|  | Сухомлин Иван МоисеевичВыпускник 1930 года Герой Советского Союза Заслуженный лётчик-испытатель СССР Заслуженный мастер спорта СССР 19.05.1911 - 28.08.1993 .Родился 19 мая 1911 в селе Малая Виска, ныне город Кировоградской области в семье рабочего. По национальности украинец. Член КПСС с 1940 года.
 Окончил 10 классов. Работал на сахарном заводе и на железной дороге. В Советской Армии с 1928 года. В 1929 году окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу летчиков, в 1930 - Борисоглебскую военно-авиационную школу лётчиков. После окончания программы лётной подготовки 08.12.1930 направлен в школу морских лётчиков. В 1931 году окончил Севастопольскую военно-авиационную школу морских лётчиков, работал в ней инструктором. Освоил «Авро-504-к», Р-5, Р-1, МР-1, МБР-2, «Савойя-16», «Савойя-62», МБР-4, Р-6, И-5, И-7.
 В 1934-35 гг. установил ряд всесоюзных рекордов продолжительности полета на планере, превышающих мировые достижения.
 .В 1936 году Сухомлина назначают инспектором ВВС РККА.
 С 1937 года на лётно-испытательной работе в НИИ авиации ВМФ (г. Севастополь). Командир испытательного отряда.
 Провел испытания МБР-2, ДБ-3ПТ (1938), АНТ-44бис (МТБ-2, 1939), Че-2 (МДР-6), лл. П.Д.Самсонова (МДР-7, 1939), МБР-7, Бе-4 (КОР-2, 1940-41).   Летающая лодка Бе-4 Проводил испытания на флаттер, бафтинг, критические режимы, сваливание, взлёт с отказом двигателя. Установил на АНТ-44бис 6 мировых рекордов. В 1941 году окончил Военно-воздушную академию РККА им. проф. Н.Е. Жуковского (ныне ВВИА).
 Участник Великой Отечественной войны. В 1941 году выполнил множество боевых, транспортных и связных вылетов на АНТ-44бис в акватории Черного моря. После Севастополя был направлен на один из авиазаводов на Урале.
 Работал в НИИ авиации ВМФ. Сухомлин испытывал морские самолёты И.В. Четверикова (Че-2), Т.М. Бериева (Бе-4, МБР-7), морские и сухопутные самолёты А.Н. Туполева (АНТ-44, установил на нём 6 мировых рекордов; Ту-114, установил 2 мировых рекордов) и др. Виды испытаний: флаттер, бафтинг, критические режимы, сваливание, взлёт с отказом двигателя.
Награждён тремя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны I степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями. 
 Поднял в небо первый серийный МиГ-13 (И-250, 9.10.1947), первую советскую реактивную летающую лодку Р-1 (30.05.1952). Участвовал в госиспытаниях Бе-6 (1946), Бе-8 (1948), Бе-6М (1951).
 С 1954 года - на лётно-испытательной работе ОКБ А.Н. Туполева. Поднял в небо и провёл испытания 95-2 (Ту-95, в качестве второго пилота, 21.01.1955), Ту-126 (23.01.1962). Провёл испытания Ту-95, первого серийного Ту-114 (1958). В 1960-62 гг. установил на Ту-114 24 мировых рекорда.
 Бе-200ЧС "Иван Сухомлин" (c 2008 г. рег. RF-32766) .Летчику-испытателю полковнику Сухомлину за испытание и освоение новой военной техники и проявленные при этом мужество и героизм 26 апреля 1971 года присвоено звание Героя Советского Союза.
 С декабря 1973 года в отставке. Жил в городе Жуковский Московской области.
 Умер 28 августа 1993 года. Похоронен в посёлке Родники Раменского района Московской области. .
 Мировые авиационные рекорды И.М. Сухомлина:
 
    
    
        .
Источники информации:
            | 1 | 18-19.11.1934 | «Сталинец-2» | двухместные планеры | Продолжительность полёта (24 ч 10 мин) |  
            | 2 | 2-3.10.1935 | «Сталинец-4» | одноместные планеры | Продолжительность полёта (38 ч 10 мин) |  
            | 3 | 17.06.1940 | АНТ-44Д | амфибии | Высота полёта с грузом 1.000 кг (7134 м) |  
            | 4 | 19.06.1940 | АНТ-44Д | амфибии | Высота полёта с грузом 2.000 кг (6284 м), 5.000 кг (5219 м) |  
            | 5 | 19.06.1940 | АНТ-44Д | амфибии | Подъем на высоту 2000 м полёта с грузом 5.000 кг |  
            | 6 | 28.09.1940 | АНТ-44Д | амфибии | Скорость на высоте 1000 м при полёте по замкнутому маршруту с грузом 1.000 кг (277,466 км/ч) |  
            | 7 | 07.10.1940 | АНТ-44Д | амфибии | Скорость на высоте 1000 м при полёте по замкнутому маршруту с грузом 2.000 кг (241,909 км/ч) |  
            | 8 | 24.03.1960 | Ту-114 | C-1 | Скорость на высоте 1000 м при полёте по замкнутому маршруту без груза, с грузом 1000- 25.000 кг (871,38 км/ч) |  
            | 9 | 01.04.1960 | Ту-114 | C-1 | Скорость на высоте 2000 м при полёте по замкнутому маршруту без груза, грузом 1.000-25.000 кг (857,28 км/ч) |  
            | 10 | 09.04.1960 | Ту-114 | C-1 | Скорость на высоте 5000 м при полёте по замкнутому маршруту без груза, грузом 1.000-25.000 кг (877,21 км/ч) |  
            | 11 | 12.06.1961 | Ту-114 | C-1 | Подъем с грузом 25000/30000 кг на высоту (12073 м) |  
            | 12 | 21.04.1962 | Ту-114 | C-1 | Скорость на высоте 10000 м при полёте по замкнутому маршруту без груза, грузом 1.000-10.000 кг (737,35 км/ч) |  • Герои Советского Cоюза: Краткий биографический словарь. Т.1./ Пред.ред.коллегии И.Н.Шкадов. - М.: Воениздат, 1988 /
 • Сухомлин Иван Моисеевич / Герои Советского Cоюза /
 *** . Информация от родственников Сухомлина Ивана Моисеевича: . Родился и вырос Иван Моисеевич с братом Василием и сестрой Галиной в селе Малая Виска (Кировоградская область, Украина) в семье плотника-строителя Моисея Семеновича и Александры Силовны Сухомлиных. В 1918 году был отдан в школу, учителей которой всю жизнь вспоминал с огромной благодарностью. Из записей Ивана Моисеевича:
 «…Обучаясь в школе, я вспоминал очень редкие случаи периода гражданской войны, когда «красные» самолеты над нашей Виской вели бои с белыми. В мирное время над нами летали самолеты из части «Елизаветграда». И я решил стать летчиком. Хотя отец, строивший железную дорогу, очень хотел, чтобы я стал машинистом...»
 «….В 1928 году, когда осенью я по путевке комсомола поступал в Ленинградскую Военно-Патриотическую школу летчиков, все письменные математические экзамены сдал на отлично. На устных же нужно было говорить по-русски. Я, невольно, говорил по «хохлятски», что вызывало смех экзаменующих….»
 В 1929 году поступил Борисоглебскую летную школу, а в 1931 году Севастопольскую военно-авиационную школу морских летчиков. Военно-Воздушную Академию РККА имени профессора Н.Е. Жуковского в 1941 году. Стал летчиком-инструктором Ейской военно-морской авиационной школы. Здесь получил первую награду – орден Ленина, установив мировой рекорд полета на одноместном планере, продолжительностью 38 часов 10 минут.
 
 В 1937 году Иван Моисеевич был назначен командиром испытательного отряда в НИИ морской авиации, где испытывал гидросамолеты. В 1938 году три месяца готовил женский экипаж в составе Полины Осипенко, Веры Ломако, Марины Расковой, который на гидросамолете пролетал 10 часов 33 минуты и побил мировой рекорд. В ходе испытания АНТ-44, конструкции А.Н. Туполева, он использовал все возможности машины и поставил шесть мировых рекордов. Большая модель данного самолета хранится в Музее Вооруженных Сил Российской Федерации. В годы войны эта машина была в единственном экземпляре, и на ней экипаж майора Сухомлина совершил 90 боевых вылетов, каждый раз забирая до семи тонн бомб. Он защищал Одессу, Севастополь, Кавказ, летал в Западную Европу. Потом стал заместителем командира эскадрильи истребителей на Северном фронте. Полк прикрывалот фашистских стервятников Мурманск, корабли с военной помощью Советскому Союзу, шедшие из Англии. 
 Войну подполковник Сухомлин закончил командиром полка. О его героических подвигах рассказано в книгах Григорьева «Альбатросы», З.А. Сорокина «Хозяин синих высот». По просьбе А.Н. Туполева, адмирал флота СССР Н.Г. Кузнецов отпустил полковника в морской форме Сухомлина в город Жуковский. Обосновался он с семьей в поселке Родники, Раменского района. Жена работала учителем истории в местной школе, а Иван Моисеевич бороздил голубые просторы Подмосковья.
 В 1959 году он на Ту-114 впервые в мире совершил беспосадочный перелет Москва - Нью-Йорк, с советской правительственной делегацией во главе с Н.С. Хрущевым. Многие личные мировые рекорды Ивана Моисеевича были связаны с этим самолетом. А в общей сложности их было сорок. Это был заметный след в истории мировой авиации. За время работы летчика-испытателя, через его руки прошло множество самолетов различного назначения: учебные, пассажирские, истребительные, гидросамолеты, самолеты стратегического назначения и даже планеры.
 
 За героизм и мужество Президиум Верховного Совета СССР присвоил И.М. Сухомлину звание «Герой Советского Союза». Он награжден тремя орденами Ленина, четырьмя Красного Знамени, двумя – Отечественной войны, двумя – «Красной Звезды», многими медалями. Получил звание – «Заслуженный летчик испытатель СССР» и «Заслуженный мастер спорта СССР».  В отставку ушел в 1973 году, тяжело расставаясь с небом.  Иван Моисеевич встречался с молодежью, призывниками, учащимися школ поселков Родники, Зюзино, города Жуковского. Земляки изберали его депутатом местного и областного Советов.  Умер Иван Моисеевич 28 августа 1993 года, оставшись в памяти людей спокойным, умным, даже застенчивым, в то же время волевым человеком. В поселке Родники проживает его вдова Лилия Ивановна Бурляй.
 .
 Материал подготовлен родственниками И.М. Сухомлина
 |