Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Ершов Михаил Константинович

Выпускник 1934 года
.
 
.
Ершов Михаил Константинович родился 6 января 1907 года в д. Поповка Пронского уезда Рязанской губернии (ныне Пронского района Рязанской области России).
.
В РККА с 15.10.1929. Окончил Нижегородскую пехотную школу в 1932 году, Борисоглебскую ВАШЛ в 1934 году, Ейскую ВШМЛ в 1935 году.
Участник Великой Отечественной войны. На фронте с 17.01.1942 – штурман полка 750 бап, с 20.07.1942 – штурман полка 3 зап, штурман эскадрильи 647 дбап Южного фронта.
На Красноярской воздушной трассе: с 28.08.1942 – капитан, штурман звена 4 пап.
.
.
24 марта 1943 пропал без вести. Погиб в авиакатастрофе самолёта А-20 в 18 км (по др. данным в 80 км) восточнее от аэропорта Киренск. Экипаж — командир экипажа капитан Лобарев Дмитрий Михайлович, штурман капитан Ершов Михаил Константинович, стрелок-радист Нечепуренко Василий Николаевич.
В условиях облачности столкнулся с сопкой.
Останки лётчика были найдены в июле 1987 года поисковым отрядом лётчиков гражданской авиации г. Киренска. Захоронен в городском парке г. Киренска 1 сентября 1988 года.
.
Жена — Ершова Вера Васильевна проживала в д. Машковка Кимовского с/с Тульской области.
.
Командир экипажа капитан Лобарев Дмитрий Михайлович (из воспоминаний сослуживца и однополчанина И.З. Воробьёва):
«...В тот день метеообстановка по маршруту была сложная. Расчетное время полета 4 часа 5 минут. Я должен был лететь радистом в экипаже Лобарева, который замыкал группу. Машины уже выруливали на старт, когда поступил приказ: мне, как более опытному, пересесть на лидера, а Лобареву принять молодого радиста Нечепуренко. Мы пошли со второй группой на лидере и время от времени со всеми держали связь.
Перед Витимом внезапно попали в плотную облачность. Долго шли вслепую. Болтало. Был снежный заряд. Из облачности выскочили, когда до Киренска оставалось 10-15 минут лету. Из облачности вышли не все: самолета Лобарева не оказалось, а он шел в 1-й группе замыкающим…
Извещение отправили семье, когда кончились положенные сроки поисков, когда перестали ждать и последовал приказ: считать экипаж пропавшим без вести...»
Через архив МГА СССР имена лётчиков были установлены, а после публикации в газете откликнулись родственники. К 1 сентября 1988 года в Киренск на похороны отца прилетели из Воронежа дочери капитана Лобарева М.К. Лариса Сладкова и Алевтина Чузавкова.
.
Штурман капитан Ершов Михаил Константинович
Останки лётчика найдены летом 1987 года. После установления имени и сообщения родственникам в их присутствии похоронен 1 сентября 1988 года в братской могиле в городском парке Киренска.
Обстоятельства катастрофы.
На месте трагедии поисковый отряд (профессиональные авиаторы) по расположению обломков фюзеляжа, двигателей, крыльев установил примерный курс самолёта. Это позволило предположить: горючее было на исходе – взрыва и пожара не случилось, самолёт готовился к посадке (на высотомере уже было установлено давление аэродрома и шасси выпущено), но прошёл Киренск стороной, потом взял пеленг, стал разворачиваться и в условиях плохой видимости столкнулся с горой...
На похороны в Киренск из Москвы приехали Г.П. Соколов, племянник погибшего, родственники С.С. Горшков и А. Ершова из Донецкой области. Как выяснилось, после получения извещения вдову Веру Васильевну Ершову парализовало, и от своей болезни она уже не оправилась. У погибшего М.К. Ершова есть внучки и правнуки – они гордятся своим дедом и прадедом, знают, где его могила.
.
Стрелок-радист Нечепуренко Василий Николаевич
Извещение направлено отцу – Нечепуренко Николаю Николаевичу в аэропорт Усть-Мая Якутской АССР.
Останки В.Н. Нечепуренко обнаружены поисковым отрядом летом 1987 года. После установления имени и сообщения родственникам в их присутствии похоронен 1 сентября 1988 в братской могиле в городском парке Киренска.
В короткой жизни этого 18-летнего парня роковой полёт был первым. И последним. Он только-только закончил курсы стрелков-радистов. Ещё не успел получить воинского звания. И не успел привыкнуть к новенькому обмундированию.
Наверное, решение руководителя полётов в тот день было резонным. Погода по курсу резко ухудшилась. Илья Воробьев – опытный радист, надо посадить его в экипаж, идущий во второй группе первым. А в замыкающем «Бостоне» первой группы Лобарев и Ершов – лётчики со стажем. Даже если новичок Вася Нечепуренко допустит какую ошибку, она будет исправлена опытом и мастерством старших товарищей.
У приехавших на похороны Роберта и Ларисы Нечепуренко сохранилась единственная фотография старшего брата: открытый взгляд, короткая стрижка, торчащие уши... Мальчишка. Но разве возможно представить Великую нашу Победу без этой жертвы?
.
.
Источники:
Портал "Память народа"
Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Собрал материалы и составил биографию Иванов Александр Полянскович
Карта сайта Написать Администратору