Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Голиков Дмитрий Дмитриевич

Выпускник 1940 года
Был представлен к испытаниям на готовность к выпуску из училища в 1939 г.
.
 
.
Голиков Дмитрий Дмитриевич родился в октябре 1917 года в д. Воробьево Дудинской волости Козельского уезда Калужской губернии (ныне не существует, территория Ульяновского района Калужской области РФ). По национальности русский. Социальное положение и происхождение — рабочий из рабочих. 
.
В 1933 году окончил школу-семилетку, в 1935 — школу ФЗУ машиностроительного завода № 1 «Знамя труда» г. Москвы по профессии слесарь-лекальщик. До поступления в армию работал на заводе и занимался в аэроклубе ОСОАВИАХИМа.
Член ВЛКСМ с 1937 года. Женат.
.
В рядах Красной Армии с февраля 1939 года (по некоторым данным с 1936). Военную присягу принял 23.02.1939.
.
.
04.04.1940 окончил Борисоглебскую Краснознамённую военную авиационную школу имени В.П. Чкалова по 2-му разряду на самолёте И-15 с присвоением воинского звания младший лейтенант и направлен младшим лётчиком в распоряжение Командующего ВВС 1-й Армейской группы Забайкальского ВО (приказ № 0979 НКО СССР).
13.04.1940 назначен младшим лётчиком 22-го иап ВВС Забайкальского ВО.
В дальнейшем служил и воевал в составе 402 иап (сведений о назначении на должности не найдено).
.
Участник Великой Отечественной войны в составе 402-го иап ВВС Северо-Западного фронта.
24.04.1942 присвоено воинское звание лейтенант (приказ № 0291 34-й Армии).
.
.
Из истории 402 иап
Полк сформирован 25 июня 1941 года на подмосковном аэродроме Чкаловский на базе НИИ ВВС и Наркомата авиационной промышленности как 2-й истребительный авиационный полк особого назначения по предложению депутата Верховного Совета СССР Героя Советского Союза, ведущего лётчика-испытателя НИИ ВВС подполковника Степана Павловича Супруна. Был укомплектован лётчиками-испытателями, на вооружении полка находились МиГ-3 в количестве 23 машин. Первым командиром полка был назначен друг Супруна, Пётр Михайлович Стефановский.
Вечером 30 июня 1941 года первые самолёты полка прибыли на аэродром в Идрице, последние самолёты прибыли в Идрицу 3 июля 1941 года. 1 июля 1941 года полк переименован в 402-й истребительный авиационный полк. Ведёт напряжённые бои до 11 июля 1941 года в районе Невель, Великие Луки, Новосокольники. К этому времени в полку осталось три боеготовых истребителя, личный состав полка переброшен в Москву, где вновь получил самолёты и снова, с 22 июля 1941 года по 6 января 1942 года, участвует в боях в составе 57-й смешанной авиационной дивизии на Северо-Западном фронте. Базировался на аэродромах Кречевицы и Крестцы (теперь Новгородской области) и вёл действия в направлении Сольцов, Луги, Старой Руссы. В августе 1941 года большинство лётчиков-испытателей были отозваны.
В течение осени 1941 года полк испытывал хронический недостаток самолётов. Так, в августе 1941 года лётчиками полка было сбито 27 вражеских самолётов в 755 боевых вылетах, в сентябре 1941 - 7 самолётов, в октябре 1941 - всего 2, с ноября 1941 года полк перестал сбивать самолёты противника. В январе 1942 года полк смог сделать только 6 боевых вылетов.
6 января 1941 года полк выведен в резерв, перебазировался в Выползово, имея в составе 4 готовых самолёта и 8 неисправных. После двухдневного ремонта полк передан в состав 8-й смешанной авиационной дивизии, также действовавшей на северо-западном направлении. Недостаток самолётов в полку не прекратился: в составе полка числился даже один самолёт Bf-109. К марту 1942 года в полку был один У-2 и один УТИ-4, а из 11 МиГ-3 и одного Bf-109 не было ни одного исправного истребителя. Полк, получив по паре не новых самолётов И-15, И-16 и И-153, занимался прикрытием аэродрома, а также действовал в качестве ночного полка перехвата. Полк использовался в том числе как соединение ночных истребителей-перехватчиков в течение всей войны.
В апреле 1942 года в полк поступили 18 Як-1, после чего в основном полк прикрывал Ил-2 и Пе-2, действовавшие в интересах 34-й армии в районе «рамушевского коридора», Демянска, Полы. К июлю 1942 года лётчиками полка по своим отчётам сбито 97 и уничтожено на земле 105 самолётов противника. Свои потери: погибло 22 лётчика, 11 из которых - на МиГ-3 и 8 пропали без вести на Як-1.
.
За время боевых действий Голиков Дмитрий Дмитриевич сбил лично 1 самолёт противника (по данным Быкова М.Ю.).
.
 Як-1
.
25 мая 1942 года заместитель командира эскадрильи 402 иап ВВС 34-й Армии Северо-Западного фронта лейтенант Голиков Дмитрий Дмитриевич не вернулся с боевого задания на самолёте Як-1 в районе Бологое, пропал без вести.
Исключён из списков Красной Армии как пропавший без вести приказом ГУФУ войск КА № 0736/пр. от 07.09.1942.
Увековечен в печатной Книге Памяти Калужской области том 5.
.
Жена Голикова Любовь Николаевна проживала в г. Москва 40 по адресу ул. Береговая д. 17 корпус «Б» кв. 14.
.
Портал "Память народа"
Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
ОБД Мемориал
Собрал материалы и составил биографию Иванов Александр Полянскович
Помощь в поиске сведений оказал Байбаков Владимир Владимирович http://forum.patriotcenter.ru/index.php?topic=94024.msg554594#msg554594
.
От Администратора сайта. Точная дата рождения Голикова Д.Д. нам пока не известна. Помянем выпускника в день его гибели - 25 мая.
Карта сайта Написать Администратору