Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Чалый Дмитрий Иванович

Выпускник 1940 года
.
Д.И. Чалый – младший лейтенант, выпускник и летчик-инструктор Борисоглебской Краснознаменной авиационной школы пилотов им. В.П. Чкалова.
Между 08.08.1940 и 15.02.1943
.
Чалый Дмитрий Иванович родился 20 марта 1920 года, по официальным данным в слободе Константиновка-Кантемировка Константиновской волости Богучарского уезда Воронежской губернии РСФСР (с 1973 года посёлок городского типа, ныне Кантемировка Кантемировского района Воронежской области). По воспоминаниям же родственников, Дмитрий родился в Бутурлиновке, где семья жила до переезда в Кантемировку. По национальности русский.
Образование общее – семь классов в 1936 году в Кантемировке.
Дед по отцу и отец, Чалый Иван Иванович, были сапожниками-кустарями. Мама, Таисия Кузьминична (в девичестве Кульбацкая), рано лишилась родителей и в возрасте 8 лет была отдана в богатую семью нянькой, затем работала там же горничной. Эта семья и выдала её замуж за Ивана Ивановича Чалого, и приданое дала. Во время голода 20-х годов Чалые переехали в Кантемировку. Здесь жили родственники Таисии Кузьминичны. В семье Чалого Ивана Ивановича было четверо детей – сыновья Григорий, Дмитрий, Николай и дочь Антонина.
Член ВЛКСМ с 1936 года, кандидат в члены ВКП(б).
.
Д.И. Чалый учился на курсах пилотов ОСОАВИАХИМа, предположительно в Воронежском аэроклубе (по воспоминаниям родственников). Однако точное место обучения неизвестно, а в Воронежской области в то время было три аэроклуба – в Воронеже, в Борисоглебске и в Липецке.
Имел значительное количество парашютных прыжков, о чём говорит его знак «Инструктор-парашютист». Этим знаком награждались парашютисты, совершившие не менее пятидесяти прыжков и выполнившие все нормативы по программе «Инструктор парашютной подготовки».
Возможно, учился в одной из авиационных школ ОСОАВИАХИМа, готовивших пилотов-инструкторов для аэроклубов. Об этом говорят факты его работы инструктором в аэроклубе и обучения в «продвинутой» группе Борисоглебской авиашколы.
.
 
Пилот-инструктор аэроклуба Д.И. Чалый. На петлицах – две звездочки, означающие должностную категорию «инструктор ОСОАВИАХИМа».
На груди – знак «Инструктор-парашютист». До декабря 1939)
.
В рядах Красной Армии с декабря 1939 – курсант Борисоглебской военной авиационной школы имени В.П. Чкалова.
.
.
Военную присягу принял 23.02.1940. Обучение проходил на самолёте И-16 в первой лётной группе интенсивного обучения будущих летчиков-инструкторов. До финиша дошло девять человек. В учебном полёте на аэродроме Дуплятка погиб курсант Анатолий Иконников.
По завершении обучения Д.И. Чалый назначен лётчиком-инструктором Борисоглебской авиашколы им. В.П. Чкалова 08.08.1940 (приказ НКО № 03691). Этим же приказом ему было присвоено воинское звание младший лейтенант.
Звание лейтенант присвоено 15.02.1943 (приказ Уральского ВО № 099).
.
.
19 мая 1943 года инструктор-летчик Борисоглебской ВАШП лейтенант Чалый Дмитрий Иванович погиб при выполнении парашютного прыжка (СП. вх. № 04106). Авиашкола в это время, с июля 1942 до июня 1943, располагалась в Троицке, где полёты проводились на шести площадках. Он – второй известный сотрудник Борисоглебской авиашколы, погибший в Троицке при прыжках с парашютом (ранее, 07.05.1943, в районе лагеря/аэродрома у посёлка Кумысная погиб старшина отряда и одновременно курсант старшина Дейнекин Степан Николаевич).
Точное место гибели и захоронения Д.И. Чалого неизвестно.
Исключён из списков Вооруженных Сил Союза ССР как погибший приказом ГУК ВС № 01859 от 30.07.1947.
.
Жена Чалая Раиса Михайловна и дочь Алла 1940 (1941?) г.р. проживали в г. Запорожье по адресу ул. Чумиченко д. 36 кв. 46. Внучка Оксана 1967 г.р.
.
Семья Д.И. Чалого – супруга Раиса Михайловна и дочь Алла
***
.
Из воспоминаний Е.С. Николаева
.
«...Восьмого августа 1940 года, в жаркое солнечное утро, мы, девять человек, столпились у первого ангара Центрального (1-го) аэродрома. За жиденьким сквериком из акаций – штаб нашей аэ, над ним метеостанция с наружной лестницей и крохотным балкончиком, с которого метеобоги запускают свои зонды. Ещё выше – паутина антенн, шест с полосатой колбасой, чуть в стороне кроны огромных тополей, за ними казармы, а ещё дальше и сам город – знакомый и незнакомый, влекущий и немного (неразборчиво).
На этих днях нас одели. Получили всё новое, сшитое в ателье по меркам. Сапоги, ремни, планшеты скрипят новенькой кожей, издают неповторимый запах. В этом году отменили регланы и часы, но это ничего, наживём! Мы осматриваемся и не сразу узнаём друг друга. Вот младший лейтенант Митя Чалый. Тёмно-синий френч, хорошо сидящие сапоги, тёмно-синие бриджи, светлые, с сияющими пряжками, ремни, жёлтая кобура (пока пустая) на правом бедре, на голове с ещё не отросшими волосами – пилотка, на рукавах золотые шевроны, на левом рукаве ещё и эмблема – золотые крылышки с мечами. В петлицах с золотым кантом сейчас появятся кубики. На душе – праздник. Думаем уже не только о полётах, но и о предстоящем вживании в гражданку: квартира, знакомства, старые привязанности и многое другое лезет в голову.
Но вот построение. Начальник штаба – высокий худощавый подполковник Лебедев зачитывает приказ. Начальник школы полковник Туренко вручает знаки различия – кубики, поздравляет, говорит о самолёте И-16 уважительно. Этот ореол уважительности к самому скоростному, пилотажному, с мощным, секретным вооружением, строгому, не прощающему ошибок истребителю, падает как бы и на каждого из нас. Позже мы, приходя в столовую, слышали иногда с соседних столиков тихонько произносимые слова «Вот... с шестнадцатых...»
Мы продолжали стоять и слушать начальство. Всех оставили инструкторами. Хотя в этом и не было стопроцентного сюрприза, всё же каждый надеялся на строевую часть. Полковник Туренко понимал, конечно, всё. В конце речи он воскликнул бодро: «Да, и получать будете сразу как командиры пехотных полков, панимаешь! А?»
Не ошибусь, если скажу, что все мы были реалистами и понимали, что жить надо сегодня. Что будет завтра, покажет время. И ещё утешало – летать можно «по потребности». Большинство верили в судьбу. Расходились в боевом настроении. Каторжная работа инструктора-лётчика уже не пугала.
Благодушествовали мы недолго. В течение недели всех разобрали командиры звеньев, у которых штаты были неукомплектованы. Иной раз возникали споры. Мы смеялись: «Как лошадей торгуют!».
...
...При прыжке с парашютом уже лейтенант Дмитрий Чалый сделал такую затяжку, что купол хлопнул одновременно с ударом тела о землю...»
.
Источники:
Сведения и фотографии, получены от Владимира Николаевича Чалого (внучатого племянника Д.И. Чалого) из р.п. Кантемировка Воронежской области.
Портал "Память народа"
Собрал материалы и составил биографию Николаев Юрий Евгеньевич
Дополнения от Иванова Александра Полянсковича
Карта сайта Написать Администратору