Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Янковский Леонид Маркович

Выпускник 1936 года (школа командиров звеньев)
Начальник Борисоглебского аэроклуба в 1941-1942 гг. (период работы точно не известен)
.
Янковский Леонид Маркович родился 10 сентября 1910 года в селе Анциполовка Винницкого уезда Подольской губернии Российской Империи (ныне Немировского района Винницкой области Украины). По национальности украинец.
Член ВКП(б) с 1931 года. Социальное положение – рабочий из рабочих. Гражданская специальность – чернорабочий.
Окончил семь классов школы-семилетки в деревне Клебань Тульчинского района Винницкого округа.
.
В рядах Красной Армии с октября 1928 года.
С октября 1928 – курсант Школы зенитной артиллерии Харьковского военного округа (пр. № 275 ХВО).
С марта 1932 – командир взвода управления батарей 8-й отдельной Карастенской батареи (после переименована в 14-й отдельный зенитный артиллерийский дивизион Харьковского ВО) (пр. № УН7/8932/С ХВО).
С октября 1932 – помощник командира учебной батареи 126-го отдельного зенитного артиллерийского дивизиона Харьковского ВО (пр. № 097 ХВО).
С мая 1933 – инспектор Главной Инспекции Управления Авиации ОАХ СССР и РСФСР (пр. № ОК/2805 ВВС РККА).
С января 1934 – слушатель 9-й военной школы лётчиков и лётчиков-наблюдателей Харьковского ВО (ст. Рогань) (пр. № 69 НКО).
С 17.12.1934 – младший лётчик-наблюдатель 48 и/б аэ (пр. Н-0631).
С 26.07.1935 – освобождён от должности, зачислен слушателем 2-й Краснознамённой школы лётчиков-истребителей ВВС РККА им. ОСОАВИАХИМа г. Борисоглебск (пр. Н-01003).
14.03.1936 присвоено воинское звание лейтенант (пр. НКО № 0909/п).
В ноябре 1936 – окончил курсы командиров звеньев 2-й Краснознамённой школы лётчиков-истребителей ВВС РККА им. ОСОАВИАХИМа.
С 15.12.1936 – командир звена 16-го отдельного разведывательного отряда (корпусного авиационного отряда) Белорусского ВО (пр. № Н-02295).
28.05.1937 присвоено воинское звание старший лейтенант (пр. НКО № 0572/и).
С мая 1938 – инспектор Главной инспекции Управления авиации ОСОАВИАХИМа СССР и РСФСР (пр. ВВС РККА № ОК/2805).
С 09.10.1939 – помощник командира эскадрильи 67 иап Калининского ВО (пр. № 04416).
.
Из истории 67 иап
35-й истребительный авиационный полк сформирован в период с 25 августа по 17 сентября 1939 года сформирован в Калининском военном округе на аэродроме Ржев на самолётах И-16.
С 12 по 16 мая полк перебазировался из Калининского военного округа в состав 43-й истребительной авиационной бригады ВВС Одесского военного округа на аэродром Одесса.

В период с 28 июня по 9 сентября 1940 года полк в составе 43-й истребительной авиационной бригады ВВС 9-й армии Южного фронта принимал участие в освобождении Бессарабии на самолётах И-16.
.
04.05.1940 присвоено воинское звание капитан (пр. НКО № 01977).
С 16.09.1940 – помощник командира эскадрильи 317 разведывательного авиаполка Одесского ВО (пр. № 0584 ОдВО).
.
Из истории 317 рап
В действующей армии: 22.06.1941 - 02.08.1941 г.
Входил в состав ВВС Одесского ВО (с 22.06.1941 г. - Южный фронт).
Перед началом войны полк базировался в Колх-Бормсе (100 км севернее Одессы).
К 22.06.41 г. на вооружении имел 40 самолетов СБ (из них 2 неисправных).
Боевые вылеты начал совершать с 23.06.41 г. В этот день понес и первые потери.
.
Участник Великой Отечественной войны с 22.06.1941 в составе 317 рап Южного фронта.
27 июня 1941 года в воздушном бою был ранен и, несмотря на ранение, таранил немецкий бомбардировщик Ю-88 (самолёт и экипаж противника сгорели в районе города Первомайска). Во время тарана капитан Янковский получил контузию правой части тела, в виду чего был направлен в госпиталь.
Возможно, в этот период времени (с 1941 по 1942) был начальником Борисоглебского аэроклуба до прекращения его работы в 1942 году.
.
По окончании лечения, с 4 сентября 1942 года прошёл военно-врачебную комиссию и признан годным к лётно-подъёмной службе.
С 16.11.1942 в распоряжении начальника УК ВВС КА (вх. № 013914).
С 30.11.1942 – командир эскадрильи 42 авиационного полка дальнего действия 36 авиадивизии ДД (пр. № 0216/ок АДД) .
С 25.02.1943 – в должности командира эскадрильи 840 бап 113 авиадивизии ДД 15 ВА Брянского фронта.
С 02.05.1943 – и.д. командира эскадрильи 840 бап (пр. 070/ок 113 БАД).
В 1943 году – командир эскадрильи 840 бомбардировочного авиационного полка 113 ОБАД, капитан. Летал на самолёте Ил-4. Его экипаж – штурман эскадрильи старший лейтенант Иванов, стрелок-радист – начальник связи аэ техник-лейтенант Черёмушкин, воздушный стрелок старшина Корняков.
19.06.1943 командиром 840 бап майором Лукиным представлен к награждению орденом Ленина:
«...За время Отечественной войны с 22 июня 1941 года по 20 июня 1943 года – капитан Янковский совершил 50 боевых вылетов на различные цели противника. В воздухе вынослив, смел и решителен. Все задания командования выполняет хорошо и отлично, на выполнение боевых заданий идет с охотой. 27 июня 1941 года в воздушном бою был ранен и несмотря на ранение таранил немецкий бомбардировщик Ю-88, самолет и экипаж противника сгорели в районе города ПЕРВОМАЙСКА. Во время тарана ЯНКОВСКИЙ получил контузию всей правой части тела, в виду чего был направлен в госпиталь. За успешное выполнение боевых заданий и произведенный таран был представлен к Правительственной награде – ордену ЛЕНИНА, но так как штаб полка, в котором находился капитан ЯНКОВСКИЙ, попал в окружение – документы, видимо, были уничтожены.
Четыре раза ЯНКОВСКИЙ летал на гор. ЯССЫ (Румыния) в составе звена и девятки. В результате бомбардирования возникло много очагов пожара.
Три раза водил девятку бомбардировать танки противника на Юго-Западном фронте, отмечены прямые попадания, несколько танков уничтожено.
Произвел два вылета в составе звена на уничтожение ж. д. моста у города ЯССЫ, в один из налетов мост был взорван.
Сделал 4 вылета на порт КОНСТАНЦЫ – водил девятку, все задания были выполнены успешно, наблюдались большие очаги пожаров, сопровождавшихся сильными взрывами.
Пять раз водил капитан ЯНКОВСКИЙ девятку на ПЛОЭШТИ (нефтяной промысел Румынии). В результате 5 дней горел нефтяной промысел. В групповых воздушных боях сбито 2 МЕ-109.
Участвовал в обороне ОДЕССЫ, где совершил 12 боевых вылетов на уничтожение живой силы противника на подступах к городу. Как лучший экипаж ЯНКОВСКОГО не раз летал в разведку, доставляя ценные сведения о противнике.
После излечения в госпиталях с 4 сентября 1942 года прошел военно-врачебную комиссию и признан годным к летно-подъемной службе.
С 25 февраля 1943 года капитан ЯНКОВСКИЙ в составе 840 БАП в должности командира эскадрильи. В процессе подготовки полка к боевым действиям с мая 1943 года вывел эскадрилью на первое место в полку. С прибытием полка для боевых действий на БРЯНСКОМ фронте капитан ЯНКОВСКИЙ совершил 2 боевых вылета.
12.7.43 водил группу в 18 бомбардировщиков для нанесения удара по скоплениям живой силы и техники противника и опорным пунктам в районе МАЛИНОВЕЦ (Орловское направление). Группа выполнила свою задачу отлично и без потерь возвратились на свой аэродром.
19.7.43 – водил девятку на бомбардирование скопления войск артиллерии на ОП в пункте ОЧЧИ (Орловское направление). Девятка выполнила свою задачу отлично, возвратились без потерь. В результате бомбардирования возникло 2 сильных взрыва и 4 очага пожара.
За успешное выполнение боевых заданий и проявленное при этом мужество и отвагу капитан ЯНКОВСКИЙ достоин Правительственной награды орденом ЛЕНИНА».
Приказом ВС 15 ВА № 43/н от 07.08.1943 Л.М. Янковский награждён орденом Красного Знамени (посмертно).
.
6 августа 1943 года командир эскадрильи 840 бап 113 обад 15 ВА Брянского фронта капитан Янковский Леонид Маркович погиб при выполнении боевого задания на самолёте Ил-4. В состав экипажа входили: штурман аэ капитан Иванов Фёдор Александрович (1918 г.р.), начальник связи аэ он же флагм. стрелок-радист техник-лейтенант Черёмушкин Александр Яковлевич (1920 г.р.); воздушный стрелок (установить не удалось, возможно младший сержант Зонин Михаил Павлович 1922 г.р.)
Первичное место захоронения – село Долгое Залегощенского района Орловской области.
Исключён из списков Красной Армии приказом ГУК НКО СССР № 01250 от 16.09.1943.
.
Посмертно награждён орденом Красного Знамени (07.08.1943).
.
Жена Янковская Нина Семёновна проживала г. Фрунзе Киргизской ССР по адресу ул. Краснооктябрьская дом 36 кв. 2.
***
.
В сентябре 1990 года на шоссе у въезда в посёлок Ивот Дятьковского района Брянской области был установлен памятник воинам-авиаторам 113-й Краснознамённой Ленинградской бомбардировочной авиадивизии.
.
 
.
На вкопанных в землю крыльях – мраморные доски с фамилиями лётчиков, штурманов и стрелков дивизии, погибших летом-осенью 1943 года при освобождении Брянской области. Здесь есть и фамилия капитана Л.М. Янковского, командира эскадрильи 840 бап.
.
.
Источники:
Портал "Память народа"
Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Собрал материалы и составил биографию Николаев Юрий Евгеньевич
Дополнения внёс Иванов Александр Полянскович
Карта сайта Написать Администратору