Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Демидов Сергей Моисеевич

Выпускник 1939 года
.
 Портрет работы художника Анатолия Яр-Кравченко
.
Демидов Сергей Моисеевич родился 28 сентября 1918 года в д. Коледино Вяземского уезда Смоленской губернии РСФСР (ныне Вяземского района Смоленской области). По национальности русский. Социальное положение и происхождение — рабочий из крестьян.
Член ВЛКСМ с 1934 года, член ВКП(б) с 1941 года. Женат.
В 1935 году окончил 7 классов Шиловской НСШ, в 1936 — школу ФЗУ в г. Мытищи Московской области. Профессия — слесарь.
.
В рядах Красной Армии с декабря 1938 года, призван Бауманским РВК г. Москвы. Военную присягу принял 23.02.1939.
.
.
05.11.1939 окончил Борисоглебскую Краснознамённую военную школу лётчиков имени В.П. Чкалова (по первому разряду на самолёте И-16) с присвоением воинского звания младший лейтенант и назначен младшим лётчиком 16-го истребительного авиационного полка Московского ВО.
.
Участник Великой Отечественной войны с 22.06.1941 в составе 124-го иап 9 сад ВВС 10-й Армии Западного фронта.
21.12.1941 назначен командиром звена 124 иап.
09.02.1942 присвоено воинское звание лейтенант.
.
1942 год. Слева направо: лётчик Николай Леонтьевич Грунин, командир эскадрильи Александр Георгиевич Пронин, командир звена лейтенант Сергей Моисеевич Демидов, командир звена лейтенант Никифор Никифорович Кузьменко.
Фотография из фотоархива семьи Прониных
.
Из истории 124 иап
124-й истребительный авиационный полк сформирован в период с 7 апреля 1940 года по 20 апреля 1940 года на аэродроме Болбасово на базе 1-й эскадрильи 70-го истребительного авиационного полка.
В составе действующей армии во время Великой Отечественной войны c 22 июня 1941 по 7 июля 1943 года.
На 22 июня 1941 года имел в наличии 29 И-16 (в том числе 2 неисправных), и 70 МиГ-3 (из них 8 неисправных), на которых, однако, могли летать только 16 лётчиков. Базировался в Высоке-Мазовецке (И-16) и в Белостоке (МиГ-3) (по другим данным все самолёты базировались в Высоке-Мазовецке).
Принимает участие в боях с первых часов войны, ранним утром 22 июня 1941 года поднят по тревоге и вступил в бои в районе Белосток, Ломжа, Замбров. На счету лётчиков полка очевидно первый таран в годы Великой Отечественной войны, который совершил над Замбровым около 5 часов утра 22 июня 1941 года младший лейтенант Кокорев Д.В., сбив таким образом Bf-110. Уже к 16:20 22 июня 1941 года в полку (а он был наиболее укомплектованный МиГ-3 в ВВС РККА) было потеряно 68 МиГ-3, 5 И-16, 7 УТИ-4, 9 УТ-1, 3 И-15, из них в воздушных боях было потеряно только два самолёта при двух сбитых самолётах противника. Остальные были уничтожены на аэродромах бомбардировкой самолётами люфтваффе; 9 МиГ-3 оставлены в ангарах в Белостоке. Было убито 9 лётчиков, 5 техников, 2 младших авиаспециалиста, ранено 6 лётчиков, 6 техников, 1 младший авиаспециалист. Полк в составе 45 лётчиков, 50 техников, 37 младших авиаспециалиста перебазировался дальше в тыл. В поисках штаба дивизии и личного состава, наземным транспортом по маршруту Белосток, Кватеры, Волковыск, Зельва, Слоним, Барановичи, Слуцк, Пуховичи, Бобруйск, Могилев, Орша, Смоленск, Рославль, Сеща, Брянск, Орёл.
К началу июля 1941 года полк остался без самолётов, перебазировался в Тулу, где 9 июля 1941 года вошёл в состав войск ПВО СССР, получил новые самолёты, и в составе ПВО ТС ведёт боевые действия до конца войны.
Действует на МиГ-3 с аэродрома Тула, прикрывая южные подступы к Москве, в октябре 1941 года перебазировался на аэродром Волынцево.
Во второй половине ноября 1941 года (после 9 ноября 1941 года), перебазировался под Ленинград, базируясь на аэродроме Левашово, неподалёку от деревни Юкки действует в системе противовоздушной обороны города до преобразования в гвардейский и впоследствии. Кроме того, привлекается для обеспечения деятельности наземных войск, к штурмовке наземных укреплений, войск, складов, аэродромов противника, к сопровождению бомбардировщиков, в частности из 125-го бомбардировочного полка. На 12 декабря 1941 года базируется в Левашово, имея в наличии 13 МиГ-3 (4 неисправных) и 13 лётчиков.
.
За время боевых действий (на 23.08.1942) выполнил 207 боевых вылетов, в 10 воздушных боях сбил лично 2 самолёта противника и 1 в составе группы. Летал на самолётах И-16, МиГ-3.
.
Известные победы:
02.11.1941 - 1 Ме-109
19.01.1942 - 1 Ме-109 в группе
20.07.1942 - 1 Ме-109
.
 МиГ-3
.
9 сентября 1942 года командир звена 124 иап ПВО 7 иак ПВО Ленинградской армии ПВО лейтенант Демидов Сергей Моисеевич на самолёте МиГ-3 погиб при выполнении боевого задания.
Из воспоминаний генерал-майора в отставке А.А. Короля: «...Командир звена Сергей Демидов выполнял боевое задание на моем МиГе борт 22. Со стоянки самолетов мы видели, как его звено заходило на посадку. Когда самолет Демидова находился немного восточнее кладбища, машина выполнила переворот на высоте 400 метров и врезалась в землю. Очевидно, Сергей был тяжело ранен».
.
Похоронен в одиночной могиле на кладбище Успенское в 2 км юго-западнее п. Левашово Парголовского района Ленинградской области.
Перезахоронен на Братском воинском захоронении Новобратского участка (правая площадка) кладбища «Северное» п. Парголово г. Санкт-Петербурга (место № 46, Захоронение № 87829656).
Приказом Ленинградской армии ПВО № 0123 от 10.09.1942 присвоено воинское звание старший лейтенант.
Исключён из списков Красной Армии приказом войск КА № 0996/пог. от 29.10.1942.
.
Награждён орденом Красного Знамени (29.11.1942, посмертно).
Увековечен в печатной Книге Памяти г. Москвы том 4/Г-Д.
.
Жена Демидова Александра Сергеевна проживала на ст. Люберцы Московской области по адресу Красный проезд д. 1а кв. 4.

.
Источники:
Портал "Память народа"
Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
ОБД Мемориал
Собрал материалы и составил биографию Иванов Александр Полянскович
Карта сайта Написать Администратору