Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Скорняков Виктор Николаевич

Выпускник 1940 года
.
.
Родился 13 декабря 1917 года в  г. Реж Екатеринбургской губернии (ныне Свердловская область России). По национальности русский.
.
В рядах Красной Армии с 06.12.1939, призван Сталинградским РВК  г. Сталинграда, поступил в лётную школу. Военную присягу принял 23.02.1940. Обучался в 15-й лётной группе инструктора младшего лейтенанта Комарова 1-й эскадрильи капитана Мельникова И.С.
08.08.1940 окончил Борисоглебскую Краснознамённую военную школу лётчиков имени В.П. Чкалова с присвоением воинского звания младший лейтенант и назначен младшим лётчиком 301-го иап (приказ НКО СССР № 03691).
Служил в 301-м иап ВВС 2-й Краснознамённой армии Дальневосточного фронта (1-я эскадрилья на И-15 бис и 3-я эскадрилья на И-16) на аэродроме Жигарева (Бирофельд Южный).
 В декабре 1942 г. направлен в состав 402 иап, находившегося на переформировании.
.
Участник Великой Отечественной войны.
Боевые действия полк в новом составе начал на Кубани 20.04.1943. В этот же день в 16:15 младший лейтенант В.Н. Скорняков открыл боевой счёт, сбив Bf-109. На 24.04.1943 выполнил 4 боевых вылета.
.
.
30.04.1943 командир звена младший лейтенант В.Н. Скорняков в паре с С.П. Шпуняковым патрулировали в заданном районе. Положенное время подходило к концу, когда они заметили Fw-189, возвращавшийся из советского тыла на большой высоте. Несколько атак оказались безрезультатными, «рама» уходила все дальше за линию фронта. Израсходовав весь боекомплект, Скорняков дал команду ведомому возвращаться на аэродром, а сам решил таранить врага. От удара он потерял сознание и с перебитой рукой был выброшен из кабины. Очнувшись, лётчик на предельно малой высоте сумел раскрыть парашют, но после приземления вновь впал в беспамятство. Подобрали его полицаи и сдали немцам. Дважды бежал из лагерей, но его ловили, жестоко избивали и возвращали обратно. Наконец, в Польше ему удалось бежать из эшелона. Семнадцать суток отважный лётчик пробирался на восток, пока в Винницкой области не встретил партизан. В отряде он стал подрывником, взорвал два моста, пустил под откос несколько эшелонов, воевал на территории Украины и Белоруссии.
.
После освобождения советской земли и прохождения спецпроверки 20.11.1944 вернулся в родной полк и возобновил боевую работу. Из докладной записки заместителя командира 402 иап по политчасти от 19.12.44 г.: «Скорняков В.Н., 1917 г. р., б/п, по социальному положению рабочий, холост. В полку был с декабря 1942 г. С 30 апреля по октябрь 1943 г. находился в плену. С октября 1943 г. по январь 1944 г., по его словам, был в партизанском отряде. В полк прибыл из 13-го запасного ИАП (г. Бобруйск) 20 ноября 1944 г. Его пребывание в плену подозрений не вызывает».
Сражался в этом полку до победы.
.
Известные победы:
20.04.1943 - 1 Ме-109
23.04.1943 - 1 Ме-109
30.04.1943 - 1 ФВ-189 - сбит таранным ударом.
.
После войны продолжил службу в ВВС. Воинское звание - капитан.
Дата окончания службы: 14.02.1958.
.
Награждён двумя орденами Отечественной войны II степени (25.04.1943, 11.03.1985), орденом Красной Звезды (26.10.1955), медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (09.05.1945), медалью «За освобождение Варшавы» (09.06.1945), медалью "За боевые заслуги" (30.04.1954), другими медалями.
.
Умер 3 марта 2007 года.
***
Из воспоминаний Скорнякова В.Н.
"...Я прибыл в полк с Дальнего Востока. Там служил после окончания Борисоглебского летного училища. До войны летать приходилось в основном на истребителе И-16. К 1941 году стал уже опытным летчиком, имел, как и мои друзья, по 900-1000 часов налета. Там, на Дальнем Востоке я и узнал о том, что началась война. В 42 году на Дальний Восток прибыл представитель от генерала Савицкого, чтобы создать Корпус Специального назначения в составе 402-го полка. Фронту требовались опытные летчики, а их не хватало. Когда Сецкорпус прибыл на Кубань, я узнали, что воевать предстоит вместе с неопытными мальчишками, направленными на фронт сразу после окончания летных училищ. Шла война, и набираться опыта в тылу было некогда. Выпускников училища направляли на фронт.
 Нас было всего 12 опытных летчиков. Остальные – молодые ребята. Мы возвращались, а они гибли. Они осваивали технику прямо в бою. У нас был опыт, мы могли не смотреть на приборы, а следить только за маневрами врага. А они так не могли. Многие не налетали и семи часов! Сколько их погибло!
В тот день я находился на дежурстве, когда в небе появились немецкие самолеты. Меня подняли по тревоге, вторым со мной был Сергей Исханов, из салаг, не налетавших и семи часов. Служба наведения указала цель – вражеский корректировщик, разведчик Focke-Wulf"189A... Неуловимый Focke-Wulf"189A, который не возможно поймать в прицел! За свою конструкцию мы прозвали его «рама». Немецкий «волк» обладал тем, что нашим самолетам было не подвластно - повышенной маневренностью.
 Бой шел на высоте около 4 тысяч метров. Немецкий самолет начал выполнять маневры. А у меня кончились патроны и пулемет заглох. Сбить «раму» не удавалось. Немец пошел в нисходящую спираль, на которой трудно поймать цель, установить ее скорость.
Решение пришлось принимать мгновенно: решил идти на таран. На большой скорости винтом я протаранил немецкий самолет. Тот начал падать. От удара меня выбросило из кабины. На мне был парашют, но он был нераскрыт. Сразу после удара потерял сознание. Не приходя в сознание, с нераскрытым парашютом я падал более 3 километров. На высоте метров 600 внезапно пришел в себя, дернул за кольцо и успел раскрыть парашют. Сильная боль в руке вернула к действительности – рука была вывихнута в плече и локте – следствие удара о кабину самолета. При приземлении я вывихнул ногу.
Я смотрю, навстречу бегут наши люди, казаки. «Я свой! - кричу я им, из Красной армии!». Тут я увидел, что они рвут парашют. Ткань-то была превосходной! Боль в ноге давала себя знать. Я проваливался куда-то, теряя сознание, а когда вновь пришел в себя, увидел, что пришла немецкая машина. Я понял, что упал на оккупированную территорию. Не знаю, то ли эти казаки оказались предателями, и сообщили обо мне немцам, то ли немцы успели меня засечь. Теперь трудно сказать.
Так я оказался в плену. Меня отправили в концлагерь для военнопленных в Симферополь. В составе концлагеря был госпиталь, в котором работали попавшие в плен советские пленные медики и медсестры. В госпитале медикаментов не было. Врач сказал, что наркоза нет, придется потерпеть. Когда мне вправили руку и ногу, я вновь потерял сознание. Всю ночь над моей кроватью просидела медсестра. Она успокаивала, гладила болевшую руку. Когда я пошел на поправку, меня отправили в концлагерь для военнопленных в Кировоград. Оттуда вместе с еще 12 человеками, среди которых были 9 летчиков и 3 моряка, эшелоном - в сторону Польши. Я подружился с двумя из них – Яковом и Петром, летчиком из нашего корпуса. Эшелон шел почти пустой, все мы находились в последнем вагоне, теплушке. Нас охраняли два вооруженных немца. Поезд шел по территории Западной Украины, по нашим подсчетам скоро должен был придти в Варшаву. На одной из промежуточных станций немцы открыли дверь и втащили мешок с семечками, которыми собирались кормить пленных.
Яков быстро сориентировался, придвинув мешок поближе к маленькому окну под потолком вагона. Когда немцы зазевались, Петр пролез в окно и оказался на подножке, следом за ним пролез и я. Мы спрыгнули с поезда и бросились бежать через поле. Услышали выстрелы. Стреляли по Яше, который бежал следом за нами. К счастью, пули не попали в него.
Так начался наш долгий путь к своим. Мы шли по Западной Украине, оккупированной немцами. Километра через 3 вошли в село, где местные женщины переодели нас в гражданскую одежду и спрятали до вечера. Моросило, было темно, когда мы пошли в лес, стараясь идти на восток. Дождь шел всю ночь, нам казалось, что мы ушли далеко. Когда рассвело, ахнули: оказалось, что вернулись к тому же селу, от которого начали путь. Мы заблудились! После этого мы стали внимательнее приглядываться к местности, и больше петель не делали. Днем прятались, ночью шли лесами, стараясь идти на восток. Шли они 17 дней.
В селе Ивановка вблизи Винницы зашли в крайнюю хату. Хозяйка нас накормила, уложила спать. А утром мы увидели, как над нами склонился какой-то мужчина.
- Ну что, идем в полицию? – усмехнулся незнакомец.
Это было шутка, а пошутивший так жестко – партизаном знаменитого Винницкого Соединения Партизанских отрядов имени Ленина. В этом отряде я провоевал два года. Сражался с фашистами и бандеровцами.
Затем меня отправили в Харьков. Отнеслись к мне с подозрением – бывший пленный, хоть и партизан. Единственный, кто отнесся хорошо, был командующий военным округом, генерал-полковник. Он спросил:
- Что вы хотите?
- Кушать, - ответил я честно.
Меня накормили в офицерской столовой. Тем временем обо мне доложили по телефону в Москву. Итогом стала отправка Виктора в спецлагерь НКВД для бывших пленных (интернированных). Так я оказался «врагом народа». Спецлагерь этот мы называли советским концлагерем. Меня проверили и перевели в офицерскую камеру.
Я написал письмо начальнику штаба 402-го полка Шаймарданову. Тот сообщил о письме командующему корпусом генералу Савицкому. За мной послали одного летчика из 402-го полка. Начальство спецлагеря сказало, что меня спасло пребывание в партизанском отряде. Я хорошо запомнил лицо молодого лейтенанта , который заявил мне:
- Как бывший пленный вы заслуживаете расстрела, но как партизан вы смыли свой позор, вину искупили.
Было очень обидно.
Между тем, шел 45-й год, война закончилась. 402-й полк находился в Германии, в составе Западной группы войск. Я хотел вернуться в свой полк, но меня отправили в Кузнецк, летчиком – инструктором. Летал на всех видах поршневых истребителей – И-16, Яках, Ла-5, Ла-7, Ла-9. «Долетал» до времен, когда появились реактивные истребители – Як-15, Як-17, Миг-15 и Миг-17.
Умер Сталин, наступила «хрущевская «оттепель». Никита Сергеевич «позаботился» о летчиках по-своему: издал указ, согласно которому летать можно было до сорока. А мне уже исполнилось 40. И меня, и друзей, опытных асов, демобилизовали.
За границей летчики летают до шестидесяти! Неужели стране не нужен был наш опыт?
Я писал Савицкому, просил допустить его к полетам, писал к Гризодубову, набиравшему тогда отряд космонавтов. Но меня сочли старым – это в сорок-то лет!.."
***
Источники:
Портал "Память народа"
Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
ОБД Мемориал
Дополнения и уточнения от Иванова Александра Полянсковича
Информационная поддержка от Пширкова Сергея Юлиановича
Карта сайта Написать Администратору