Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Долгов Анатолий Кузьмич

Выпускник 1939 года
Заслуженный военный лётчик СССР (19.08.1965)
.
Родился 17 апреля 1917 года в Москве. По национальности русский.
В 1932 году окончил 7 классов школы и школу ФЗУ. С 1932 года работал модельщиком на Московском электромеханическом заводе имени Владимира Ильича.
.
В РККА с 5 декабря 1937 года, призван Ленинским РВК г. Москвы. Добровольно поступил курсантом Борисоглебской военной авиационной школы лётчиков. В ноябре 1939 года окончил Борисоглебскую ВШЛ с присвоением воинского звания младший лейтенант.
Служил в ВВС лётчиком, командиром звена 14-го истребительного авиаполка на Дальнем Востоке, летал на И-16.
С марта 1942 года служил на Дальневосточном фронте: командиром авиаэскадрильи 799-го смешанного авиационного полка, с июня 1943 года — лётчиком-инспектором по технике пилотирования Управления 29-й истребительной авиационной дивизии, с ноября 1943 года - лётчиком-инспектором по подготовке истребительной авиации Управления 10-й воздушной армии. Летал на ЛаГГ-3 и Як-7.
Член ВКП(б) с 1943 года.
.
Участник Великой Отечественной войны: в феврале-марте 1944 года проходил боевую стажировку на должности командира авиаэскадрильи 113-го гвардейского истребительного авиационного полка 10-й гвардейской истребительной авиационной дивизии (1-й Украинский фронт). Участвовал в освобождении Западной Украины. Совершил 2 боевых вылета на истребителе Ла-5.
.
Участник советско-японской войны 1945 года в должности командира отдельного отряда Управления 10-й воздушной армии (2-й Дальневосточный фронт). Участвовал в Маньчжурской операции.
.
После войны продолжал службу в ВВС в Дальневосточном военном округе: лётчиком-инспектором по подготовке истребительной авиации, с марта 1946 года старшим лётчиком-инспектором по технике пилотирования и теории полёта Управления 10-й воздушной армии, с декабря 1946 года заместителем командира 529-го истребительного авиаполка, и с мая 1947 года - заместителем командира 256-го отдельного смешанного авиаполка. Летал на Як-9 и С-47
.
С конца 1947 года служил во 2-й авиационной дивизии особого назначения, осуществлявшей перевозку высших должностных лиц страны и армии: старшим командиром корабля, с 1949 года заместителем командира авиаэскадрильи 2-го транспортного авиаполка, затем заместителем командира авиаэскадрильи 708-го транспортного авиаполка, с 1950 года - командиром авиаэскадрильи, затем заместителем командира 20-го авиаполка шеф-пилотов.
С 1953 года - лётчик-инспектор по технике пилотирования и теории полёта дивизии, с ноября 1956 года - командир 708-го транспортного авиаполка, с ноября 1958 года - командир 20-го авиаполка шеф-пилотов, с июля 1959 года - первый заместитель командира дивизии (в апреле 1960 года переформирована в 10-ю отдельную авиационную бригаду особого назначения).
С декабря 1961 года - заместитель командира 10-й отдельной авиабригады особого назначения.
.
В августе 1965 года полковнику Долгову, одному из первых в стране, было присвоено почётное звание «Заслуженный военный лётчик СССР».
.
Летал на Ли-2, Ил-12, Ил-14, Ил-18, Ту-104, Ту-124, Ан-24 и других типах самолётов.
.
С апреля 1967 года по сентябрь 1969 года находился в загранкомандировке в Алжире в качестве командира экипажа самолёта Ил-18.
С февраля 1970 года полковник А. К. Долгов в запасе.
.
Работал старшим пилотом-инспектором в Министерстве гражданской авиации СССР.
Для справки. Общеизвестно, что первые лица государств летают специальными рейсами. Это общемировая практика, и тому есть масса причин - от необходимости преодолевать вполне объяснимый дефицит времени, свойственный для данной категории авиапассажиров, до особых требований к обеспечению безопасности такого вида перевозок. До 1956 г. воздушные перевозки в интересах высших должностных лиц СССР и правительственных делегаций выполняли экипажи 2-й авиационной Краснознаменной дивизии особого назначения (АКДОН), которая базировалась в Москве на Центральном аэродроме им. М.В. Фрунзе (на Ходынке). 13 апреля 1956 г. эти функции были переданы в Главное управление гражданского воздушного флота (ГУ ГВФ), в связи с чем, в мае того же года, в составе Московского транспортного управления (МТУ) гражданской авиации был создан авиационный отряд особого назначения.
В 1974 году начальником авиационного отдела особого назначения назначен Долгов Анатолий Кузьмич, к тому времени заместитель начальника Главной инспекции МГА СССР. Однако после выполнения полета по открытию авиатрассы Москва - Конакри (Гвинея) он заболел малярией и, не приступая к исполнению обязанностей начальника отдела, 8 марта 1975 года скончался.
.
Жил в Москве.
Похоронен на Даниловском кладбище в Москве.
.
Награды: орден Отечественной войны I степени (25.08.1945), четыре ордена Красной Звезды (25.07.1949, 19.11.1951[3], 22.02.1955; 31.12.1956), медали, в том числе: «За боевые заслуги» (30.04.1947), «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (09/05/1945), «За победу над Японией» (30.09.1945), «За безупречную службу» I степени.
.
Источники:
Портал "Память народа"
Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Помощь в создании страницы оказал Иванов Александр Полянскович
Карта сайта Написать Администратору