Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Комаров Владимир Михайлович

Обучался в Борисоглебском ордена Ленина Краснознамённом ВАУЛ им. В.П. Чкалова с сентября 1945 г. по июль 1946 г.
Выпускник Батайского ВАУЛ 1949 года
Дважды Герой Советского Союза
.
Родился 16 марта 1927 г. в Москве в семье дворника.
Комаровы жили на 3-й Мещанской улице. В этом же доме жил известный академик, изобретатель геликоптера, ученик Жуковского Борис Николаевич Юрьев. Володя случайно с ним познакомился и, видимо, именно от этого знакомства зародилась в душе мечта о небе. Пускал с крыши воздушные змеи, смотрел на пролетающие самолёты.
Учился в школе, расположенной недалеко от нынешнего дворца спорта Олимпийский в районе метро "Проспект Мира". Сейчас у входа в эту школу установлен бюст Владимира Комарова.
Война застала Володю у родственников в деревне, откуда он вернулся в Москву с целым возом заработанных собственным трудом продуктов. А отца он не застал, тот уже ушел на войну. Самые трудные военные годы провел он в полуподвальной квартирке вместе с матерью.
В 1943 году, в самый разгар войны, Владимир окончил семилетку и поступил в 1-ю Московскую спецшколу ВВС - торопился, боялся не успеть на фронт, но управились без него.
В июле 1945 г., после окончания спецшколы, он стал курсантом 3-й Соловской авиационной школы первоначального обучения, а в сентябре того же года курсантом Борисоглебского Военного авиационного училища летчиков. Проучился в нем Владимир меньше года и в июле 1946 г. был переведен в Батайское ВАУЛ.
В декабре 1949 г. Владимир Комаров успешно окончил училище и начал службу военным летчиком-истребителем в 382-м истребительном авиационном полку 42-й истребительной авиационной дивизии ВВС Северокавказского военного округа, базировавшегося в печально известном Грозном. Там он познакомился со школьной учительницей Валентиной, которая вскоре стала его супругой и прошла с Владимиром рука об руку до конца жизни.
28 ноября 1951 г. его назначили на должность старшего летчика, а 27 октября 1952 г. он был переведен на ту же должность в 486-й истребительный авиаполк 279-й истребительной авиадивизии 57-й воздушной армии.
Там Владимир прослужил два года. Он быстро освоил сверхзвуковые самолеты, полеты ночью и в условиях плохой видимости по приборам. Его мечта - стать летчиком-испытателем лежала через инженерное образование и его, как одного из лучших летчиков направили для обучения в Военно-воздушную инженерную академию имени Жуковского. 31 августа 1954 г. он стал слушателем академии. Жить ему пришлось с женой и сыном у старенького отца - ветерана войны в полуподвальной квартирке. В той самой, где прошло все детство. 31 августа 1959 г Владимир Комаров успешно окончил факультет авиастроения академии и получил право выбора: куда распределиться. Выбор конечно пал на испытательную работу - цель его жизни.
В результате старшего инженера-лейтенанта Владимира Комарова распределили на испытательную работу в Государственный Краснознаменный НИИ ВВС. 3 сентября он был поставлен на должность помощника ведущего инженера и испытателя 3-го отделения 5-го отдела и было присвоено звание инженер-капитан. Владимир Комаров занимался испытаниями новых образцов авиационной техники. Здесь раскрылись его высокие качества умелого организатора и инженера. Именно здесь, в ГКНИИ ВВС, комиссия по отбору в первый отряд космонавтов предложила Владимиру Комарову новую секретную испытательную работу. Владимир и не думал отказываться, а ведь ему было уже 32 года и начинать новую работу поздновато. Но уж таков был характер Владимира - неведомое влекло. В конце 1959 года медкомиссия ЦВНИАГа была преодолена. 7 марта 1960 г. последовал приказ Главкома ВВС "... назначить на должность слушателя в/ч 26266".
Вскоре Владимир познакомился с будущими космонавтами. Среди них был и Юрий Гагарин, с которым у него сложились особенно теплые отношения.
Общекосмическая подготовка Владимира Комарова не отличалась от подготовки других космонавтов: те же баро- и термокамеры, центрифуги, прыжки с парашютом, погружения в воду и многое-многое другое.
Он не попал в лидирующую шестерку несмотря на высшее инженерное образование, которым могли похвастаться не многие космонавты первого отряда.
В апреле 1961 г. общекосмическая подготовка была завершена и Комаров начал подготовку к полету на корабле "Восток" В июне 1962 г. его включили в группу непосредственной подготовки к групповому полету двух "Востоков" вместо отстраненного по состоянию здоровья Григория Нелюбова. Во время запуска "Востока-4" он был дублером Павла Поповича.
 
Космонавты Владимир Комаров (в центре) и Валентин Филатьев (слева). Крайний справа и место съемок неизвестны. Время съемки — ориентировочно 1961-1962 г.г. Фото из архива 'Видеокосмоса". 
.
В сентябре, после небольшого отдыха, группа в составе Валерия Быковского, Бориса Волынова и Владимира Комарова начала непосредственную подготовку к новому полету на "Востоке" длительностью 10 суток. Подготовка в том же году была полностью завершена, но попет все откладывался. Только 21 марта 1963 г. десятидневный полет был отменен. (Основная причина - не смогли вовремя создать систему жизнеобеспечения, которая гарантировала бы не только десятидневный полет, но и несколько дополнительных дней пребывания на орбите в случае невозможности возвращения вовремя).
В тот же день была утверждена новая программа полета, которая предусматривала повторить одновременный полет сразу двух кораблей, но один из них должна была пилотировать женщина-космонавт.
В.Комаров в составе группы начал новый цикл подготовки, но подвело здоровье. При очередной тренировке на центрифуге на кардиограмме были зафиксированы экстрасистолы. Понадобилась операция (видимо удалили гланды) после которой в личном деле появилась запись: "После операции шесть месяцев противопоказаны перегрузки, парашютные прыжки.." Его хотели отчислить из отряда, но Владимир потребовал дать ему шанс на восстановление. Его поддержал весь отряд.
В итоге тренировок по собственной программе уже в середине 1963 г. Владимир Комаров был врачами реабилитирован. 17 сентября его включили в сформированную группу для длительного одиночного полета на "Востоке" (В.Быковский на "Востоке" не выполнил программу восьмисуточного полета из-за низкой орбиты выведения).
В феврале 1964 было принято решение "Востоки" больше не делать, а имеющиеся четыре корабля переделать и осуществить полет на них экипажа из трех космонавтов, причем в этом же году.
В начале июня Комарова назначили командиром второго экипажа для суточного полета на "Восходе" (именно так назвали модифицированный "Восток") вместе с К.Феоктистовым и А.Сорокиным. 15 августа подготовка была завершена, но корабль был еще не готов. Потянулось длительное ожидание в "режиме поддержания готовности".
В сентябре экипажи были по различным причинам переформированы и 21 сентября был утвержден новый первый экипаж: В.Комаров, К.Феоктистов, Б.Егоров.
1-й космический полет Владимир Комаров совершил 12-13 октября 1964 г. на борту КК "Восход" вместе с К.П.Феоктистовым и Б.Б.Егоровым. Это был первый в мире многоместный космический корабль. Впервые в составе экипажа не только летчик, а так же инженер-проектант корабля и врач. Впервые в истории полет экипаж совершал без скафандров. Впервые была применена система мягкой посадки. Позывной "Рубин" - сутки звучал с орбиты. Итоговая длительность полета составила: 1 сутки 17 минут 03 секунд.
За успешное выполнение полета Владимиру Комарову было присвоено звание Героя Советского Союза, вручен орден Ленина и медаль Золотая Звезда.
Вскоре ему присвоили квалификацию "Космонавт 3-го класса", а 23 января 1965 года его назначили инструктором-космонавтом в группу космонавтов, готовившихся по программам Министерства обороны.
1 сентября 1965 года он был включен в группу подготовки к полету по программе "Союз". В октябре Комаров возглавил четвертый экипаж. Космонавтом-испытателем в экипаже был Петр Колодин.
В марте 1966 г. Владимира Комарова назначили начальником третьего отдела и присвоили новую должность - старший инструктор-космонавт. Ему удавалось совмещать руководство отделом с непосредственной подготовкой.
5 августа 1966 г. было принято решение, что В. Комаров будет пилотировать первый "Союз". Его дублером назначили Юрия Гагарина.
Как известно полет Владимира Комарова на "Союзе-1" закончился трагически. Владимир Комаров сделал в полете все что мог, но из-за отказа парашютной системы спускаемый аппарат разбился. Космонавт погиб. Эта трагедия не остановила развитие космонавтики. Программу полета Комарова выполнили другие, занявшие его место в строю.
А память о Владимире Михайловиче Комарове навсегда осталась в истории мировой космонавтики. Его именем названа малая планета, школы и улицы в Москве и в других городах.
.
Никто не должен отмалчиваться,
Слова оставлять на потом...
Мы знаем, на что замахиваемся,
Знаем, на что идем.

Нервы гудят, как струны,
В сердце боль отдается...
Невероятно трудно
Будущее достается!

И все же, цветите вишни!
Гряньте ракетные рёвы!...
Чем ближе мы к звездам,
тем выше Памятник Комарову!

.
Р. Рождественский. 
.
Источник: http://www.icc.dgu.ru/%7Eivc/page/Prilog/006/006.html  
***
.
Вырезка из газеты "Правда" от 25.04.1967 (прислал А. Тимохин - Кача-81):
Карта сайта Написать Администратору