Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Старжинский Михаил Петрович

Выпускник 1938 года
.
.
Старжинский Михаил Петрович родился в 1916 году в д. Рудковщина Савской волости Горецкого уезда Могилёвской губернии Российской империи (ныне Горецкого района Могилевской области Республики Беларусь). По национальности белорус. Социальное положение и происхождение — рабочий из крестьян-бедняков.
Женат. Профессия — слесарь. Член ВЛКСМ с 1932, член ВКП(б) с 1941 года.
В 1933 году окончил 6 групп школы.
В рядах Красной Армии с 09.01.1938, поступил в лётную школу.
.
31.11.1938 окончил 2-ю Краснознамённую военную школу лётчиков имени ОСОАВИАХИМа СССР в г. Борисоглебске с присвоением воинского звания младший лейтенант и назначен младшим лётчиком 34-го иап 57 истребительной авиабригады Московского ВО. Военную присягу принял 23.02.1939.
.
Участник Великой Отечественной войны с 22 июня 1941 года в составе 34 иап 6 иак ПВО Московской зоны ПВО.
В период с 1 по 6 августа 1941 года 34 иап переформирован по штату 015/134 на аэродроме Люберцы путём выделения из состава полка 34 экипажей на самолётах МиГ-3 для нового 35 иап ПВО.
Лейтенант Старжинский М.П. воевал в составе 35 иап 6 иак Московской зоны ПВО с 01.08.1941 по 25.08.1941, а с 25.08.1941 по 21.09.1941 в составе 35 иап 7 иак Ленинградской зоны ПВО.
28.09.1941 на аэродроме Люберцы 35-й иап переименован в 487-й иап (директива заместителя НКО СССР №165258 от 27.09.1941).
С 20.10.1941 (по 09.06.1943) воевал в составе 487 иап 101-й иад ПВО Воронежско-Борисоглебского района ПВО.
С 29.01.1942 — пилот 487-го иап.
14.11.1942 присвоено воинское звание старший лейтенант и назначен командиром звена 487-го иап.
С 09.06.1943 воевал в составе 487 иап 9 иак ПВО Воронежского района ПВО, а с 29.06.1943 в составе Воронежского, Курского и Киевского районов ПВО Западного фронта ПВО.
.
Из истории 487 (35) иап
35 иап сформирован приказом № 0010 от 30.07.1941 по 6 иак ПВО по штату 3-х эскадрилий. Основой полка послужила 2-я аэ 34 иап в связи с переходом с пятиэскадрильного состава на трехэскадрильный. Из состава 34-го иап при формировании было выделено 25 самолётов МиГ-3, из них 3 потерпели аварию и один сгорел при катастрофе. По штату полагалось 32 МиГ-3, транспортный самолёт ПС-84 и один УТИ-2.
По состоянию на 08.08.1941 в наличии имелись 21 МиГ-3 и 1 УТИ-4. В этом составе полк влился в ряды защитников столицы и нёс напряжённую боевую работу по отражению налётов вражеской авиации на Москву, базируясь на аэродроме Суково.
13.08.1941 полк получил наименование 419 иап.
15.08.1941 полк вновь получил наименование 35 иап (т.е. 419-м он был всего двое суток!)
Приказом по 6 иак ПВО от 24.08.1941 полку в составе 20 экипажей было приказано вместе с 12, 17, 25, 28, 35, 121 иап передислоцироваться к новому месту назначения. Полк переходил из подчинения 6-го иак ПВО Московского ВО в подчинение 7 иак ПВО Северного (Ленинградского) фронта.
С 26.08.1941 по 21.09.1941 в составе 1 и 2-й аэ полк базировался на аэродромах Шум, Выстов, Горелое, Подборовье и прикрывал с воздуха в системе ПВО Ленинграда железнодорожные станции и участки: Мга - Волхов (Волховстрой); Мга - Шлиссельбург; и пунктов: Мга, Волхов, Шлиссельбург.
В боях на подступах к Ленинграду лётчики полка проявили мужество, отражая налёты немецких бомбардировщиков и разведчиков. Кроме воздушных боёв полк производил разведывательные полёты над территорией, занятой противником в интересах 48 Армии.
На 07.09.1941 в полку из 20 МиГ-3 оставались готовыми к вылетам 14 самолётов, остальные 6 требовали замены двигателя.
09.09.1941 на аэродром Горелое перелетели 7 самолётов МиГ-3. Эта группа действовала отдельно от полка.
12.09.1941 пять лётчиков со своими самолётами переведены в 19 иап.
14.09.1941 полк перебазировался на аэродром Подборовье где пробыл до 21.09.1941. Боевых вылетов не осуществлялось, так как последние 5 самолётов МиГ-3 были отправлены в Череповец.
21.09.1941 полку со всем личным составом, без самолётов приказано перебазироваться в Москву на Люберецкий аэродром для доукомплектования и получения матчасти.
Приказом от 27.09.1941 для доукомплектования полка была выделена эскадрилья 565 иап в полном штатном составе 10 экипажей. Эта эскадрилья вошла в полк под номером 3. Самолёты МиГ-3 в количестве 20 штук для 35 иап получены в том же 565 иап.
28.09.1941 доукомплекстованный полк получил наименование 487 иап. (Формирование производилось во исполнение директивы заместителя НКО СССР от 27.08.1941  № 165258 о сформировании новых авиационных полков, в т.ч. 487-го иап в Люберцах, по штату No. 051/134.)
04.10.1941 вошёл в состав 101-й иад ПВО Воронежа. Базировался на аэродроме ОСОАВИАХИМа на улице Хользунова. Задачей полка было прикрытие Воронежа, сосредоточения войск на железнодорожном узле Валуйки, участка железной дороги Валуйки — Купянск, а также узлов Касторное, Лиски, Левая Россошь.
C января 1942 года ведёт бои: в районе Песковатки, Липецка, Латной, Касторное, Воронежа, Новохопёрска, Коротояка. На вооружении имел самолёты МиГ-3 разных серий (от 4 до 29), преимущественно, оборудованные предкрылками и имевшие сокращённый запас горючего.
Приближение фронта к Воронежу в июле 1942 г. вынудило перебазировать полк глубже в тыл, при этом многие неисправные истребители вывезти не удалось. В результате боевых повреждений, аварий и катастроф пришлось списать за июль 11 самолётов МиГ, количество исправных МиГ-3 не превышало двух-трёх машин. В строй были введены все уцелевшие И-16 и И-153. Полк пополнили "старыми" лётными кадрами из других частей ПВО Москвы, причём пятеро лётчиков ранее воевали на МиГах. Но новые истребители этого типа в полк не поступали, пришлось срочно переучивать пилотов на истребитель ЛаГГ-3 непосредственно на фронте.
С июля 1942 года по 1943 год базируется на аэродроме Дуплятка вблизи Борисоглебска и главной задачей полка была охрана железной дороги Балашов - Поворино - Сталинград.
С весны 1943 года активно действует в районе Курск - Малоархангельск - Поныри.
В июне 1943 г. полк базировался на аэродроме Щигры. Прикрывал участок ж/д Щигры – Черемисиново.
Участвует в отражении массированного налёта немецкой авиации на Курск 2 июня 1943 года. С августа по октябрь 1943 года полк базировался на аэродроме Льгов.
.
За время боевых действий (на 26.05.1943) Старжинский Михаил Петрович выполнил 205 боевых вылетов, в 7 воздушных боях сбил лично 1 самолёт противника и 3 в группе. Летал на самолётах И-16, МиГ-3, Як-1, Як-7б.
.
.
.
Известные победы:
27.09.1942 1 Ю-88
22.05.1943 1 Ме-109 в группе
22.05.1943 1 Ю-88 в группе
06.06.1943 1 Ме-110 в группе
.
24 августа 1943 года командир звена 487 иап старший лейтенант Старжинский Михаил Петрович на самолёте Як-7б сбит в воздушном бою. Похоронен на станции Селекционная Льговского района Курской области.
Исключён из списков Красной Армии приказом ГУК НКО СССР № 02440/пог. от 31.12.1943.
.
Награждён орденом Красного Знамени (10.06.1943).
.
Жена Старжина Екатерина Михайловна находилась по адресу: полевая почта № 23234.
Портал "Память народа"
Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
ОБД Мемориал
Собрал материалы и составил биографию Иванов Александр Полянскович
.
От Администратора сайта. Точная дата рождения Старжинского М.П. нам пока не известна. Помяенм выпускника в день его гибели - 24 августа.
Карта сайта Написать Администратору