Младший лейтенант.
До 16 сентября 1941 года прикрывал с неба окрестности Ленинграда. Имеет на боевом счету сбитые самолёты. Медаль за оборону Ленинграда - его первая награда.
После установления блокады Ленинграда вся уцелевшая авиация базировалась на аэродромах Карельского перешейка: Углово, Левашово, Горская. К концу октября 19 иап исчерпал свои боевые возможности отправился на переформирование в Череповец. Оттуда лётчики спустя месяц убыли в Горький, на станцию Сейм, где переучились на ЛаГГ-3. Подготовка, по словам Ливенцова, немногим отличалась от довоенной авиационной школы. Те же два контрольных полёта с инструктором и десять самостоятельных.
.
Последствия воздушного боя, произошедшего 28 февраля 1942 года, вынудили Ливенцова Ф.И. расстаться с истребительной авиацией.
"...Удар из пушек, - описывает Фёдор Иванович драматический эпизод, - пришёлся прямо по мотору. Самолёт тут же сделал переворот через крыло и перешёл в глубокое пике. В кабине дым, я ничего не вижу. Осознаю, что нахожусь в отвесном пикировании. Взглянул на приборы - 720 километров в час. Терять нельзя ни секунды. Нужно выводить машину из пике, а скорость критически большая, как и перегрузка. Всё делал как-то машинально и вывел-таки истребитель в горизонтальный полёт. Осмотрелся - никто меня не преследует…"
Найти площадку для посадки в лесисто-болотистой местности очень трудно, но Ливенцову повезло. Впереди увидел широкую просеку и буквально плюхнулся в снежную перину. Сугробы спасли Ливенцову жизнь, но в момент касания самолёта с землёй он сильно ударился головой о прицел. Раненого лётчика подобрали солдаты, подвозившие по той просеке боеприпасы фронту.
Вердикт медкомиссии, которая отстранила Фёдора Ивановича от истребительной авиации, он воспринял как приговор. Пересесть с И-16 на По-2 - всё равно, что променять мотоцикл на велосипед. Покорять небо на «кукурузнике» истребитель Ливенцов стеснялся... За его плечами на тот момент было 80 боевых вылетов, 35 воздушных поединков и три сбитых немецких разведчика переднего края: «Фокке Вульф-190», Ю-87 и «Хеншель-126».
Почти год летал на связном самолёте, затем, скрыв информацию о полученных травмах, после обследования в Центральном институте авиационной медицины в июле 1943 года перевёлся в бомбардировочную авиацию и переучился на бомбардировщик Ил-4. Воевал в составе 21 гвардейского авиационного полка 7 гвардейской авиационной дивизии 3 гвардейского авиационного корпуса дальнего действия. Гвардии лейтенант. В апреле 1944 года - гвардии старший лейтенант.
Член ВКП(б) с 1945 года.
В 1947 году - командир звена 2 аэ 185-го гвардейского бомбардировочного авиационного Кировоградско-Будапештского полка, гвардии капитан. С марта 1949 года - командир отряда этого же полка.
.
За время лётной работы летал на самолётах По-2, УТ-2, УТИ-4, И-16, ЛаГГ-3, Як-7, Ил-4, Б-25, Ту-4.
.
После увольнения из армии проживал в Воронежской области.
.
Награждён двумя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны I и II степеней, двумя орденами Красной Звезды, медалями "За оборону Ленинграда, "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.", другими медалями.
.
Источники:
Документы отыскал и выкупил Толкачёв Игорь Вениаминович, выпускника 1981 года (оригиналы переданы в Музей БВВАУЛ)
Сканы документов прислал Михайлов Дмитрий Владимирович, выпускник 1989 года
Карта сайта Написать Администратору