Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Солодков Алексей Гаврилович

Выпускник 1940 года
.
.
Солодков Алексей Гаврилович родился 25 марта 1922 года в д. Вечери (Вичири) Липицкой волости Каширского уезда Тульской губернии РСФСР (ныне Серпуховского района Московской области). По национальности русский. Социальное положение и происхождение - рабочий из рабочих.
Член ВЛКСМ с 1938, кандидат в члены ВКП(б) с 1943 года. Холост.
Окончил 7 классов школы № 501 Пролетарского района, затем школу ФЗУ завода «Динамо» имени С.М. Кирова  г. Москвы. Обучался в Московском аэроклубе.
.
В рядах Красной Армии с декабря 1939 года, призван Серпуховским РВК по направлению Московского аэроклуба. Военную присягу принял 23.02.1940.
30.10.1940 окончил Борисоглебскую Краснознамённую военную авиационную школу имени В.П. Чкалова с присвоением воинского звания младший лейтенант и назначен младшим лётчиком 159 иап ВВС Ленинградского ВО в г. Пушкине (приказ № 04879 НКО СССР).
С 10.05.1941 - пилот 159 иап 39 иад ВВС Ленинградского ВО.
.
Участник Великой Отечественной войны, предположительно, с 22.06.1941 по 14.07.1941 в составе 159 иап 5 сад ВВС Ленинградского ВО/Северного фронта, а с 14.07.1941 по 19.09.1941 — в составе 159 иап 39 иад ВВС Северного фронта (с 23.08.1941 - Ленинградского фронта).
С 20.09.1941 159-й иап выведен на переформирование в ВВС Архангельского ВО, где находился до 13.12.1941 и был перевооружён на истребители Р-40 Томагаук (Киттихаук). С 13.12.1941 159-й иап вновь приступил к боевым действиям в составе 39 иад ВВС Ленинградского фронта (до 18.02.1942).
.
Из истории 159 иап
В период с 24.09.1940 по 20.11.1940 159-й истребительный авиационный полк сформирован в Ленинградском военном округе (аэр. Гривочки Дновского района Ленинградской области) в составе 4 эскадрилий по штату 15/21 на основе 44 иап и 49 иап, 161 резервного авиаполка.
На 22 июня 1941 года базируется в Гривочках под Ленинградом, имея в наличии 15 истребителей И-16 из них два неисправных и 58 МиГ-3, из них один неисправный. Пилоты ещё не были обучены полётам на МиГах. Полк перелетел на аэродром Сиверская. В течение первых дней войны передал большую часть своих самолётов в другие подразделения, и в распоряжении полка остались 23 исправных и 3 неисправных МиГ-3. В течение июля 1941 года подчинялся оперативно 7-му авиакорпусу ПВО, действовал на подступах к Ленинграду, в частности в июле 1941 в районе Луга, Уторгош, Мшинская, Порхов в августе 1941 в районе Красногвардейска.
В начале августа 1941 года полк был переведён на трёхэскадрильный штат, а к сентябрю количество эскадрилий в полку сократилось до двух. Перелетел в конце августа 1941 года в район Новая Ладога, действовал в сентябре 1941 года в районе Мга — Синявино.
20 сентября 1941 года был выведен на переформирование.
В декабре 1941 года вернулся на фронт, был вооружён истребителями P-40 «Tomahawk» в количестве 20 штук, в конце 1941 - начале 1942 года осуществлял прикрытие станций Жихарево и Войбокало.
.
В дальнейшем младший лейтенант Солодков А.Г. служил и воевал в составе 154 иап (сведений о назначении на должность не найдено).
09.02.1942  пилоту 154 иап 39 иад ВВС Ленинградского фронта Солодкову А.Г. присвоено воинское звание лейтенант.
С 12.03.1942 по 01.12.1942 воевал в составе 154 иап ВВС 8-й Армии Ленинградского фронта.
22.11.1942 приказом НКО СССР № 374 за образцовое выполнение боевых задач и проявленные при этом мужество и героизм 154-й иап преобразован в 29 гвардейский истребительный авиационный полк.
На 15.02.1943 — гвардии  лейтенант, пилот старший 29 гвардейского иап 275 иад 13-й ВА Ленинградского фронта.
На 01.06.1943 —  гвардии  лейтенант, командир звена 29 гиап.
03.07.1943 присвоено воинское звание гвардии старший лейтенант.
На 28.07.1943 — гвардии старший лейтенант, командир звена 29 гиап.
.
Из истории 154 иап (29 гиап)
Полк сформирован Директивой Генерального штаба КА и приказом ВВС Ленинградского военного округа от 13.08.1940 по штату № 015/21 и включён в состав 39-й истребительной авиадивизии с базированием на аэродроме Пушкин на самолётах И-16.
В составе действующей армии во время Великой Отечественной войны с 22 июня 1941 по 22 ноября 1942 года.
20 мая 1941 года полк убыл в летний лагерь Зайцево. По состоянию на 22 июня 1941 года находился в составе ВВС РККА, базировался в Пушкине и Зайцево, имея на вооружении 47 самолётов И-16 и И-153 (в том числе 3 неисправных), но всего при 15 лётчиках.
Уже в июне 1941 года передал большую часть своих самолётов в другие подразделения и был вооружён истребителями МиГ-3.
С 7 июля 1941 года полк был передан в оперативное подчинение 7-го авиакорпуса ПВО. Ведёт бои над подступами к Ленинграду, начиная с июля 1941 года, над Лугой, Плюссой затем, например, 18 августа 1941 года над Новгородом и Чудово, 21 августа 1941 года над Пушкиным.
В сентябре 1941 года базируется на аэродроме Плеханово в Волховском районе.
20 сентября 1941 года перебазировался в 27-й запасной авиационный полк под Вологду где прошёл обучение на самолёты P-40. Получив 20 самолётов P-40 «Tomahawk», 26 ноября 1941 года полк в двухэскадрильном составе перебазировался на полевой аэродром Подборовье и приступил к сопровождению транспортных самолётов, летящих в Ленинград и из него, выполнял эту задачу в течение месяца.
С конца декабря 1941 года, полк снова перебазировался на аэродром Плеханово и обеспечивал прикрытие войск 54-й армии, а также охрану железной дороги на участке Мыслино - Пупышево - Георгиевский, железнодорожного моста через Волхов и Волховстроя.
В январе-апреле 1942 года ведёт бои в основном над Погостье, Виняголово, Кондуя, Смердыня, Кордыня, Макарьевская пустынь обеспечивая действия 54-й армии в ходе Любанской операции. В марте начал получать самолёты P-40Е «Kittyhawk», на 12 марта 1942 года в полку имелось 7 самолётов «Tomahawk» и 7 «Kittyhawk».
В дальнейшем действует под Ленинградом в составе оперативной авиационной группы. Так, 30 августа 1942 года штурмует аэродром Сиверский, 1 сентября 1942 года ведёт бой над Волховым, 29 сентября 1942 года над Невской Дубровкой, 4 ноября 1942 прикрывает Кобону.
22 ноября 1942 года приказом Народного комиссара обороны СССР № 374 преобразован в 29-й гвардейский истребительный авиационный полк.
С декабря 1942 года входил в состав 275 иад.
.
За время боевых действий (по данным наградного листа на 28.07.1943) Солодков Алексей Гаврилович выполнил 124 боевых вылета, в 34 воздушных боях сбил лично 1 самолёт противника (Фокке Вульф - 190) и 2 в группе (Юнкерс - 88).
30.04.1942 — на истребителе P-40 Kittyhawk сбил Ju.88 в районе Волховстрой.
30.04.1942 — на истребителе P-40 Kittyhawk сбил Ju.88 в районе Волховстрой.
12.01.1943 —  сбил FW.190.
.
15 сентября 1943 года командир звена 29 гиап 275 иад 13-й ВА Ленинградского фронта гвардии старший лейтенант Солодков Алексей Гаврилович погиб в воздушном бою в районе п. Апраксин Городок Мгинского района Ленинградской области.
Похоронен на кладбище д. Плеханово Волховского района Ленинградской области.
Исключён из списков Красной Армии приказом ГУК НКО СССР № 01882/пог. от 29.10.1943.
Вторично исключён из списков Красной Армии приказом ГУК НКО СССР № 02087/пог. от 25.11.1943. 
Перезахоронен (в период с 1949 по 1954 годы) на Мемориальном кладбище г. Волхова Ленинградской области (южная окраина левобережной стороны г. Волхова, Новооктябрьское кладбище, Захоронение № 88045676).
.
.

.
Награждён орденом Красного Знамени (10.04.1943), орденом Александра Невского (28.07.1943), медалью «За оборону Ленинграда» (01.06.1943).
Увековечен в печатной Книге Памяти г. Москвы том 12/С-Т и Ленинградской области том 19/П-С.
.
Мать Солодкова Александра Матвеевна 1894 г.р. проживала в г. Москве по адресу Судаковский проезд д. 4 кв. 13.
***
.
Из воспоминаний о Герое Советского Союза Зеленове Николае Андриановиче
.
«...30 апреля 1942 года, в канун Первомайского праздника, немецкой авиации был дан приказ разрушить железнодорожный мост через Волхов и Волховскую ГЭС, снабжавшую электроэнергией Ленинград. Вражеские бомбардировщики шли к Волховстрою несколькими группами - эшелон за эшелоном.
Все истребители были подняты в воздух для прикрытия жизненно важных для Ленинграда и Ленинградского фронта военных объектов.
- Ну, ребята, день сегодня предстоит жаркий, - сказал Зеленов перед вылетом своим товарищам по звену лейтенантам Горбачевскому и Солодкову. - Боекомплект расходуйте экономней. Особенно это касается тебя, Горбачевский. А то одна-две атаки, и у тебя стрелять нечем, хоть пропеллером отбивайся.
- Уж очень он, товарищ командир, этих фашистов ненавидит, - не удержался богатырь Солодков, - как увидит фрица, в каждого готов весь боезапас выпустить.
В небо взвилась сигнальная ракета. Истребители один за другим выруливали на взлётную полосу и отрывались от земли. Посты ВНОС уже оповестили, что немецкие бомбардировщики в воздухе.
Зеленов собрал своё звено и повёл в заданную зону. Нужно было успеть не только вовремя встретить вражеские самолёты, но и суметь набрать максимальную высоту, выгодную для маневра и нанесения внезапного удара.
Когда истребители вышли в зону, впереди на встречном курсе показался первый эшелон вражеских бомбардировщиков. В ведущей группе шли 6 Ju-88.
- Лобовая атака всем звеном!
Зеленов первый ринулся на врагов. Сзади плотно шли Солодков и Горбачевский.
Атака была настолько энергичной и неожиданной, что весь строй вражеских самолётов сразу же рассыпался. Зеленову с первого захода удалось зажечь ведущий самолёт, и тот, объятый пламенем, рухнул на землю возле деревни Гороховец. Второй "Юнкерс" зажёг лейтенант Горбачевский. Бомбардировщик отвалил в сторону, но тотчас же попал под трассирующую очередь, пущенную разворачивающимся после атаки Солодковым. Второй стервятник штопором пошёл к земле. Быстро освободившись от бомб, другие "Юнкерсы" повернули вспять.
Но бой за Волховстрой не был ещё окончен. В прозрачной дали появилась вторая группа немецких бомбардировщиков.
Сходу звено Зеленова атаковало и эту группу. И второй эшелон был рассеян и не прорвался к Волховстрою.
Задание по прикрытию наземных целей было выполнено, и Зеленов повёл звено на аэродром. Но тут истребители заметили третью группу "Юнкерсов", идущих с другого направления.
Боезапас был почти полностью израсходован, на исходе было и горючее. И всё же истребители решили атаковать немецкие самолёты.
Правда, приходилось экономить: нажимать на пулемётные гашетки только тогда, когда удар был неотвратим, и не форсировать работу моторов при выполнении фигур высшего пилотажа. Но, очевидно, участь первых эшелонов "Юнкерсов" немецким лётчикам третьей группы была уже известна. Поэтому как только ястребки начали свою атаку, вражеские бомбардировщики сразу же рассыпали строй и поодиночке стали ложиться на обратный курс. Одному всё же не удалось уйти - его сбил в районе Веретье лётчик старший лейтенант Зеленов. Советские истребители без потерь вернулись на свой аэродром.
- Отлично поработали! - поздравил лётчиков командир полка подполковник Матвеев, выслушав рапорт Зеленова. - В канун Первомая - замечательный подарок Родине.
А назавтра звено Зеленова по сигналу тревоги снова поднялось в воздух. Истребителей вновь бросили на перехват вражеских бомбардировщиков. В районе Оломна - Шум лётчики встретили 6 Ju-88. Но на этот раз они шли под прикрытием 4 Ме-109.
"Твёрдый орешек, - подумал Николай. - Видно, фрицы учли вчерашний горький урок и выделили истребителей прикрытия. Нелегко сегодня будет". Но недаром его аттестовали в полку волевым и инициативным командиром, прекрасным воздушным бойцом. Зеленов и на этот раз первым ринулся в стремительную атаку на вражеские бомбардировщики и ударил по ближайшему "Юнкерсу". Но уже через мгновение он увидел, что навстречу в лобовую атаку идёт на него "Мессер". Николай стиснул зубы. "На испуг берёшь?   Не выйдет!   Нервы у меня крепкие".
Первому выдержки не хватило немцу. Боясь врезаться в идущий на него "ястребок", он сделал "горку" и отвалил в сторону.
Набор высоты, и вот Зеленов вновь устремляется в атаку на "Юнкерсы". Горбачевский и Солодков рядом ведут упорный бой с "Мессерами", с трудом отражают их яростные атаки. Отогнав пристроившегося в хвост Солодкову "Мессера", командир звена сам оказался на хвосте у замыкающего "Юнкерса" и меткой очередью зажёг его.
- Готов, вражина!   Туда тебе и дорога! - Проводив взглядом падающий бомбардировщик, Зеленов вновь бросился на выручку товарищам.
Потеряв 2 самолёта и получив значительные повреждения других машин, немцы освободились от бомб и повернули назад. Ещё долго их преследовали советские истребители»
.
Портал "Память народа"
Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
ОБД Мемориал
Собрал материалы и составил биографию Иванов Александр Полянскович
Помощь в поиске сведений оказал Байбаков Владимир Владимирович http://forum.patriotcenter.ru/index.php?topic=94024.msg554573#msg554573
Карта сайта Написать Администратору