Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Гришаев Герасим Герасимович

Выпускник 1940 года
.
.
Гришаев Герасим Герасимович родился 28 марта 1916 года в с. Новосильское Голосновской волости Землянского уезда Воронежской губернии Российской империи (ныне Семилукского района Воронежской области России). По национальности русский. Социальное положение и происхождение — рабочий из крестьян.
Член ВЛКСМ с 1938, член ВКП(б) с 1943 года.  Женат.
В 1934 году окончил ФЗУ на базе школы-семилетки, в 1936 —  двухгодичные курсы капитанов. Профессия — рулевой.
.
В рядах Красной Армии с 01.02.1939, призван Московским ГВК Московской области. Военную присягу принял 23.02.1939.
.
.
09.03.1940 окончил Борисоглебскую Краснознамённую военную школу пилотов имени В.П. Чкалова с присвоением воинского звания младший лейтенант (также числится в списках курсантов, представленных к испытаниям на готовность к выпуску из училища (апрель-май 1939 года) и назначен младшим лётчиком в распоряжение командира 161 резервного авиаполка.
.
.
С 27.07.1940 назначен младшим лётчиком 84-го иап ВВС Закавказского ВО (аэродром Эребуни г. Ереван), который в июне 1941 года был разделён на 84-й и 84 «А» истребительные авиационные полки.
20.08.1941 года сформирован 348-й иап переименованием 84 «А» иап на основании Директивы Генерального штаба.
С 22.10.1941 назначен пилотом 348-го иап 135 сад ВВС Закавказского фронта.
10.01.1942 года 348-й иап переименован в 743-й истребительный авиационный полк.
.
Участник Великой Отечественной войны с 12.02.1942 по 15.05.1942 в должности пилота в составе 743-го иап 71 иад ВВС Крымского фронта. Летал на самолёте И-153.
16.04.1942 присвоено воинское звание лейтенант.
18.05.1942 года 743-й иап сдал оставшиеся самолёты И-153 другим частям ВВС Закавказского фронта и убыл в 25-й запасной иап (г. Аджи-Кабул) для переучивания на новую матчасть.
По переписи 20.07.1942 — командир звена 743-го иап ВВС Закавказского фронта.
.
.
Во второй половине сентября 1942 года 743-й иап освоив самолёты ЛаГГ-3 вошёл в состав 217 иад 4-й ВА, где вступил в боевые действия с 25.09.1942 в составе Северной Группы войск Закавказского фронта.
02.11.1942 года 743-й иап переформирован по штату 015/284 и доукомплектован на аэродроме Гудермес.
25.12.1942 года 743-й иап сдал оставшиеся самолёты другим частям 4-й ВА, лётный состав полка убыл в 6-й отдельный учебно-тренировочный авиаполк (г. Сальяны).
В декабре 1942 года лейтенант Гришаев Г.Г. назначен командиром звена 249-го иап.
С 01.01.1943 по 12.03.1943 воевал в составе 249 иап 217 иад 5-й ВА Закавказского фронта.
07.03.1943 присвоено воинское звание старший лейтенант и назначен заместителем командира эскадрильи 249 иап.
С 12.03.1943 по 20.11.1943 воевал в составе 249 иап 229 иад 4-й ВА Северо-Кавказского фронта.
24 марта 1943 года в воздушном бою получил ранение в левую ногу.
16.09.1943 назначен командиром эскадрильи 249-го иап.
.
.
С 20.11.1943 по 24.01.1944 сражался в составе 249 иап 229 иад 4-й ВА Отдельной Приморской армии.
.
Летал на самолётах И-153, ЛаГГ-3.
.
 ЛаГГ-3
.
За время боевых действий выполнил 397 боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично 10 самолётов противника и 4 в составе группы.
.
Список известных воздушных побед Г.Г. Гришаева:
.
Д а т а Противник Место падения самолёта или
проведения воздушного боя
Свой самолёт
08.05.1942 1  Ю-88 Крымский фронт И-153
2  Ю-88  (в группе)
09.05.1942 1  Ю-87  (в группе) Карпечь
10.10.1942 1  Ме-109  (в группе) севернее Куры ЛаГГ-3
15.10.1942 1  Ме-109 Нижний Курп *
06.03.1943 1  Хе-111 северо-западнее аэродром Тимашевская
13.03.1943 1  ФВ-189 севернее Варениковская
03.06.1943 1  Ю-87 севернее Молдаванское
1  Ме-109 западнее Гоголь
14.06.1943 1  Ме-109 западный берег реки Курка
04.12.1943 1  Ме-109 юго-восточнее Горком
12.01.1944 1  Ю-87 высота 102,5 (Крым)
1  Ю-87 высота 90,8 (Крым)

      Всего сбитых самолётов - 10 + 4;  боевых вылетов - 397

* Победа включена в список только на основании наградного материала, в оперативных и отчётных документах не упоминается.

.
21 января 1944 года командир эскадрильи 249 иап старший лейтенант Гришаев Герасим Герасимович при выполнении боевого задания по уничтожению бомбардировщиков противника ночью погиб  при вынужденной посадке на самолёте ЛаГГ-3.
Похоронен в одиночной могиле на площади по ул. Ленина станицы Фонталовская Темрюкского района Краснодарского края (Захоронение № 90249743).
Исключён из списков Красной Армии приказом ГУК НКО СССР № 0879/пог. от 15.03.1944.
.
.
Награждён двумя орденами Красного Знамени (17.10.1942, 06.09.1943), орденом Отечественной войны II степени (04.05.1943).
Жена Гришаева Вера Васильевна работала в госпитале (п/п 26244) в станице Фонталовская Краснодарского края. По окончании войны проживала в г. Ереване Армянской ССР.
***
.
Заметки истребителя
.
...
В Темрюкском историко-археологическом музее хранится записная книжка лётчика истребительной авиации старшего лейтенанта Герасима Герасимовича Гришаева, которую после его гибели хранила, а затем передала в музей его вдова. Книжка небольшого формата, 7 на 10 сантиметров, сохранилась она не полностью – отсутствует обложка и часть страниц. Записи велись аккуратным мелким почерком, чаще карандашом, иногда чернилами. В этой книжке Гришаев не только регистрировал свои боевые вылеты и записывал их результаты. Здесь присутствуют и тактико-техническое описание советских истребителей И-153 «Чайка» и ЛАГГ-3, на которых воевал Герасим Герасимович, и различные физические и математические формулы, необходимые для боевого лётчика, и фамилии и должности сослуживцев, и данные о боевых отравляющих веществах и средствах защиты от них, а также информация личного характера.
.
Скорее в бой
В одной из первых записей, относящихся к 1 февраля 1942 года, лётчик переживает, что из-за плохой погоды (тумана и снегопада) полк не смог совершить перелёт на аэродром Краснодар, поближе к линии фронта, и поэтому не сможет участвовать в боях с «фашистскими гадами». Но, несмотря на нелётную погоду, в условиях низкой облачности, что привело к обледенению самолётов и к «потере самолётом качества полета», 7 февраля полк выполняет перелёт из Махачкалы в Грозный. Из Грозного самолеты 743-го истребительно-авиационного полка вылетели в Минеральные Воды также в условиях низкой облачности и тумана, «...в результате чего мы потеряли лейтенанта Бланкова, который врезался в землю и сгорел...», отмечает Гришаев в своей книжке. 9 февраля был выполнен перелёт в Армавир, причем, пролетая над Невинномысском, автор записей «...сделал несколько покачиваний с крыла на крыло, давая сигнал прощания своей жене Вере, но не знаю, видела ли она или нет...»
Лишь 10 февраля 1942 года полк приземлился на аэродроме Краснодара, а 23 февраля самолёты соединения перебазировались на Крымский полуостров в район Керчи и расположились на аэродроме в 30 километрах от линии фронта. Вот как описывает этот момент сам Герасим Герасимович: «...Прилетая в Харджи-Бие, мы все впервые услышали артиллерийскую канонаду, которая велась на передовой линии фронта. Пролетев большой маршрут, уставшие, мы поехали на отдых, поужинав и получив по 1 пачке папирос, пошли отдыхать в школу, где были приготовлены кровати. На второй день мы вступили в боевую жизнь, где каждый из нас с желанием работал, нанося немцам удар...» Судя по описанию, быт военных лётчиков заметно отличался в лучшую сторону от быта пехотинцев на передовой, где о кроватях можно было лишь мечтать.
Уже 24 февраля лейтенант Гришаев совершает первый вылет на боевое задание на прикрытие наших войск. Лётчик описывает свой интерес к тому, как наша артиллерия ведёт обстрел противника. 25 и 26 февраля – новые боевые вылеты, теперь на штурмовку противника. Рассказ Гришаева о штурмовых вылетах отличается от описания предыдущих полётов, чувствуется глубокое переживание произошедшего: «...В первый раз у меня не сбросились бомбы, потому что сбрасыватель был поставлен на предохранитель, и при втором заходе на цель я полностью их снял, но когда я дёрнул за ручку сбрасывателя на пикировании, нас с земли противник стал обстреливать из пулемётов и из зенитки, и 2-я атака была по огневым точкам противника...» Гришаев переживает первую неудачу со сбросом бомб, но он не старается скрыть это или как-то оправдать себя. По сути, это был его первый вылет на штурмовку противника, кроме того, истребитель предназначен в первую очередь для поражения воздушных целей, а не для уничтожения противника на земле. А в первый период Великой Отечественной войны такие операции были делом повседневным, и лишь позднее на смену истребителям пришли знаменитые штурмовики Ил-2, которых в то время было ещё недостаточно.
.
Ни дня без вылета
В дальнейшем в описании боевых вылетов лётчика Гришаева нет и намёка на какие-то неполадки техники или переживания личного характера. Чувствуется усталость от частых боевых вылетов, каждый из которых проходил под огнём зенитных батарей противника и мог стать последним. Меняется стиль записок, исчезают личные переживания, идёт описание проделанной боевой работы, появляется ощущение, что весь световой день лётчики задействованы на выполнении заданий. Так, 1 и 2 марта – боевые вылеты, удачная бомбардировка фашистских укреплений, штурмовка позиций врага, воздушная разведка занятой противником Феодосии, с которой не вернулся лётчик Васильев, очевидно, сбитый вражеской зенитной артиллерией. Далее Герасим Герасимович пишет: «...Так началась наша боевая работа, вставали рано утром и ложились спать вечерами...»
Начиная с первой половины марта летчики полка вступают в воздушные бои с фашистскими самолётами «Мессершмитт-109». Период с марта по май 1942 года в записной книжке Гришаева обозначен всего двумя записями – о воздушных боях с самолётами противника и о вылетах на разведку и прикрытие наших войск. Очевидно, что лётчику не хватало времени для ведения записей, из-за нехватки авиации командование вынуждено было полностью задействовать сохранившиеся самолёты и пилотов в течение всего светового дня.
В начале мая 1942 года в записной книжке появляются записи об усилении налётов вражеской авиации на аэродром. 2 мая его бомбили пикирующие бомбардировщики Ю-87, среди военнослужащих полка были убитые. Пожалуй, самый насыщенный событиями день для лейтенанта Гришаева, судя по его записям, был 8 мая. Хочется полностью привести запись: «...8 мая был сильный воздушный бой, нас было 9 самолётов, а против нас 150. В этом бою я сбил лично Ю-88 и трёх Ю-87 и Ю-88 – звеном, в этот день провёл 4 воздушных боя...»
Последняя запись в книжке, посвящённая боевым будням лётчика-истребителя Гришаева, относится к 9 мая 1942 года. В ней упоминается крупный воздушный бой, каких ещё никогда не было на этом фронте, и отмечается десятикратное количественное превосходство самолётов противника. Гришаев отмечает, что из боя не вернулся лётчик Рудяков. Далее в записной книжке идут конспекты по воздушной стрельбе и бомбометанию.
Короткий, с 1 февраля по 9 мая 1942 года, промежуток жизни фронтового лётчика-истребителя Герасима Герасимовича Гришаева был просто насыщен событиями. А его небольшая записная книжка, исписанная ровным мелким почерком с частыми сокращениями, стала ценным источником информации не только о её авторе, но и о части, в которой он служил, и о событиях на Крымском фронте, в которых он принимал участие. Из неё мы узнаем и о его семье, в частности о его жене Вере, жившей в то время в Невинномысске, о его стремлении попасть на фронт, даже о пачке папирос, полученной по прилёту в Керчь. К этому ещё раз хочется добавить, что ведение подобных записей не поощрялось командованием и особыми отделами. В частности, об этом прямо говорит в своих воспоминаниях сослуживец Гришаева по 743-му полку Петр Матвеевич Полуян: «...Однажды, когда у меня уже было написано две или три тетради наблюдений, ко мне подошёл особист Мартынов и поинтересовался, что я пишу. Я дал ему почитать. Прочитав, он сказал мне, чтобы я больше этим не занимался, а то буду писать в другом месте, а тетради у меня изъял. Меня это удивило и расстроило...».
К сожалению, автор записной книжки, командир эскадрильи 249-го истребительного авиационного полка старший лейтенант Герасим Герасимович Гришаев погиб при выполнении боевого задания 23 января 1944 года. Произошло это при перехвате вражеских бомбардировщиков. Заходя на вынужденную посадку, самолёт ЛАГГ-3, которым управлял Гришаев, потерпел аварию. Горькую весть получила его супруга Вера Васильевна, находившаяся при части, в которой служил её муж, и работавшая в госпитале, расположенном в станице Фонталовской. Там, в Фонталовской, и был похоронен лётчик.
.
Память о герое жива
После войны Вера Васильевна Гришаева проживала в Ереване и ещё долгое время навещала могилу мужа. Она оставила биографические материалы о своём супруге, которые тоже хранятся в Темрюкском историко-археологическом музее. В них упоминается и о последних днях пребывания 743-го авиаполка на крымской земле, и о страшной бомбардировке советского аэродрома немецкими самолётами. А также приводится удивительный рассказ о спасении Гришаевым своего командира полковника Дзусова, которого отважный лётчик вывез на правом крыле своей «Чайки» с объятого пламенем крымского аэродрома. Дзусов, держась за тросы, натянутые между верхним и нижним крыльями биплана, сумел вместе с Гришаевым перелететь линию фронта, хотя в полёте потоком воздуха с него сорвало сапоги и часть одежды. После приземления на советской территории он оказывал помощь Гришаеву, который получил лёгкие травмы при жесткой посадке истребителя (самолёт скапотировал и перевернулся).
После этой истории Герасим, уже в составе 229-й Таманской Краснознаменной истребительной авиационной дивизии, продолжил свой боевой путь. В мае 1943 года в воздушном бою был ранен в ногу и совершил вынужденную посадку в болотистой местности, где провёл всю ночь без сна, не зная, на чьей он территории. Ночь на болоте сказалась – к ранению добавилось воспаление легких, и Гришаев потом долгое время провёл в госпитале. Но, вернувшись в часть, по просьбе командира полка Героя Советского Союза майора Козаченко Гришаев, ещё ходивший с палочкой из-за раненой ноги, снова стал вылетать на боевые задания.
О боевых подвигах старшего лейтенанта Гришаева рассказывалось в газете «Крылья Советов» от 17 ноября 1943 года и в газете «Красная Звезда» от 3 февраля 1944 года.
.
.
Чтобы полнее охарактеризовать Герасима Герасимовича Гришаева, хотелось бы также привести воспоминания о нём его непосредственного начальника, в то время заместителя командира 229-й истребительной авиационной дивизии генерал-майора в отставке Андрея Гавриловича Маркелова: «...В 1943 году, в декабре, я готовил лётчиков-ночников для борьбы с ночными бомбардировщиками противника. В группу были отобраны лучшие лётчики из полка Козаченко, среди которых был и Гришаев. Это был хороший человек. Смелый лётчик. В 1944 году в январе и феврале лётчики-ночники успешно отражали налёты авиации противника. В одну из ночей для подавления прожекторов противника вылетел и Гришаев. Погода была сложная, сильная дымка при плохой видимости. После задания не вернулся Гришаев, а на второй день я узнал, что он погиб, не дойдя до своего аэродрома, вероятно, был тяжело ранен, и ему не хватило сил долететь...»
Память о лётчике Герасиме Герасимовиче Гришаеве и многих других фронтовиках, отдавших свои жизни за свободу и независимость нашей Родины, остаётся жива в том числе благодаря таким вот маленьким пожелтевшим записным книжкам, вобравшим в себя мгновения их коротких, но ослепительно ярких жизней. Дневники и письма участников Великой Отечественной войны, хранящиеся в Темрюкском историко-археологическом музее, несомненно, являются ценным источником информации не только о событиях Великой Отечественной войны, но и о судьбах её участников.
Григорий ГОЛОВКО, научный сотрудник Темрюкского историко-археологического музея
Дата: 06.05.2016
Источники:
Портал "Память народа"
Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Собрал материалы и составил биографию Иванов Александр Полянскович
Карта сайта Написать Администратору