Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Арзамасцев Константин Константинович

Выпускник Борисоглебского аэроклуба 1939 года
Выпускник Борисоглебской ВШЛ 1941 года
.
.
Арзамасцев Константин Константинович родился 17 февраля 1921 года на хуторе Ольховский Хоперского округа Царицынской губернии (ныне Урюпинского района Волгоградской области). По национальности русский. В семье было четверо сыновей.
Член ВЛКСМ с 1937 года.
По окончании средней школы учился в Борисоглебском аэроклубе и выпущен с рекомендацией "Кандидат в школу ВВС" в 1939 году.
.
.
В Красной Армии с 11.12.1939. Место призыва - Борисоглебский РВК. В 1941 году окончил Борисоглебскую ВШЛ с присвоением звания сержанта.
Служил: 233 иап 234 иад, 165 равп ЗабВО, 70 иап, 422 оаэ связи 6 иак. Летал на самолётах У-2, И-5, УТИ-4, И-16, Як-1, Як-7, Як-7б.
.
Участник Великой Отечественной войны с мая по июль 1943 года в составе 233 иап. Воевал на Як-7.
В июне 1943 года - младший лейтенант, лётчик 233 иап 234 иад 4 сак 15 ВА Брянского фронта.
25.06.1943 командиром 233 иап майором Кравцовым лейтенант Арзамасцев К.К. представлен к награждению орденом Красного Знамени:
"...Партии ЛЕНИНА-СТАЛИНА и Социалистической Родине предан. Дисциплинированный. Летать любит - летает хорошо. Летает на самолетах У-2, И-5, УТИ-4, И-16, Як-7, имеет общий налет - 157 час., из них на самолетах Як-1 и Як-7б - 70 час. 35 мин.
За время пребывания в 233 Авиаполку зарекомендовал себя дисциплинированным летчиком, летает грамотно и уверенно, материальную часть самолета и мотора знает хорошо и грамотно ее эксплуатирует. Воздушные бои ведет грамотно и уверенно.
В Отечественной войне участвует с мая м-ца 1943 г., имеет три боевых вылета с проведением воздушных боев.
22.6.1943 г. в воздушном бою лично сбил вражеский самолет Ме-109.
За проявленное мужество и отвагу в борьбе с германским фашизмом младший лейтенант АРЗАМАСЦЕВ достоин представления к Правительственной награде ордену КРАСНОЕ ЗНАМЯ".

Награждён орденом Красного Знамени приказом по 15 воздушной армии № 27/н от 23.06.1943.
.
За время боевых действий принял участие в 10 воздушных боях, в которых сбил лично 3 самолёта противника.
Известные победы:
22.06.1943 - 1 Ме-109
17.07.1943 - 2 ФВ-190
.
В воздушном бою 17.07.1943 тяжело ранен, отправлен в госпиталь. После излечения отстранён от лётной работы.
.
Последнее известное место службы - 165 резервный авиационный полк Забайкальского ВО.
Дата окончания службы - 22.05.1945. Воинское звание - старший лейтенант.
.
После войны летал в Гражданской авиации на По-2, пилотом авиагруппы спецприменения.
.
.
В 1960-х годах был общественным инструктором по радиоспорту в радиоклубе при Кольчугинском заводе им. Орджоникидзе (г. Кольчугино Владимирской области).
.
"...Бывший военный летчик Константин Арзамасцев три года назад купил новый приемник. Начал читать инструкцию, знакомиться со схемами. Оказалось, что самому разобраться будет трудно. И тогда он пришел в радиоклуб. Теперь Константин Арзамасцев - активист ДОСААФ, общественный инструктор по радиоспорту..."
.
Слева направо: К. Арзамасцев (член совета клуба) и А. Кащеев (начальник радиоклуба) за монтажом радиокомбайна "Кольчугинец".
Журнал Радио № 1, 1962 год. Стр. 10-11. Рубрика "На общественных началах". Статья "Кащеев и его товарищи". Автор М. Певзнер. (О самодеятельном радиоклубе Кольчугинского завода имени Орджоникидзе).
.
Проживал в подмосковной Балашихе, затем в Москве.
.
.
Награждён орденом Красного Знамени (23.06.1943), орденом Отечественной войны I степени (06.04.1985), медалью "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." (09.05.1945).
.
Трое братьев Константина - Николай (1912), Борис (1913) и Михаил (1923) также воевали на фронтах Великой Отечественной войны.
Борис - красноармеец стрелкового полка, рядовой. Николай - командир стрелковой роты, младший лейтенант. Михаил до войны учился в Борисоглебском аэроклубе, во время войны - лётчик 7 отдельной аэ 850 перегоночного полка.
Борис и Михаил вернулись с войны, а Николай погиб 23.08.1942 (скончался от полученных в бою ран).
.
Константин Константинович Арзамасцев - третий слева во втором ряду, с родителями, братьями и сёстрами.
Михаил Константинович Арзамасцев - второй справа в том же ряду
***
.
Из книги А. Магид "О маленьком самолёте"
(М.: ДОСАРМ, 1951)
.
"...В Гражданском воздушном флоте на самолетах По-2 работают замечательные пилоты.
Наиболее высоких показателей добились летчики Завгородний, Слепченко, Арзамасцев, Толстова, Акилина, авиатехник Рыжов, Афанасенко и другие. Они неутомимо водят свои По-2 над советскими полями и лесами и активно участвуют в грандиозном созидательном труде, которым охвачен наш многомиллионный советский народ.
Арзамасцеву сейчас 29 лет. В 1938 году по окончании средней школы он поступил в аэроклуб. В 1939 году начал учиться в Борисоглебской авиационной школе, которую окончил в 1941 году, и пошёл на войну лётчиком. Воевал на Брянском, Белорусском и Первом Украинском фронтах, отличился, был ранен. После выздоровления был уволен в запас. Но Арзамасцев не пожелал расстаться с авиацией и поступил в отряд Рязанова, где работал до войны.
Его трудовые лётные будни очень богаты. В Кольчугине три завода, отстоящие от Москвы на расстоянии 110 километров. Эти заводы очень многим обязаны Арзамасцеву. Он доставляет на заводы детали, материалы с предприятий-поставщиков, расположенных в разных пунктах Московской области. Арзамасцев летает и в холод и в зной — лишь бы заводы не имели перебоев в работе.
Был такой случай. На Ковровский завод нужно было перебросить с Кольчугинского завода одного работника, а на обратном пути захватить детали. Дождь, сильный ветер. Погода, как говорят в авиации, «на пределе». В такую погоду людей в полёт не выпускают. Но дело было неотложное, и Аразамасцев полетел.
— Мне, — говорит он, — главное в воздух подняться, а там я уж дойду.
Вдруг начал сдавать мотор. Арзамасцев дотянул до аэродрома во Владимире, там заменил одну деталь и благополучно долетел до Кольчугина, не опоздав ни на одну минуту — упущенное время он наверстал в воздухе.
Арзамасцев работает и на подкормке посевов. Весной он обрабатывает по 100 гектаров в день. Для этого ему приходится совершать десятки посадок, чтобы пополнить запас удобрений.
Арзамасцев рассказывает: «Колхозники вначале не верили, что с самолёта можно проделать такую работу, как подкормка озимых. Пилотам пришлось прибегнуть к методу наглядной агитации. Прямо на поле разостлали брезент. Самолёт, имея на борту бак с удобрениями, начал их распылять. Весь брезент был покрыт удобрениями. Только после этого колхозники убедились в значении авиации для подкормки озимых».
Арзамасцеву на своем По-2 пришлось участвовать в аэрофотосъёмке лесов. Эта работа трудная. Летать приходится на высоте 1500-2000 метров, выдерживать постоянную скорость, высоту и направление, иначе результаты будут неудовлетворительные. Находясь в воздухе по 3-4 часа без посадки, Арзамасцев совершал по два вылета в день.
В Лебедянском совхозе Рязанской области были повреждены сады. На помощь вызвали авиацию. Послали Арзамасцева. Его самолёт оборудовали опрыскивателями, наполненными специальной жидкостью. Летать приходилось на высоте 5-10 метров от крон деревьев. С обеих сторон каждого ряда деревьев стояли сигнальщики и показывали летчику направление. Арзамасцев прекрасно справился и с этой задачей, садовые вредители - тля, гусеница были уничтожены.
Однажды было получено сообщение из Орехово-Зуевского района о том, что многие водоемы заражены малярийными личинками. В воздух поднялся Арзамасцев. Он заправил свой аэрораспылитель специально приготовленными химикатами.
Пришлось летать на высоте 10 метров. Через несколько дней было получено сообщение, что на обработанной площади малярийные личинки уничтожены полностью.
Арзамасцев участвует и в патрулировании лесов от пожаров, перевозке мальков зеркального карпа в специальных ящиках, он же барражирует на газопроводе Саратов — Москва от Моршанска до Саратова, наблюдает за высоковольтными линиями электропередачи и выполняет другие ответственные задания..."
***
Источники:
Портал "Память народа"
Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Собрал сведения и составил биографию Николаев Юрий Евгеньевич
Помощь в создании страницы оказал Иванов Александр Полянскович
Карта сайта Написать Администратору