Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Жирнов Алексей Данилович

Выпускник Борисоглебского аэроклуба 1940 года (1-я очередь)
Кандидат технических наук, старший научный сотрудник
.
.
Жирнов Алексей Данилович родился 12 июля 1923 года в деревне Михайловка Борисоглебского уезда Тамбовской губернии РСФСР (в настоящее время посёлок Михайловка Шпикуловского сельского поселения Жердевского района Тамбовской области). По национальности русский.
Окончил 9 классов средней школы.
.
.
В 1940 году – член ВЛКСМ, в октябре 1942 – кандидат в члены ВКП(б).
.
Учился в Борисоглебском аэроклубе с 1939 года, выпущен в августе 1940 года (1-я очередь). Имел налёт: вывозных – 13,42; самостоятельных – 8,02; контрольных – 5,13 часа. Выпущен с оценкой теоретических знаний - 4,0, лётной практики – 4,8 балла и рекомендацией «Кандидат в школу ВВС».
.
28.08.1940 года был призван в армию Борисоглебским РВК и направлен для дальнейшего обучения в Балашовскую военную школу пилотов ВВС. Окончил авиашколу в звании сержанта в 1941 году.
.
Участник Великой Отечественной войны с 07.04.1942 на Северо-Западном фронте, в боях - с 11.05.1942 и до 09.05.1945. В войне с Японией участвовал с 08.08.1945 по 03.09.1945. Служил пилотом, командиром звена, заместителем командира эскадрильи в 649-м ближнебомбардировочном авиационном полку (с 15.06.1942 по 14.03.1943 – 649-й смешанный авиационный полк) и 563-й отдельной армейской авиационной эскадрилье связи 53-й армии. Совершил 450 боевых вылетов.
В июне 1942 года – старший сержант, пилот 649 легкобомбардировочного авиационного полка оперативного подчинения 53-й армии Северо-Западного фронта.
19.06.1942 командиром 649 лбап капитаном Берсон представлен к награде:
«...Беспредельно предан делу партии Ленина-Сталина и социалистической родине. За период пребывания в 1 АЭ 649 ББП показал себя высоко-дисциплинированным, мужественным летчиком, отлично знает материальную часть самолета, грамотно ее эксплуатирует и любовно относится к ее сбережению. На всем протяжении показал отличные знания летного дела. Летает в простых и сложных метеоусловиях днем и ночью. Одним из первых принял участие в боевых действиях по разгрому опорных пунктов и живой силы противника, по-серьезному готовясь каждый раз к выполнению боевых заданий.
За период боевых действий т. Жирнов в различных метеоусловиях совершил 58 успешных боевых ночных вылетов и бомбардировал: Бель-1, Бель-2, Волбовичи, Глухое, Демидово, Пеньково, Немовино, Кулатино и ряд других целей, сбросив по ним 6680 кг бомб.
При выполнении заданий каждый раз подвергался со стороны противника интенсивному зенитному огню. В одном из вылетов осколком снаряда была повреждена мотоустановка, но задания всегда выполнялись с честью.
За проявленное мужество в 58 боевых вылетах в борьбе с ненавистным врагом тов. Жирнов достоин правительственной награды орден «Красное Знамя».

Награждён орденом Красного Знамени приказом СЗФ № 01281 от 08.10.1942.
.
Осенью 1942 года – младший лейтенант, пилот 649 отдельного смешанного армейского авиационного полка.
07.10.1942 командиром 649 осаап майором Клименко второй раз представлен к награждению орденом Красного Знамени:
«...Тов. Жирнов за время Отечественной войны сделал 184 ночных боевых вылета на самолете У-2 на бомбардировку войск и техники противника. Несмотря на сильный огонь зенитных установок противника, умело маневрируя, выполнял все задания командования. Невзирая на метеоусловия, в любую погоду уничтожал войска и технику противника. Так:
25.8.42 уничтожил артбатарею севернее Бель-II, 25.8.42 взорвал склад с боеприпасами в районе Себеж. 1.9.42 подавил артбатарею в районе Жабье. 10.9.42, нанося удар по штабу дивизии в дер. Ст. Ладомир, вызвал 3 очага пожара. 20.6.42, выполняя задание, над целью был сильно подбит самолёт и убит штурман, тов. Жирнов повреждённую машину без штурмана привёл на свой аэродром.
Кроме того, тов. Жирнов сделал 3 вылета на разведку войск противника, обнаружил колонну автомашин на дороге Висючий Бор – Хмели и 3 вылета в тыл противника, забрасывая разведчиков.
За эффективное бомбометание и выполнение заданий командованием полка объявлены 2 благодарности.
19.6.42 командованием 649 авиаполка за 78 боевых вылетов тов. Жирнов был представлен к правительственной награде ордену «Красное Знамя».
За проявленную отвагу и мужество в боях с противником достоин 2-ой правительственной награды ордена «Красное Знамя».

Приказом 53 армии № 0495 от 23.11.1942 награждён орденом Отечественной войны II степени.
.
Летом 1943 года – старший лейтенант, командир звена 563 отдельной армейской авиационной эскадрильи оперативного подчинения 53-й армии Степного фронта.
13.08.1943 командиром 563 оааэ майором Сыровым третий раз представлен к награждению орденом Красного Знамени:
«...За период боевых действий на Степном фронте показал образцы в выполнении заданий командования. Совершил 390 полетов по связи, из них: 92 полета по доставке пакетов и 208 полетов по транспортировке начальника штаба армии и транспортировке руководящего состава. 
Несмотря на то, что большинство полётов совершал без штурмана и посадки производились на незнакомых площадках вблизи от линии фронта, тов. Жирнов все задания командования выполнял успешно. 3 раза летал на уточнение обстановки у переднего края обороны противника, при этом проявляя смелость и находчивость.
12 августа 1943 г. при облёте переднего края обороны противника с оперативным работником штаба армии, самолёт тов. Жирнова был сильно обстрелян противником. Был убит оперативный работник и, несмотря на это, тов. Жирнов проявил высокое мастерство в технике пилотирования и смелость, вывел самолёт из под обстрела на бреющем полёте используя рельеф местности и привёл на свой аэродром. После выполнения задания на самолёте обнаружено 20 пулевых пробоин. Весь свой большой боевой опыт умело передаёт подчинённым, благодаря чему его звено имеет 828 полётов по связи без аварий и происшествий.
За успешное выполнение 200 ночных боевых вылетов на СЗФ награжден орденами «Красное Знамя» и «Отечественной войны II степени».
За мужество и храбрость, проявленные при выполнении заданий командования по связи и умелое руководство подчинёнными достоин представления к 3-й правительственной награде – ордену Красное Знамя».
Награждён орденом Красного Знамени приказом войскам 58 армии № 0559 от 08.09.1943. Орден вручен 21.09.1943.
.
Зимой 1945 года – старший лейтенант, командир звена 563 ордена Красной Звезды отдельной армейской авиационной эскадрильи оперативного подчинения 53-й армии 2-го Украинского фронта.
18.01.1945 командиром 563 оааэс майором Сыровым представлен к награждению орденом Отечественной войны I степени:
«...За период боевых действий на фронте Отечественной войны показал образцы в боевой работе. Принимая активное участие в боевой работе эскадрильи совершил лично 1344 полета по связи и 4 ночных боевых вылета по выброске листовок в тылу противника. Его звено имеет 2972 полёта по связи без аварий и происшествий. Полёты по связи в большинстве случаев совершаются без штурмана с посадкой на незнакомых площадках вблизи от линии фронта. При выполнении заданий по связи его самолёт 2 раза был обстрелян истребителями пр-ка и один раз наземным пр-ком, всего самолёт получил 10 пулевых пробоин. Благодаря высокому мастерству в технике пилотирования, храбрости и мужеству пилота самолёт всегда умело выводился из-под обстрела, не имея случаев невыполнения задания.
В период весеннего наступления 1944 г., когда полёты совершались в трудных условиях, выбор и сами площадки были ограничены ввиду распутицы, т. Жирнов, перевозя боеприпасы, горючее, медикаменты и другие грузы, находясь в воздухе по 9-10 ч. в сутки, перевозил грузы в 1,5-2 раза больше, чем положено по норме, не имея случаев аварий и происшествий или невыполнения задания. Высокое мастерство в технике пилотирования проявляетя при полётах по Румынской и Венгерской территории, особенно при полётах в горах, когда ориентировка усложнена, потолок самолёта ограничен, сам полёт в большинстве случаев проходит в сложных метеоусловиях.
За успешное выполнение 230 ночных боевых вылетов на СЗФ награжден орденами «Красное Знамя» и «Отечественная война 2 степени». За 320 полетов по связи, совершенных в период с 24.4.43 по 17.9.43 награждён орденом «Красное Знамя». После последнего награждения совершил 1014 полетов по связи. За образцовое выполнение 1014 полетов по связи и проявленные при этом храбрость и мужество достоин награждения 4-ой правительственной наградой орденом «Отечественная война I степени».
Награждён орденом Отечественной войны I степени приказом войскам 53 армии от 30.01.1945.
.
.
Осенью 1945 года – командир звена 563 ордена Красной Звезды отдельной армейской авиаэскадрильи, старший лейтенант.
05.09.1945 майором Сыровым четвёртый раз представлен к награждению орденом Красного Знамени:
«За период пребывания на Забайкальском фронте, участвуя в войне против японских захватчиков, совершил 95 полётов по связи. Его звено за этот период совершило 178 полетов по связи. Полёты по связи совершал в большинстве случаев в сложных метеоусловиях, в степных и горных районах МНР и Манчжурии, где ориентировка очень сложная. Когда наземные войска были на марше, т. Жирнов обеспечивал авиасвязью КП армии с корпусами и дивизиями, совершая посадки на незнакомых площадках. Кроме этого, совершал полёты на разведку дорог.
За весь период работы т. Жирнов не имеет ни одного случая невыполнения заданий по связи. Участвуя в Отечественной войне, совершил 312 боевых вылетов и 1538 полётов по связи.
За успешное выполнение 280 боевых вылетов и 1200 полетов по связи награждён двумя орденами «Красное Знамя», орденом «Отечественная война I ст.» и орденом «Отечественная война II ст.». После последнего награждения совершил в Отечественной войне 338 полётов по связи и в войне с Японией 95 полётов по связи.
За храбрость и мужество, проявленные при выполнении 433 полетов по связи достоин награждения 5-й правительственной наградой орденом «Красное Знамя».

Награждён приказом войскам 53 армии № 0368/н от 12.09.1945. Орден вручен 02.10.1945.
.
Кроме перечисленных выше наград, в период Великой Отечественной войны награждён медалями, имеет 22 благодарности Верховного Главнокомандующего.
.
Дата окончания службы: 17.07.1946.
.
После увольнения из армии Алексей Данилович экстерном сдал экзамены за среднюю школу и поступил в Московский инженерно-физический институт, по окончании которого в 1953 году пришёл на работу в НИИ-8 (НИКИЭТ - Научно-исследовательский и конструкторский институт энерготехники имени Н.А. Доллежаля), где занимал должности инженера, старшего инженера, а с 1956 г. — начальника одного из ведущих отделов.
.
А.Д. Жирнов непосредственно участвовал в проектировании и создании ядерной паропроизводящей установки (ЯППУ) для первой отечественной атомной подводной лодки «Ленинский комсомол», последующих подводных лодок 1-го поколения и для стенда 27ВМ — наземного прототипа корабельной ядерной установки. Он первым предложил и обосновал структуру активной зоны с прямоточными каналами, участвовал в экспериментальном обосновании физических параметров активной зоны реакторов установки ВМ-А.
.
В качестве научного руководителя дежурной смены Алексей Данилович Жирнов участвовал в монтаже оборудования стендовой ЯППУ и в загрузке атомного реактора топливными каналами. Когда 8 марта 1956 г. реактор был подготовлен для пуска, научный руководитель решения проблемы создания транспортной энергетической установки и атомной подводной лодки академик АН СССР А.П. Александров в присутствии физиков ИАЭ им. Н.А. Курчатова, ФЭИ и НИИ-8 (НИКИЭТ) сказал: «Пусть впервые на мощность этот реактор выводит военный лётчик!».
И Алексей Данилович вывел впервые стендовый реактор на минимально контролируемый уровень мощности... Физический пуск реактора подтвердил правильность физических расчётов и результатов исследований, выполненных в ИАЭ им. И.В. Курчатова и в НИИ-8 (НИКИЭТ).
.
Возглавляя физический отдел НИКИЭТ, А.Д. Жирнов руководил проведением нейтронно-физических расчетов и экспериментов по обоснованию проектов ЯППУ для ПЛА и других объектов Военно-Морского Флота СССР.
.
А.Д. Жирнов — кандидат технических наук, имеет учёное звание «старший научный сотрудник». Он — соавтор свыше ста научных работ по атомной тематике, автор 15 свидетельств на изобретения по технике реакторов, в том числе по разработке эффективного защитного материала от нейтронного излучения для ПЛА.
.
В течение последних трёх лет производственной деятельности Жирнов Алексей Данилович являлся председателем Совета трудового коллектива института.
.
.
За высокие достижения в работе по созданию ядерных энергетических установок для ПЛА награждён орденами Трудового Красного Знамени, Октябрьской Революции и медалями СССР, занесён в Книгу Почёта института.
.
В 2010 году А.Д. Жирнову вручен нагрудный знак «Е.П. Славский», в 2012 г. - нагрудный знак «За заслуги перед атомной отраслью» I степени.
.
Умер 23 августа 2014 года. Похоронен на Николо-Архангельском кладбище г. Москвы.
.
Награждён тремя орденами Красного Знамени (08.10.1942; 08.09.1943; 12.09.1945), двумя орденами Отечественной войны II степени (23.11.1942; 06.04.1985), орденом Отечественной войны I степени (30.01.1945), медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (09.05.1945) и другими медалями.
.
Источники:
Портал "Память народа"
Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Собрал материалы и составил биографию Николаев Юрий Евгеньевич
Дополнения от Иванова Александра Полянсковича
Карта сайта Написать Администратору