Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Кондик Михаил Петрович

Выпускник 1938 года
.
.
Кондик Михаил Петрович родился 4 ноября 1913 года в с. Новоромановское (Ново-Романовское) Ново-Романовской волости Святокрестовского уезда Ставропольской губернии Российской империи (ныне Арзгирского района Ставропольского края РФ). По национальности русский. Социальное положение и происхождение — рабочий из крестьян.
В 1930 году окончил 8 групп школы. Профессия — инструктор-планерист. Холост
Член ВЛКСМ с 1928, член ВКП(б) с 1940 года.
.
В рядах Красной Армии с 1935 года. Служил в Морфлоте.
С 05.01.1938 - курсант 2-й Краснознаменной военной школы лётчиков имени ОСОАВИАХИМа СССР г. Борисоглебск. 16.10.1938 года окончил лётную школу с присвоением воинского звания младший лейтенант и назначен младшим лётчиком в распоряжение Командующего ВВС Особой Краснознаменной Дальневосточной Армии (приказ НКО СССР № 02034).
Занимал последовательно должности младшего лётчика, начальника ПДС аэ, старшего лётчика, командира звена, флаг-штурмана аэ, заместителя командира аэ, командира аэ 40 иап. 
.
Накануне начала Великой Отечественной войны проходил службу в 40 иап, Дальневосточный фронт. Летал на И-16.
Обстановка была напряжённая. Одиночные японские самолёты неоднократно нарушали границу, нагло пролетали над советскими аэродромами. В полку постоянно дежурило звено истребителей, которое в таких случаях немедленно вылетало, но нарушитель обычно уходил на территорию Маньчжурии, а перелетать границу советским самолётам не разрешалось.
Именно тогда и произошёл первый случай реального уничтожения самолёта-нарушителя. По странной иронии судьбы самолёт был немецкого производства - четырёхместный Bf-108A «Тайфун».
Перейти (перелететь) границу у реки самураям удалось - но только в одну сторону. 9 июня 1941 года начальник штаба Дальневосточного фронта генерал-лейтенант Смородинов докладывает начальнику Генштаба генералу армии Жукову:
«...После того как японский самолет, несмотря на требования лётчика о посадке и предупредительной очереди, перешёл на бреющий полет и на большой скорости начал уходить, лётчик мл. лейтенант Кондик дал одну очередь по самолёту и японский самолёт упал в районе Чернянино. Лётчика Кондик в Ворошиловске опрашивал лично комвойсками фронта тов. Апанасенко. Кондик доложил, что он с риском для себя подлетал вплотную к японскому самолёту и предупреждал о посадке, но японский самолёт, несмотря ни на какие предупреждения, продолжал уходить. После предупредительных очередей мл. лейтенант Кондик на основе инструкции командира полка майора Субботина принял решение открыть огонь по самолёту..."
В инструкции дежурным звеньям, утверждённой командиром 40 иап майором Субботиным, в п. 7 имеется такое указание: «Все самолёты иностранной авиации, летящие над нашей территорией, немедленно эволюцией принуждать сажаться, а в крайнем случае при попытке уйти на свою территорию - уничтожить». Майор Субботин включение этого пункта в свою инструкцию объясняет тем, что он так понял и понимает пункт 1 приказа Наркома Обороны, в котором указано: «При нарушении границы японскими самолетами или воздухоплавательными аппаратами огонь открывать только в крайних случаях - залёт в запретную зону в глубине территории округа».
Японский самолёт углубился на территорию СССР до Галенки - 40 км от границы и находился над Укрепрайоном, являющимся запретной зоной. Комвойсками фронта считает лётчика Кондик невиновным».
Эпизод со сбитым японским самолётом рассматривался как происшествие совершенно чрезвычайное и для «разбора полётов» младшего лейтенанта прибыл лично командующий ДВФ в звании генерала армии. Тем не менее, при условии твердой позиции вышестоящих командиров, которые не стали сваливать ответственность на подчинённого, ничего плохого со столь метко стреляющим лётчиком («Кондик дал одну очередь по самолёту») не случилось.
.
С началом Великой Отечественной войны 40 иап был перебазирован в действующую армию на Донбасс, где был разделён на два полка: 40-й и 446-й истребительные. Кондик М.П. был переведён из 40 в 446 иап с повышением.
Во время боёв с врагом Кондик М.П. зарекомендовал себя храбрым воздушным бойцом. Дисциплинирован. Боевые задания выполнял с желанием и своевременно.
До декабря 1941 года выполнил 64 боевых вылета на штурмовку противника, сопровождение своих бомбардировщиков, участвовал в воздушных боях. В результате воздушных боёв лично сбил вражеский самолёт Хе-111. В воздушных боях смел и решителен. Был случай решения таранить вражеский самолёт, но последний, заметив решение советского лётчика, скрылся в облаках.
При штурмовках наземного противника несмотря на шквальный огонь зенитной артиллерии достигал цели и уничтожал её.
.
22 января 1942 года командир эскадрильи 446 иап 76 сад ВВС 37-й Армии Южного фронта младший лейтенант Кондик Михаил Петрович погиб, сбит в воздушном бою.
27.01.1942 вышел приказ № 014/з 37-й армии о присвоении Кондику М.П. воинского звания лейтенант.
Исключён из списков Красной Армии как погибший приказом ГУФУ войск КА № 0947/пог. от 22.10.1942.
Также исключён из списков Вооруженных Сил Союза ССР приказом ГУК ВС СССР № 02360 от 31.10.1947 (фамилия записана как Кандик).
.
Награждён орденом Красного Знамени (09.12.1941).
.
Мать Кондик проживала в г. Минеральные Воды (по другим данным семья проживала на территории Алтайского края).
.
Источники:
Портал "Память народа"
Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
ОБД Мемориал
Собрал материалы и составил биографию Иванов Александр Полянскович
Выписки из УПК (ЦАМО) от Пширкова Сергея Юлиановича
Карта сайта Написать Администратору