Коккинаки Владимир Константинович родился 25 июня 1904 года в г. Новороссийске Новороссийского округа Черноморской губернии Российской империи (ныне Краснодарского края РФ). Русский (по национальности этнический грек). Старший брат Героя Советского Союза Константина Константиновича Коккинаки.
В 1921 году окончил 4-классное городское училище (позже экстерном сдал экзамены за курс школы 2-й ступени). С 1916 года трудился чернорабочим на виноградных плантациях, матросом (1920–1921) и грузчиком (1921–1922) в Новороссийском порту, проводником грузов и экспедитором Юго-Восточной транспортной конторы (1922–1924), вновь грузчиком в порту (1924–1925). В 1925 – начальник физкультурной работы 65-го стрелкового полка (город Новороссийск).
.
В Красной Армии с декабря 1925 года. Окончил полковую школу. До июля 1927 года служил командиром отделения и химинструктором 221-го Черноморского стрелкового полка 74-й Таманской стрелковой дивизии (город Новороссийск).
В декабре 1928 года окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в марте 1930 года – Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в ВВС лётчиком 11-й истребительной авиационной эскадрильи (в Ленинградском военном округе). В апреле – декабре 1931 – лётчик-инструктор Ленинградской военно-теоретической школы ВВС.
.
.
В январе 1932–марте 1935 – лётчик-испытатель Научно-испытательного института ВВС. Провёл государственные испытания истребителей И-16, И-16П и ДИ-4. Участвовал в государственных испытаниях истребителя И-15, в испытаниях «Звена» (бомбардировщика ТБ-1 с истребителями И-4 на крыльях, а также бомбардировщика ТБ-3 с истребителями И-5 на крыльях).
В 1934 году на новом истребителе И-16 достиг рекордной скорости у земли – 359 км/ч. 18 августа 1934 года участвовал в первом показательном пилотаже легендарной «красной пятёрки» над Тушинским аэродромом. В следующем году был ведущим пилотажной группы из пяти самолётов И-16, окрашенных в красный цвет, которая 1 мая 1935 года впервые пролетела над Красной площадью.
21 ноября 1935 года на истребителе И-15 достиг высоты 14.575 метров, что являлось мировым рекордом. С самолёта для снижения веса были сняты почти все приборы, вместо сидения установлена тоненькая дощечка, а сам лётчик был одет только в утеплённую лётную куртку с унтами и кислородную маску.
.
.
Т.к. СССР тогда ещё не был членом Международной авиационной федерации (ФАИ), это достижение не было официально зарегистрировано в качестве мирового авиационного рекорда.
В марте 1935–октябре 1964 – старший лётчик-испытатель ОКБ С.В. Ильюшина. Поднял в небо и провёл испытания всех самолётов ОКБ, выпущенных в эти годы – штурмовиков Ил-2 и Ил-10; бомбардировщиков ДБ-3, Ил-4, Ил-22, Ил-28, Ил-30, Ил-46, Ил-54; пассажирских самолётов Ил-12, Ил-14, Ил-18, Ил-62 и их различных модификаций, десантного планера Ил-32, а также опытных самолётов.
20 апреля 1936 года впервые в стране выполнил петлю Нестерова на двухмоторном самолёте (ЦКБ-26). В июле–сентябре 1936 года установил на ЦКБ-26 четыре мировых авиационных рекорда грузоподъёмности. К этому времени СССР уже был принят в ФАИ, и эти рекорды стали первыми советскими мировыми авиационными рекордами.
27–28 июня 1938 года на самолёте ЦКБ-30 «Москва» (штурман – А.М. Бряндинский) выполнил беспосадочный перелёт по маршруту Москва – Дальний Восток (город Спасск-Дальний, Приморский край) протяжённостью 6.850 километров по прямой (полётное время 24 часа 36 минут; лётчик провёл сутки за штурвалом!). Этим перелётом была доказана возможность быстрой переброски бомбардировщиков на Дальний Восток в случае вооружённого конфликта с Японией.
.
.
За осуществление героического беспосадочного дальнего перелёта по маршруту Москва – Владивосток* и за проявленное при этом выдающееся мужество и мастерство Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 июля 1938 года комбригу Коккинаки Владимиру Константиновичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. После учреждения знака особого отличия ему была вручена медаль «Золотая Звезда».
28–29 апреля 1939 года на самолёте ЦКБ-30 «Москва» (штурман – М.Х. Гордиенко) выполнил беспосадочный перелёт по маршруту Москва – Новгород – Хельсинки – Тронхейм – остров Исландия – мыс Фарвель (южная оконечность Гренландии) – США (остров Мискоу) протяжённостью 6.516 километров по прямой (полётное время 22 часа 56 минут). Из-за плохих метеоусловий был вынужден совершить вынужденную посадку на остров Мискоу (Атлантическое побережье Америки). С 1959 года именно этот маршрут используется для регулярных беспосадочных перелётов из Москвы в Нью-Йорк и обратно.
11 июня 1939 года В.К. Коккинаки и М.Х. Гордиенко были награждены орденами Ленина и медалями «За отвагу» (единственный случай, когда за один подвиг награждались одновременно орденом и медалью). Положения о дважды Героях Советского Союза тогда ещё не существовало...
В 1939 году В.К. Коккинаки поднял в воздух и провёл испытания машин, которые, уже через год с небольшим составили основу штурмовой и дальнебомбардировочной авиации страны. 21 мая 1939 года он поднял в небо ДБ-3Ф (Ил-4) – глубоко модернизированный ЦКБ-30 (ДБ-3), а 2 октября 1939 года – ЦКБ-55 – будущий Ил-2.
.
В годы Великой Отечественной войны совмещал работу лётчика-испытателя, начальника Главной инспекции Наркомата авиационной промышленности СССР (март 1943 – февраль 1947) и начальника лётно-испытательной службы авиационной промышленности.
За проявленные мужество и мастерство, проявленные при испытании опытных самолётов, а также за многолетнюю лётно-испытательную работу, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 сентября 1957 года генерал-майор авиации Коккинаки Владимир Константинович награждён второй медалью «Золотая Звезда»**.
.
Летал до октября 1964 года, его общий налёт составил 7.463 часа (из них 2.752 часа – на реактивных самолётах).
Установил 20 мировых авиационных рекордов: в 1936–1937 годах – 7 рекордов скорости и грузоподъёмности на самолёте ЦКБ-26; в 1958–1960 годах – 13 рекордов скорости и грузоподъёмности на самолёте Ил-18.
.
Воинские звания:
майор (28.02.1938);
комбриг (16.07.1938, внеочередное);
генерал-майор авиации (30.04.1943).
.
С января 1966 года генерал-майор авиации В.К. Коккинаки в запасе.
После ухода с лётной работы продолжал трудиться в ОКБ С.В. Ильюшина инженером-методистом, а с 1968 года – ответственным представителем Генерального конструктора в лётно-доводочном комплексе.
.
Председатель Федерации авиационного спорта СССР в 1959–1967 годах. С 1961 – вице-президент, а в декабре 1966 – октябре 1967 – президент Международной авиационной федерации (ФАИ).
.
Заслуженный лётчик-испытатель СССР (17.02.1959), Заслуженный мастер спорта СССР (1959), лётчик-испытатель I класса (12.1940).
.
.
Жил в Москве.
Умер 7 января 1985 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
.
.
Награждён шестью орденами Ленина (25.05.1936, 17.07.1938, 11.06.1939, 16.09.1945, 17.05.1951, 22.06.1984), четырьмя орденами Красной Звезды (05.03.1939, 25.11.1941, 03.11.1944, 02.10.1969), тремя орденами Красного Знамени (29.04.1944, 30.04.1945, 12.07.1957), орденом Отечественной войны II степени (19.08.1944), орденом Отечественной войны I степени (20.09.1947), орденом Октябрьской Революции (03.07.1974), медалями «За отвагу» (11.06.1939), «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (09.05.1945) и другими, а также иностранными наградами. Награждён Золотой авиационной медалью ФАИ (1965).
Лауреат Ленинской премии (22.04.1960 - за разработку и создание пассажирского самолёта Ил-18). Удостоен Золотой авиационной медали ФАИ (09.1965) и ожерелья «Роза ветров» с бриллиантами Международной ассоциации воздушного транспорта (14.01.1965 - за первый полёт по кратчайшему маршруту между Европой и Америкой).
.
.
Почётный гражданин Новороссийска (1970).
Бронзовый бюст В.К. Коккинаки установлен в городе Новороссийске Краснодарского края.
.
.
В Москве на доме, в котором он жил, установлена мемориальная доска.
.
.
Именем Коккинаки В.К. названы улицы в городах Москве, Ростове-на-Дону, Новокузнецке (Кемеровская область), Донской (Тульская область), Алматы (Казахстан), Тбилиси (Грузия), Макеевке (Донецкая область, Украина) и Славянске (Донецкая область, Украина), а также в станице Варениковской (Крымский район Краснодарского края). Бюсты установлены также в городе Борисоглебске Воронежской области
.
Фотографию прислал Иванов А.П.
.
...и в аэропорту Анапы (Краснодарский край), носящем его имя.
В Новороссийске есть улица Братьев Коккинаки.
Имя В.К. Коккинаки носят самолёты Ил-96-300 (RA-96011, авиакомпания «Аэрофлот – Российские Авиалинии»), Ил-76ТД-90ВД (RA-76950, авиакомпания «Волга-Днепр») и Як-42 (RA-42446, МЧС России). С 1986 года имя Героя носит танкер «Владимир Коккинаки» (порт приписки – Новороссийск), до 1958 года его имя носили также два пассажирских речных парохода «Коккинаки» (порты приписки – Москва и село Дуденёво Богородского района ныне Нижегородской области).
.
Примечания:
* Так в тексте Указа. На самом деле посадка была произведена в городе Спасск-Дальнем (т.е. более чем в 150 км от Владивостока).
** Единственный дважды Герой Советского Союза, получивший обе Золотые Звезды за испытания самолётов.
.
Семья.
Отец Константин Павлович Коккинаки (1861-1941), мать Наталья Петровна Коккинаки (1879-1959). Братья: Георгий Константинович Коккинаки (1900-1973), Павел Константинович Коккинаки (1906-1991) — бортинженер, Константин Константинович Коккинаки (1910-1990) — лётчик-испытатель, Герой Советского Союза, Александр Константинович Коккинаки (1914-1941) — лётчик-бомбардировщик, погиб на фронте, Валентин Константинович Коккинаки (1916-1955) — лётчик-испытатель. Сестра Татьяна Константиновна Коккинаки (1902-1993). Жена Валентина Андреевна Коккинаки (1911-2000). Дочь Ирина Владимировна Коккинаки (1943-2004) - советский и российский архитектурный критик. Внучка Ирина Валентиновна Коккинаки - российский искусствовед, редактор. Правнучка Полина Петровна Коккинаки (р. 1992) - российская журналистка.
***