Чук Иван Григорьевич
Выпускник 1926 года
.
.
Чук Иван Григорьевич родился 4 февраля 1903 года в г. Лубны Лубенского уезда Полтавской губернии Российской империи (ныне Лубенского района Полтавской области Украины). По национальности украинец.
Член ВКП(б) с 1928 года. Полковник (18.03.1943).
.
В Красной Армии с февраля 1921 года. Окончил Военно-теоретическую школу ВВС РККА в Ленинграде (1924), 2-ю военную школу лётчиков им. ОСОАВИАХИМа СССР в г. Борисоглебске (1926), Школу воздушной стрельбы и бомбометания в г. Серпухове (1927), КУНС при Военно-воздушной академии РККА им. профессора Н.Е. Жуковского (1934), курсы по технике пилотирования при 1-й военной школе лётчиков им. А.Ф. Мясникова в пгт. Кача (1937).
В Гражданскую войну И.Г. Чук с октября 1920 года по февраль 1921 года будучи помощником уполномоченного, затем уполномоченным по борьбе с бандитизмом при Лубенской уездной милиции принимал участие в ликвидации бандформирований в Лубенском и Золотоношском уездах.
20 февраля 1921 года командирован уездным комитетом комсомола в РККА и назначен политинструктором 2-го полка особого назначения. В августе 1922 года И.Г. Чук зачислен курсантом в Школу червонных старшин им. ВУЦИК в Харькове. Через месяц был переведён на 15-е пехотные командные курсы в г. Киеве. В декабре направлен в Егорьевскую теоретическую школу Красного Воздушного флота, которая затем была переведена в Ленинград и переименована в Военно-теоретическую школу ВВС РККА. После прохождения теоретического курса в декабре 1924 года командирован во 2-ю военную школу лётчиков им. ОСОАВИАХИМа для обучения практическим полётам. В октябре 1926 года окончил последнюю и был направлен в г. Серпухов в Школу стрельбы и бомбометания на курсы усовершенствования. По её окончании в апреле 1927 года назначен младшим лётчиком во 2-ю авиабригаду ВВС Белорусского ВО в г. Витебск. В июне 1929 года переведеё в Закавказье в г. Тифлис, где проходил службу начальником технической части и начальником боепитания 34-го авиапарка. С ноября 1930 года служил в должностях помощника начальника штаба 2-й авиаэскадрильи ВВС Северо-Кавказского ВО, с июля 1932 года — начальника штаба 120-й авиаэскадрильи, с марта по сентябрь 1933 года — врид начальника штаба авиабригады.
В октябре 1933 года командирован на КУНС при Военно-воздушной академии РККА им. профессора Н.Е. Жуковского. После её окончания в мае 1934 года назначен начальником штаба 60-й авиаэскадрильи в г. Баку. В сентябре 1936 года капитан И.Г. Чук назначается командиром отдельного авиаотряда Севастопольского училища зенитной артиллерии. С июля 1938 года был командиром звена, затем помощником командира 3-й легкоштурмовой авиаэскадрильи 9-го штурмового авиаполка ВВС Ленинградского ВО.
С апреля 1939 года вступил в командование 5-м отдельным корпусным авиаотрядом в г. Луга.
В ходе советско-финляндской войны 1939–1940 гг. авиаотряд под его командованием вёл боевые действия в составе ВВС 8-й армии. По окончании боевых действий в июне 1940 года И.Г. Чук назначен заместителем командира 43-го бомбардировочного авиаполка в составе 12-й бомбардировочной авиадивизии ВВС Западного особого ВО в г. Витебске.
.
С началом Великой Отечественной войны полк с первых часов боевых действий начал боевую работу на Западном фронте. Майор И.Г. Чук лично водил группы бомбардировщиков на бомбардировку танковых колонн 2-й немецкой танковой группы. 5 июля над аэродромом Бецкое под Полоцком в воздушном бою лично сбил 2 вражеских самолёта (Ме-110 и Ю-88). В конце июля полк был выведен на переформирование в г. Харьков, где с 21 августа майор И.Г. Чук вступил в командование этим полком. С 25 августа полк под его командованием начал боевую работу на Юго-Западном фронте. Затем он с войсками фронта отходил вплоть до Сталинграда. Участвовал в обороне Полтавы, Харькова, Славянска, Купянска, Старобельска и других. За успешное выполнение боевых заданий командования полк был переименован в 13-й гвардейский бомбардировочный авиаполк.
С августа 1942 года по 1 мая 1943 года полк проходил переучивание в г. Омске на самолеты «Бостон». К 15 мая 1943 года он перелетел из Красноярска в Москву на 32 самолётах. В июне сформировал на базе полка 321-ю бомбардировочную авиадивизию, укомплектованную самолётами «Бостон». Формирование и переучивание личного состава проходило на Тамбовском аэроузле. Затем полковник И.Г. Чук лично организовал перелёт из Красноярска ещё 100 самолётов «Бостон» для дивизии.
.
.
В апреле 1944 года дивизия вошла в подчинение 2-й воздушной армии 1-го Украинского фронта и участвовала в Львовско-Сандомирской наступательной операции. За успешную боевую работу в составе 4-го бомбардировочного авиакорпуса ей было присвоено наименование «Львовская». В августе 1944 года дивизия была переброшена на 4-й Украинский фронт, где вошла в состав 8-й воздушной армии. Затем её части поддерживали войска фронта при преодолении Карпат и освобождении Закарпатской Украины, Чехословакии и южных районов Польши, в Моравско-Остравской наступательной операции.
.
После войны продолжал командовать этой дивизией.
С июня 1946 года полковник И.Г. Чук вступил в командование 218-й бомбардировочной авиадивизией ВВС Туркестанского ВО. С декабря 1947 года командовал 3-м бомбардировочным авиакорпусом 16-й воздушной армии ГСОВГ (Группа советских оккупационных войск в Германи).
В декабре 1948 года откомандирован в распоряжение Центрального совета ДОСАВ, затем назначен начальником Фрунзенского Республиканского аэроклуба.
С октября 1950 года исполнял должность начальника Центрального аэроклуба ДОСААФ УССР. С апреля 1952 года был начальником отдела боевой подготовки и вузов Управления ВВС Южно-Уральского ВО.
.
В августе 1955 года уволен в запас.
Коллектив авторов. Великая Отечественная: Комдивы. Военный биографический словарь /В.П. Горемыкин/
Портал "Память народа"
Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Собрал материалы и предоставил Иванов Александр Полянскович
|