Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Гудков Олег Васильевич

Выпускник 1952 года
Герой Советского Союза (26.04.1971)

.
Родился 13 февраля 1931 года в городе Армавир Краснодарского края.
С 1933 жил в городе Георгиевск Ставропольского края.
В 1949 окончил Ставропольское суворовское военное училище.
В армии с 1949 г. В 1952 г. окончил Борисоглебское ВАУЛ и Высшую офицерскую авиационно-инструкторскую школу (г. Грозный).
Оставлен лётчиком-инструктором в Борисоглебском ВАУЛ.
С 1957 г. - в запасе.
В 1958 г. окончил Школу лётчиков-испытателей, в 1966 г. - Московский авиационный институт.
С сентября 1958 г. - на лётно-испытательной работе в ЛИИ.
В 1973 г. - заместитель начальника ЛИЦ по лётной части - начальник комплекса «А» (т. е. шеф-пилот ЛИИ).
 За 15 лет работы он участвует в испытаниях более 70 типов самолетов.
Поднял в небо (18 апреля 1968 г.) и провёл испытания аналога сверхзвукового пассажирского самолёта Ту-144 - самолёта МиГ-21И («Аналог»).
Провёл испытания Су-15 и МиГ-21Ф-13 на штопор; большой объём работ по исследованию инерционного вращения; по испытанию системы запуска двигателя в полёте на истребителях; испытания МиГ-23 на прочность; ряд других сложных испытательных работ на самолётах-истребителях по тематике института.
Группа летчиков-испытателей авиапромышленности. Слева направо: Ф. Бурцев (в 1941 г. окончил Борисоглебскую ВАШЛ), В. Комаров, Ю. Гарнаев, О. Гудков (в 1952 г. окончил Борисоглебское ВАУЛ), Л. Рыбиков, В. Плаксин, В. Васин.
.
4 октября 1973 г. Олег Васильевич  Гудков погиб в испытательном полете на МиГ-25П.
В этом полете исследовалась причина ряда катастроф: 31 мая 1973 г. в Ахтубинске разбился МиГ-25П № 808, пилотируемый летчиком-испытателем ГК НИИ ВВС А. В. Кузнецовым, - первый самолет с дифференциальным стабилизатором. Аналогичное происшествие произошло вскоре с военным летчиком Майстренко в Кубинке.
Олег Гудков был членом аварийной комиссии. Тогда он считал и убеждал других, что причина заключается только в непонятном «блуждающем» отказе. С таким мнением он вернулся домой продолжать названную работу по МиГ-25 вблизи земли, по-прежнему считая, что не существует условий выхода одной из половинок стабилизатора на максимальный угол отклонения при нормально работающем управлении.
По мнению Л. С. Попова, если бы не заблуждение относительно «блуждающего» отказа, который на конкретной машине не проявляется, Олег Васильевич при его классе испытателя не стал бы выполнять заключительный в том полете режим с отворотом в сторону города.
На высоте около 1000 метров в ответ на отклонение рулей самолет начал интенсивно вращаться и на обратное отклонение рулей не реагировал. Гудков «ухватил за ручку» явление, которое до сих пор безуспешно искали.
- Вращает! - кричал он по радио с азартом первооткрывателя и через долю секунды: "- Вра-ща-ет" - отчетливо и бесстрастно, тоном приговора ...себе...
Самолет упал на склад текстильной фабрики на ж/д станции Раменское. Гудков катапультировался, но из-за вращения самолета кресло с летчиком стрельнуло в кирпичную стену склада. По счастливой случайности на складе не было ни одного человека...
Причиной всех трех катастроф стала перекомпенсация стабилизатора: на определенных режимах - мощности гидравлических рулевых приводов не хватало для управления горизонтальным оперением. Для преодоления этого дефекта был предпринят перенос оси вращения стабилизатора на 140 мм вперед, после чего самолет стал надежно и эффективно управляться во всем допустимом диапазоне скоростей и высот полета.
.
Жил в городе Жуковский Московской области. Похоронен в Жуковском, на Быковском кладбище.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 апреля 1971 года за мужество и героизм, проявленные при освоении нового вооружения и военной техники лётчику-испытателю Олегу Васильевичу Гудкову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 11402).
.
Награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, «Знак Почёта», медалями.
Его именем названа улица в г. Жуковском.
.
Источники информации:
1. «История и самолеты ОКБ МиГ» / Студия Крылья России, АНПК «МиГ», CD - 1999 /
2. Испытатели ЛИИ / В.П.Васин, А.А.Симонов, Жуковский. «Авиационный печатный двор», 2001 /
3. «Страстная неделя» / Леонид Попов, Москва. Изд. дом «Авиация и космонавтика»; агентство «Кречет», 1995 /
4. Наших улиц имена / г. Жуковский / 
***
На фотографии: родная сестра Гудкова О. В. Алла Васильевна со своей дочерью Оксаной Владимировной в месте встречи выпускников Борисоглебского ВВАУЛ. 25 августа 2007 г., МАКС-2007
***
Интересные эпизоды жизни.
DUD 14/11/2012 [23:42:58] на авиафоруме писал:
Не могу не поделиться с авиационным интернет-сообществом одним, лично для меня, волнительным моментом. Совершенно случайно, вместе со старыми, еще МАП СССР, документами, мне в руки попал лист бумаги, уже пожелтевший от времени, с текстом, написанным выдающимся летчиком-испытателем. Читал его не без волнения. Это было великое время для нашей авиации, которое делали, не побоюсь сказать, великие авиаторы.
Вот собственно, сам документ: http://yadi.sk/d/EVFrh-0k0jbKk
А это, о людях в том документе http://www.testpilot.ru/base/2009/03/kozlov-m-v/ 
http://www.testpilot.ru/base/2009/03/molchanov-v-m/  
Крылья России (видео 12:42) "Дороже золота. Герой Советского Союза Олег Гудков"
http://www.youtube.com/watch?v=J_kwPI-MquQ  
Тема обсуждения здесь:
http://www.forumavia.ru/forum/7/8/734897567741520419221352922178_1.shtml?topiccount=31
Карта сайта Написать Администратору