Смирнов Леонид Дмитриевич
Выпускник 1937 года
.
Родился 21 апреля 1913 года в городе Харькове. По национальности русский.
.
В Красной Армии с 09.04.1937, призван Борисоглебским РВК Воронежской области (по другим сведениям Петушинским РВК Московской области). После окончания в 1937 году Борисоглебской военной авиационной школы лётчиков служил в строевых частях ВВС.
.
Боевое крещение получил в период Советско-финской войны 1939-1940 годов.
.
Участник Великой Отечественной войны с 22 июня 1941 года. Сражался в составе 148-го истребительного авиационного полка, летал на МиГ-3 и Як-1.
.
За умелое руководство своей эскадрильей приказом по войскам Юго-западного фронта № 46 от 6 ноября 1941 года старший лейтенант Л.Д. Смирнов награждён орденом Красного Знамени.
25.09.1941 в воздушном бою получил ранение ноги и ожог лица. В начале декабря 1941 года командир эскадрильи 148-го иап старший лейтенант Л.Д. Смирнов был представлен к очередной награде. В материалах наградного листа указывалось: "Храбрый командир. В воздушном бою 25 сентября 1941 года сбил самолёт противника "Ю-88", после чего сам был подбит и выпрыгнул раненый из горящего самолёта. После чего снова отлично выполняет боевые задания.
За период войны его эскадрилья сделала 410 боевых вылетов на штурмовку войск противника, сопровождение бомбардировщиков и разведку. Сам имеет 52 боевых вылета, в том числе 17 - по разгрому группы Клейста".
Приказом по войскам Юго-западного фронта № 61 от 9 декабря 1941 года старший лейтенант Л.Д. Смирнов награждён орденом Красной Звезды.
.
Член ВКП(б) с 1942 года.
.
7 августа 1942 года командир эскадрильи 148-го иап капитан Л.Д. Смирнов был представлен к очередной награде. В материалах наградного листа указывалось:
"За время Отечественной войны показал себя храбрым бойцом. Добился отличных успехов в эскадрильи по выполнению боевых заданий, воспитав храбрых и бесстрашных лётчиков. Не было ни одного случая, чтобы при сопровождении бомбардировщиков или штурмовиков был потерян хотя бы один экипаж. Отлично ведёт воздушные бои с противником, не считаясь с их численным превосходством, всегда одерживает победу.
Лично сам имеет сбитых самолётов противника: Ме-109 - 1, Ю-87 и Ю-88 - 2, в групповых воздушных боях - 3 самолёта противника. Имеет 123 боевых вылета, из них 19 штурмовок войск противника и 15 воздушных боёв.
За период военных действий на Сталинградском фронте сбил 2 самолёта противника Ме-109. В этих боях показал мужество и стойкость, своим героическим примером заражая остальных лётчиков на разгром фашистских войск.
За образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленный героизм достоин награды Орденом "Ленина".
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1942 года командир эскадрильи 148-го иап 269-й иад, 8-й Воздушной армии) капитан Л.Д. Смирнов награждён орденом Отечественной войны I степени.
.
Весной 1943 года капитан Л.Д. Смирнов летал на именном Як-1 с дарственной надписью: "Сталинскому соколу Смирнову Леониду от трудящихся Фрунзенского района гор. Саратова". К тому времени он был награждён ещё одним орденом Красного Знамени.
К тому времени выполнил более 150 боевых вылетов, провёл более 20 воздушных боёв, сбил 7 самолётов противника лично и 4 в составе группы.
Список всех известных побед капитана Л.И. Смирнова: (из книги М.Ю. Быкова "Победы сталинских соколов". Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год)
№ п / п |
Д а т а |
Сбитые самолёты |
Место воздушного боя ( одержанной победы ) |
Свои самолёты |
1 |
25.09.1941 г. |
1 Ju-88 |
аэродром Богодухов |
МиГ-3, Як-1. |
2 |
18.02.1942 г. |
1 Ме-109 ( в группе - 1 / 6 ) |
Плота - Малое Яблоново |
3 |
27.07.1942 г. |
1 Ме-109 ( в паре - 1 / 2 ) |
станция Калач |
4 |
29.07.1942 г. |
1 Ме-109 |
юго - западнее Калач |
5 |
03.08.1942 г. |
1 Ме-109 |
южнее Песковатка |
6 |
06.08.1942 г. |
1 Ju-87 ( в группе - 1 / 3 ) |
западнее Аксай |
7 |
1 Ме-109 |
севернее станции Гнилоаксайская |
8 |
29.04.1943 г. |
1 Ju-87 |
восточнее Крымская |
9 |
03.05.1943 г. |
1 Ju-87 |
южнее Неберджаевская |
10 |
04.05.1943 г. |
1 Не-111 |
юго - восточнее Крымская |
11 |
1 Не-111 ( в паре - 1 / 2 ) |
западнее Крымская |
Всего сбитых самолётов - 7 + 4. |
.
Награждён орденами: Красного Знамени (дважды), Отечественной войны I степени, Красной Звезды, медалью "За оборону Кавказа" (13.06.1944 посмертно).
.
6 мая 1943 года командир эскадрильи 148 иап 284 иад капитан Смирнов Леонид Дмитриевич не вернулся из очередного боевого вылета по прикрытию своих войск в районе Неберджаевская, который совершал не на именном, а на другом самолёте. Из боевого донесения от 06.05.1943: «Капитан Смирнов Леонид Дмитриевич, 1913 г.р., урож. г.Харьков, командир аэ 148 иап, не вернулся с боевого задания по прикрытию своих войск в р-не Неберджаевская на самолете Як-1. На счету имел 7+4 сбитых самолетов противника.
Пропала вся четверка — Смирнов, Дронов, Цириков, Свиридов.»
.
Через неделю, 11 мая 1943 года другой лётчик 148-го иап старший лейтенант М.В. Шкомплекто совершил на именном Як-1 капитана Смирнова посадку на аэродроме Анапа, занятом словаками.
Позже на самолёт были нанесены немецкие опознавательные знаки, но на борту сохранена надпись: "Сталинскому соколу Смирнову Леониду от трудящихся Фрунзенского района гор. Саратова".
.
Самолёт Л.Д. Смирнова был передан немецкой JG 52. После опробования 12 мая его перегнали в Тамань, а затем в Керчь. Эта машина использовалась немцами в боях, так как по докладам советской стороны отмечалось применение противником самолёта Як-1 со звёздами и жёлтой надписью от кабины до хвоста. Захваченный истребитель впоследствии отправили в Германию, где его показали высшему командованию Люфтваффе на выставке трофеев 3 сентября 1943 года в Рехлине. Затем машину выставили для всеобщего обозрения в городе Мекленбург (ныне Шверин). Дальнейшая судьба самолёта неизвестна.
.
Жена Павлова Надежда Александровна на момент гибели лётчика проживала в г. Москве 66, ул. Ново-Басманная дом 16 кв. 41.
.
Источники:
Портал "Память народа"
Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
ОБД Мемориал
Помощь в создании страницы оказал Иванов Александр Полянскович
|