Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Косников Николай Маркович

Выпускник 1934 года
Генерал-майор авиации
.
Родился 22 июня 1909 года (в отдельных источниках встречаются даты рождения 22.07.1909 и 24.07.1909) в с. Базарный Карабулак Саратовской губернии в семье крестьян. По национальности русский.
.
В Красной Армии с 15.09.1928. Призван Базарно-Карабулакским РВК Саратовской области.
Член ВКП(б) с 1931 года.
В 1933 году поступил в Борисоглебскую ВШЛ, которую окончил в 1934 году (год выпуска требует уточнения).
Места службы: 10 бап 41 ад 24 А, 805 шап 197 шад 6 шак 16 ВА 1 БелФ,11 осатрп 16 ВА 1 БелФ, 805 шап 197 шад 16 ВА.
.
Участник войны с белофиннами с 29.11.1939 по 13.03.1940 в должности командира эскадрильи.
.
Участник Великой Отечественной войны с 24.06.1941.
Имел лёгкое ранение.
В феврале 1944 года - заместитель командира 11-го отдельного авиационного тренировочного смешанного полка, майор.
В сентябре 1944 года - командир 721 истребительного авиационного Касторненского полка 286-й истребительной авиационной Нежинской Краснознамённой дивизии, подполковник.
К концу войны - командир 805 штурмового авиационного ордена Суворова III степени полка 197-й авиационной Демблинской Краснознамённой дивизии, подполковник.
Летал на самолётах СБ, Як-1, Ил-2, Ла-5. Принимал личное участие в боевых вылетах.
.
После окончания войны продолжил службу в Вооружённых Силах.
.
Генерал-майор авиации.
.
Дата окончания службы: 14.02.1961.
.
Награды: орден Красного Знамени (07.04.1940), орден Красной Звезды (18.02.1944), орден Отечественной войны I степени (08.09.1944), орден Красной Звезды (03.11.1944), орден Красного Знамени (21.04.1945), орден Александра Невского (01.07.1945), орден Красного Знамени (20.06.1949), орден Красной Звезды (25.07.1949), орден Ленина (05.11.1954).
.
Умер в 1988 году.
***
Сталинский сокол Николай Косников
Автор Антон Инюшев
Генерал-майор авиации Николай Маркович Косников (1909-1988 гг.) родился в Саратовской губернии, по долгу службы объездил всю страну, но вторую половину своей жизни провел в Пензе и Пензенской области.
Известно, что это был герой, оборонявший Сталинград и штурмовавший Берлин.  Но о том, каким человеком был Николай Косников, сегодня мы можем узнать лишь из воспоминаний его сына Юрия Косникова, да из старых документов, напечатанных на машинке с пляшущими буквами.  Впрочем, масштаб этой личности мы можем оценить даже по этим данным.
.
«Тайная» война
Николай Косников родился в с. Базарный Карабулак Саратовской губернии в семье крестьян. Получив среднее образование, Николай добровольно становится курсантом объединенной военной школы им. ВЦИК (Москва), а затем в 1933 году поступает на учебу во 2-ю военную школу летчиков в г. Борисоглебске. С этого начинается его дорога в авиацию.
После окончания летной школы Николая Косникова назначили командиром звена легко-бомбардировочной эскадрильи, а через 2 года – командиром тренировочного авиаотряда в звании старшего лейтенанта.
По служебной лестнице Косников продвигался достаточно уверенно: к 1938 г. он уже был заместителем командира авиаэскадрильи 10 легко-бомбардировочного авиаполка (г. Красногвардейск, ныне Гатчина). В 1939-1940 гг. его полк принял участие в Советско-Финской войне.
О войне с Финляндией в Советском Союзе предпочитали лишний раз не упоминать. Николай Косников рассказывал детям про финскую кампанию чрезвычайно скупо. Лишь однажды упомянул, что в начале той войны стояли страшные морозы, у пулеметов и пушек застывала смазка.
Финны тем не менее стреляли, несмотря на низкую температуру. Потом и советские солдаты догадались убрать всю смазку. Орудия стали стрелять «на сухую». Детали быстро изнашивались, но зато можно было воевать.
У Николая Косникова в одном бою был разбит «фонарь» (прозрачная часть кабины, защищающая пилотов). Обратно пришлось лететь на ветру, на сорокаградусном морозе. «Когда я вылез из самолета, кожа на лице превратилась в корку. И, когда я ее трогал, она трескалась», – рассказывал Николай Косников своему сыну.
При том, что советская авиация имела десятикратное численное превосходство над финской, историки расходятся в оценке эффективности и мастерства советских летчиков, воевавших в 1939-1940 гг. Бесспорно, однако, что советская авиация выполнила свою задачу – нарушила работу финской оборонной промышленности и затруднила военные поставки союзников в Финляндию.
Николай Косников летал в те годы на самолете «СБ» – скоростном фронтовом бомбардировщике. За время кампании он совершил 62 боевых вылета и за свои заслуги получил орден Боевого Красного знамени.
.
На защите небес
Великая Отечественная война застала Николая Косникова на курсах повышения квалификации: он был слушателем курсов заместителей командиров авиаполков по политчасти в г. Энгельсе (Саратовская область).
24 июня 1941 г. он вернулся в свою часть в Гатчине Ленинградской области и очень скоро вступил в свои первые бои с фашистами. Это была совсем другая война, не похожая на Финскую кампанию. О многократном превосходстве в воздухе можно было забыть, тезис «малой кровью, на чужой территории» также утрачивал всякий практический смысл.
С июля по октябрь 1941 г. Николай Косников участвовал в сражениях Ленинградского фронта, до середины 1942 г. воевал на Западном фронте, потом попал на Сталинградский фронт, а в 1943 г. – на Центральный.
Увы, воспоминаний Николая Косникова об этих боях и об этом времени почти не сохранилось. Вот редкое исключение из этого правила – боевой эпизод, записанный самим Косниковым для оглашения на каком-то выступлении.
.
«24 июня, ясный безоблачный день, район восточнее Дмитровск-Орловского – 10-12 км. Мы прикрывали передний край войск 70 А[рмии] тремя группами по 6 самолетов Ла-5. Минут через 20-25 на небе появилось звено бомбардировщиков Ю-88 при сопровождении двух пар Ме-109.
Зная повадку противника отвлекать наши силы на малые группы, чтобы наносить удар основными группами, мы пропустили эту группу, хотя некоторые из летчиков запрашивали по радио разрешение на атаку.
Прошло не более 2 минут, как появилась вторая группа в составе 9 самолетов Ю-88 под прикрытием 12-ти Ме-109. Этих пропускать было нельзя.
Даю по радио команду: «О-2 – атаковать правое звено Ю-88, О-3 – левое звено, я атакую ведущего»
. О-2 был комэск, Герой Советского Союза, белорус, майор Козич. О-3 – также командир эскадрильи, Герой Советского Союза, капитан Трегубов, в полном смысле слова ас. Смел до дерзости, страха не знал, всегда веселый и с каламбурами. И ответ его последовал: «Я понял, есть над чем порезвиться. Атакую левого, прикройте хвост».
Атака оказалась удачной. Под ракурсом 1/4 ведущий Ю-88 оказался на перекрестье моего прицела. Доля секунды: нажимаю на гашетку, сноп цветных снарядов. Ю-88 клюнул носом и пошел вниз. Как видно, был убит пилот. Группа бомбардировщиков рассыпалась, наши Ла-5 стали их по одному клевать. Кроме того, надо было отбиваться от истребителей противника.
В это время ниже нас пролетела группа наших Ил-2. Как видно, они шли штурмовать аэродром противника, также под прикрытием истребителей Як-1, часть из которых ввязалась в бой с Ме-109, чтобы не допустить их до штурмовиков. По команде с наземного НП была поднята группа Ла-5 для перехвата первой тройки Ю-88, которую мы пропустили. Там тоже завязался воздушный бой.
Противник стал наращивать силы. Подошла еще группа Ме-109, и нам могло быть туговато, тем более что горючка была на исходе. К нам тоже прибыла группа 18 Ла-5. Эта группа сходу ввязалась в схватку и по сути дела решила исход боя. А наша группа вынуждена была выйти из боя – горючее было на исходе.
На второй день нам стало известно из оперативной сводки, что в этом бою противник потерял 6 Ю-88 и 5 Ме-109. Мы потеряли двух летчиков, 3 самолета и еще один подбитый сел на фюзеляж. Наши Ил-2 успешно выполнили задание по штурмовке аэродрома противника».
.
Сын Николая Косникова Юрий Косников отмечал, что его отец был летчиком, но прежде всего – командиром. Вот и из этого эпизода мы видим: да, он сам летает, нажимает на гашетку, уничтожает противника. Но при этом основной залог победы в другом – предугадать действия врага, перехитрить его, грамотно накопить и распределить силы, вовремя пустить их в бой. Это искусство войны нарабатывалось долгими годами и тяжкими потерями.
Юрий Косников вспоминает, что его отец очень редко рассказывал о войне. Обычно он отговаривался: «Чего об этом говорить?» Если и вспоминал что-то, то, как правило, чтобы подчеркнуть поучительным рассказом свои мысли, в воспитательных целях.
Юрий Косников: «Например: "Ты, говорит, все делаешь швырком, ты неаккуратен. Вот для летчика это может дорого обойтись". У него был случай: на взлете на малой высоте перевернулся самолет. То ли когда он садился в кабину, зацепился ремнем за тумблер закрылков, то ли еще что-то. В общем, самолет перевернулся на взлете. А у летчиков есть рефлекс: если что-то не так – ручку на себя, чтобы набрать высоту. В данном случае это была бы гарантированная смерть. Но он сообразил, отжал ручку от себя, набрал высоту, перевернулся».
Где именно произошел этот случай, уже не узнаешь. Может быть, в России, а может, и за границей.
.
На Берлин
После освобождения территории Советского Союза Николай Косников продолжил воевать. С 1943 г. он был командиром 721 истребительного авиационного полка, а затем 805 штурмового авиационного полка.
Освободив Белоруссию, советские войска продвигались дальше, в Польшу. Николай Косников говорил впоследствии о поляках: они любят сидеть и пить «каву» (кофе), но не любят работать. Вспоминал он и о том, как жил на постое у директора местного спиртзавода. У того поляка были примечательные усы, загнутые вверх. И когда Николай Косников приходил к директору, тот подкручивал ус и спрашивал тягуче и интригующе: «Пан полковнику, выпием?»
Еще один эпизод из Польши, но уже не столь веселый. Советские части стояли на опушке леса. Бойцы жили в землянках. Николай Косников сидел у друзей, когда началась бомбежка. Переждал некоторое время, а после пошел к своей землянке. Вернулся – землянки нет. Есть воронка, из которой идет дымок. Николай расстроился – пропали вещи. Развернулся, пошел обратно к друзьям. Приходит – их землянки тоже больше нет, лишь воронка и дым.
Да, на войне в вопросах выживания большую роль играет опыт и мастерство бойца. Но при этом огромное значение имеет и простая солдатская удача. Николай Косников мог легко погибнуть во время той бомбежки. Вместо этого он прошел всю войну без ранений.
Впрочем, на этот счет в документах имеются разночтения. Есть свидетельства того, что легкое ранение у Косникова все-таки было.
Воевал Николай Косников и в Германии. Он принимал участие в штурме Берлина, а затем сфотографировался у Рейхстага. Но перед тем, как сделать эту фотографию, летчику пришлось изрядно потрудиться. 
Однажды Николай Косников во время ночного полета попал в перекрестье немецких прожекторов. Обычно в таких случаях летчик слепнет, а зенитчики на земле, напротив, отлично видят, куда стрелять. В тот раз Николай Косников спасся, сбросив газ и резко «уронив» свой самолет вниз, в темноту. Штурмовик, на котором он летел, был хоть и тяжелым, но достаточно маневренным.
Штурм Берлина начался 25 апреля 1945 г. В этот день и на следующую ночь более 2000 советских самолетов 16-й и 18-й воздушных армий нанесли по столице Германии 3 массированных удара. Николай Косников служил в составе 16-й армии.
Небо над Берлином было затянуто дымом пожарищ, что дополнительно осложняло работу советских летчиков. Поэтому в эти вылеты посылали самых лучших.
Берлин Николай Косников штурмовал уже в звании подполковника, командуя 805 штурмовым авиаполком. За успешные действия в ходе штурма его полк получил почетное наименование «Берлинский»
.
После войны
Юрий Косников: «Отец был кадровый военный. Поэтому, сами понимаете, мы мотались по всему Советскому Союзу. Он служил в Эстонии, служил на Сахалине, на Карельском перешейке и в Армении. Всю страну опоясал».
По перечню названий самолетов, которые пилотировал Николай Косников, можно изучать историю российской военной авиации. Он летал на По-2, Р-5, Р-6, Ут-1, Ут-2, Ути-4, СБ, Як-1, Як-7, Як-7б, Ла-5, Ил-2, Ил-10, Як-12, Як-18, Як-18у, Як-18а, Миг-15, Миг-15бис.
Основной налет Николая Косникова был на поршневых самолетах, но в 1956-1957 гг. он успел полетать и на реактивных. Всего с 1934 по 1960 гг. за ним числилось  свыше 5000 полетов.
* * *
Первые воспоминания Юрия Косникова об отце связаны с эстонским периодом его биографии. Николай Косников катал сына на трофейном «Опель капитане», а тот был в восторге от таких поездок.
В 50-е годы семья Косникова приехала в Москву, где они жили впятером в одной комнате, выделенной для слушателя академии. Как раз в те годы появилось телевидение, и Юрий Косников вспоминает, как его семья смотрела телевизор КВН-49.
Дальше был 1957 г., и остров Сахалин. Николай Косников – командир летной дивизии. Его семья жила в домике японской постройки, типа фанерного. На всю семью – две комнаты. На Сахалине Николай Косников, впрочем, прослужил недолго.
Его новое назначение – г. Каменка Пензенской области. Николай Косников возглавил Военное авиационное училище первоначального обучения летчиков. Там он получил звание генерал-майора, и там же застало его знаменитое хрущевское сокращение. Училище было ликвидировано.
У Николая Косникова был выбор: или уйти в запас, или идти на повышение на должность генерал-лейтенанта, но в Среднюю Азию. По семейным обстоятельствам Косников решил уйти в запас. К этому моменту ему было 50 лет. В 1960 г. закончилась его военная служба.
Выбирая место жительства для своей семьи, Николай Косников отдал предпочтение Пензе. В те времена это был тихий зеленый город, все здесь было нормально. И Косниковы остались в Пензе.
После выхода в запас Николай Косников работал на литерном заводе «П/я 200», выпускавшем авиатренажеры. Он служил там заместителем директора, затем ушел на должность начальника гражданской обороны. После, когда здоровье стало ухудшаться, Николай Косников перешел на работу в Горпромторг. Затем вышел на пенсию и жил на ул. Славы со своей семьей до конца 80-х годов.
.
«Шаман» и человек
У Николая Косникова было военное прозвище Шаман. Объясняя это, Косников говорил: «Во-первых, когда я водил летчиков в бой, они всегда возвращались. А во-вторых, когда я посылал наградные документы, то их всегда утверждали, приходила награда».
Юрий Косников вспоминает, что человеком его отец был довольно резким – и в военные, и в мирные годы. Однако в одной из характеристик из аттестации Николая Косникова указывается, что тот допускает у себя в полку «разговорчики», цитирую «…не пресекая твердой рукой все нарушения, стараясь этим показать себя «добрым дядей» и этим привлечь на свою сторону людей». А в следующей характеристике его уже называют дисциплинированным, требовательным к себе и к подчиненным.
Надо полагать, Николай Косников умел совмещать свою резкость с человеческим подходом. Как отмечает его сын Юрий, Косников-старший служил в авиации в качестве пилота, командира и комиссара, а комиссар всегда должен найти дорожку к сердцу человека. Это одна из его обязанностей.
Надо сказать, что Николай Косников был верным сталинцем. Всю разоблачительную кампанию и ХХ съезд КПСС Николай Косников пережил молчком. Но позднее, при просмотре военных фильмов, Косников иногда произносил, непонятно в чей адрес: «Да вам до Сталина как до неба!»
Кстати говоря, Николай Косников был знаком с сыном Иосифа Сталина Василием. Возможно, это было служебное знакомство: Василий Сталин тоже служил в авиации.
После военной службы Николай Косников часто собирал у себя гостей – сослуживцев и знакомых. Отношения с ними были самые теплые. По всей видимости, друзья Николая Косникова любили и ценили его.
От наград Косников явно не бегал, но и не кичился ими, не присваивал себе чужих заслуг. Когда в его доме сломался холодильник, Николая Косникова пришлось долго уговаривать, чтобы он надел мундир и пошел просить новый агрегат в Горпромторг. Холодильник, кстати, тогда дали без разговоров: ведь в те годы в Пензе было всего два генерала – начальник артиллерийского училища и Николай Косников.
Николай Косников был награжден орденом Ленина, тремя орденами Боевого Красного знамени, тремя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны I степени, орденом Александра Невского, медалями за оборону Ленинграда, за оборону Сталинграда, за взятие Берлина и, конечно, за  Победу над Германией. И это далеко не полный перечень, здесь лишь основные его награды.
В последние годы жизни Николай Косников много болел: годы вибраций внутри кабины самолета плохо сказались на сердце и сосудах. А происходившая в конце 80-х перестройка и общее изменение отношения к ветеранам не добавляли старому летчику оптимизма.
В 1988 г. он умер, успев увидеть свою вторую внучку и, по счастью,  не успев увидеть, как разваливается на куски страна, за которую он воевал.
.
Источники:
Портал "Память народа"
Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Помощь в создании страницы оказал Иванов Александр Полянскович
Карта сайта Написать Администратору