Горюнов Марк Михайлович
Заведующий учебной частью, начальник штаба Борисоглебского аэроклуба
.
.
Горюнов Марк Михайлович (встречается написание отчества как Михаилович) родился 25 апреля 1908 года в деревне Печехново Опочецкий уезд Псковской губернии Российской империи (ныне не существует, территория Пустошинского района Псковской области). По национальности русский. Социальное положение – рабочий.
Член ВКП(б) с 1943 года.
.
Дата поступления на военную службу – 01.10.1930. Призван Пустошкинским РВК Пустошинского района Западной области.
Получил военное авиационное образование (время и место обучения неизвестны) и имел опыт службы в ВВС. В 1936 году был уволен в запас и направлен на работу в ОСОАВИАХИМ.
.
.
Один из основателей Борисоглебского аэроклуба. Работал в нём с конца 1937 года: в 1938 году – начальником учебной части, в 1939 – начальником штаба.
.
Представители постоянного состава и курсанты-авиатехники Борисоглебского аэроклуба.
Слева – начальник учебной части аэроклуба М.М. Горюнов. Вероятно, конец 1937 года.
.
В 1941 году был вновь призван в РККА и направлен в запасную авиационную часть, созданную в 1941 году, где готовил лётчиков к боевой работе.
.
Участник Великой Отечественной войны. Места службы в годы войны: 5, 32 и 43 запасные авиационные полки 1 запасной авиационной бригады (1-й штурмовой Краснознаменной запасной авиабригады).
1-я заб работала совместно с Воронежским заводом № 18, выпускавшим штурмовики Ил-2. В октябре-ноябре 1941 года завод и 1-я заб перебазировались в Куйбышев.
Летчики заб получали самолёты ИЛ-2 на новом заводе, облётывали их и затем учили навыкам полётов в боевой обстановке молодых лётчиков, только что окончивших военные училища по ускоренной программе, а также лётчиков, уже побывавших в воздушных боях и переучивающихся на новый тип самолётов.
Работа была очень трудной и напряжённой. Лётчикам-инструкторам приходилось делать в день по 40-70 вылетов. Нужно было не только научить лётчиков в совершенстве владеть техникой боя, техникой прицельного бомбометания, но научить так побеждать врага, чтобы оставаться живыми.
На новом месте 1-я заб с каждым месяцем расширялась в таком стремительном темпе, что вскоре занимала уже 13 аэродромов, с которых в отдельные месяцы 1942 г. отправляли на фронт по 20 штурмовых полков (каждый из них в составе 21 самолёта, а всего по 420 самолётов и лётчиков ежемесячно). Бригада сыграла выдающуюся, основную, роль в создании мощной штурмовой авиации в годы войны.
В этой бригаде М.М. Горюнов прошел путь до командира эскадрильи.
В начале 1942 года – командир звена 2-й авиаэскадрильи 32-го запасного авиационного полка, старший лейтенант.
26.01.1942 командиром 32 зап представлен к награждению орденом «Красная Звезда».
«...Молодой растущий командир, имеет отличную методику обучения лётного состава. Прекрасный и волевой лётчик. Звено, которым руководил ст. лейтенант ГОРЮНОВ за период Отечественной войны с германским фашизмом подготовило 60 лётчиков, имея налёт на самолёте Ил-2 280 часов и 950 посадок. Большинство лётчиков переучено лично самим ст. лейтенантом ГОРЮНОВЫМ. Общий налёт ст. лейтенанта ГОРЮНОВА 1335 часов и 3450 посадок, из них на самолёте Ил-2 54 часа и 216 посадок. Звено ст. лейтенанта ГОРЮНОВА не имело лётных происшествий. Обученные лётчики показали и показывают отличную боевую выучку на фронтах борьбы с германским фашизмом. Ст. лейтенант ГОРЮНОВ, как честный патриот своей родины и в настоящий момент продолжает отдавать все свои силы, умение, знание и практический опыт выучке молодого лётного состава для фронта. За отличную подготовку боевых лётчиков на новой материальной части достоин представления к правительственной награде».
Награждён этим орденом 23.11.1942.
.
В середине 1942 года М.М. Горюнов - заместитель командира эскадрильи 43-го запасного авиационного полка 1-й заб, старший лейтенант.
.
1-я эскадрилья 5-го авиационного запасного полка 1-й штурмовой Краснознаменной Запасной авиабригады перед вылетом на задание.
Село Кинель-Черкассы. 1942.
.02.07.1942 командиром 43 зап Беляковым второй раз представлен к награждению орденом Красной звезды.
«...Прекрасный волевой лётчик. Работая в течение полутора лет в ЗАПе – вначале командиром звена, а в дальнейшем зам. командира эскадрильи ГОРЮНОВ отлично готовил лётчиков для фронта Отечественной войны. Будучи заместителем командира эскадрильи старший лейтенант ГОРЮНОВ сам лично обучил 67 лётчиков отличной технике пилотирования. Старший лейтенант ГОРЮНОВ имеет налёт 1820 часов и совершил 4000 посадок, работая без лётных происшествий. Обученные лётчики старшим лейтенантом ГОРЮНОВЫМ показывают отличную боевую выучку на фронтах борьбы с германским фашизмом. За отличную подготовку боевых лётчиков на самолёте Ил-2 достоин представления к Правительственной награде – ордену КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ».
Награждён орденом Красной звезды 07.08.1943, в день, когда 1-я запасная авиационная бригада была награждена орденом Красного Знамени.
.
С 15.01.1944 по 15.02.1944 участвовал в боевых действиях (вероятно, речь идёт о фронтовой стажировке).
В апреле 1945 – капитан. 30.04.1945 награждён медалью «За боевые заслуги».
09.05.1945 награждён медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
.
После окончания войны продолжил службу в ВВС.
В середине 1945 года – капитан, командир авиаэскадрильи 43 запасного штурмового авиационного полка.
02.06.1945 командиром 43 зап подполковником САГАРАДЗЕ представлен к награждению орденом Ленина.
«...Представляется к Правительственной награде ордену «ЛЕНИНА» за подготовку 242 человека лётчиков для фронта за период с июля 1943 г. по декабрь 1944 г. с отличными и хорошими оценками без аварий и катастроф. Капитан Горюнов старый лётчик-командир, обладающий отличными организаторскими и методическими качествами. В ноябре 1942 г. и августе 1943 г. за подготовку кадров для фронта награждён двумя орденами «Красная Звезда». В занимаемой должности с августа 1942 г. За этот период его эскадрилья подготовила 14 маршевых полков, одну авиаэскадрилью и более 389 одиночных экипажей. Эскадрилья, руководимая капитаном Горюновым, из года в год большую часть времени занимает ведущее место в полку. Эскадрилья почти на протяжении всего периода Отечественной войны в силу складывающихся обстоятельств базируется самостоятельно от полка. Несмотря на неудобства, вызванные некоторым отрывом от полка, эскадрилья без снижения темпов и качества готовит кадры для фронта.
ВЫВОД: За подготовку лётчиков-штурмовиков для фронта достоин представления к Правительственной награде орденом «ЛЕНИНА».
23.06.1945 награжден орденом Отечественной войны II степени.
.
Награждён тремя орденами Красной Звезды (23.11.1942; 07.08.1943; 15.11.1950), орденом Отечественной войны II степени (23.06.1945), медалями «За боевые заслуги» (30.04.1945), «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (09.05.1945), «XXX лет Советской Армии и Флота» и другими.
.
Уволен в запас 03.08.1955 в звании подполковник.
.
Источники:
Портал "Память народа" Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» Собрал материалы и составил биографию Николаев Юрий Евгеньевич
Дополнения внёс Иванов Александр Полянскович
|