Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Анненков Александр Васильевич

Выпускник 1934 года
Командир звена 2-й ВШЛ с марта 1937 по июнь 1939
.
.
Анненков Александр Васильевич родился 24 августа 1906 года в г. Орле Орловской губернии Российской империи (ныне Орловской области). По национальности русский. Женат. Член ВКП(б).
В 1921 году окончил семь классов средней школы. До призыва в армию работал каменщиком.
.
26.02.1926 мобилизован Георгиевским РВК Ставропольского края и был зачислен красноармейцем в состав 11-го конного артиллерийского дивизиона Северо-Кавказского ВО. В ноябре 1926 года становится курсантом полковой школы, учёбу в которой заканчивает в октябре 1927 года и назначается на должность помощника командира взвода.
С 19.09.1928 зачислен курсантом Киевской артиллерийской школы. В сентябре 1931 года по окончанию учёбы назначен на должность командира взвода 19-го артиллерийского полка 19-й стрелковой дивизии Московского ВО.
В мае 1932 года направлен слушателем в 1-ю Советскую объединенную военную школу РККА им. ВЦИК в г. Москве.
В сентября 1932 года после окончания обучения возвращается на старое место службы, но в марте 1933 года подаёт заявление и зачисляется слушателем 2-й военной школы лётчиков им. ОСОАВИАХИМа СССР в г. Борисоглебске. Окончив школу, 17 декабря 1934 года направляется для прохождения дальнейшей службы на должность командира звена в состав 5-й истребительной авиационной эскадрильи Киевского особого ВО.
В марте 1936 года присвоено воинское звание старший лейтенант.
В марте 1937 года назначен на должность командира звена 2-й военной школы лётчиков истребителей г. Борисоглебск Московского ВО.
17.02.1939 присвоено воинское звание капитан.
23.06.1939 года назначен командиром звена 44-го истребительного авиационного полка Ленинградского ВО.
.
Участник советско-финляндской войны с 30.11.1939 по 13.03.1940 в составе 44 иап 54-й истребительной авиабригады ВВС 7-й Армии Северо-Западного фонта. За время военных действий выполнил 64 боевых вылета.
С октября 1940 года назначен помощником командира, а с мая 1941 — заместителем командира эскадрильи 159-го истребительного авиационного полка Ленинградского ВО.
.
Участник Великой Отечественной войны с 22.06.1941 в составе 159 иап 5 сад ВВС Ленинградского ВО/Северного фронта, а с 14.07.1941 — в составе 39 иад ВВС Северного фронта (с 23.08.1941 — Ленинградского фронта).
26 августа 1941 года заместитель командира эскадрильи капитан Анненков А.В. на самолёте МиГ-3 не вернулся с боевого задания из района п. Любань Тосненского района Ленинградской области, числился пропавшим без вести. Был исключён из списков Красной Армии приказом по Управлению кадров ВВС КА № 06 проп. от 04.01.1942.
Согласно архивным документам, в 1941 году жена Жабровец Варвара Кондратьевна, дочери Лариса 1937 г.р. и Эмма 1941 г.р. проживали в г. Казань Татарской АССР по адресу ул. Баумана д. 4 кв. 4.
В действительности, капитан Анненков А.В не погиб в воздушном бою, смог выпрыгнуть из горящего самолёта на парашюте. Он получил одно тяжёлое и одно лёгкое ранение головы, ожог 2-й степени и до марта 1942 года находился на лечении в разных госпиталях.
За время боевых действий выполнил 111 боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично 1 самолёт противника Ме-110 (по данным наградного листа).
Среди архивных документов найдено интересное свидетельство, где Александр Васильевич Анненков собственноручно описывал воздушный бой, в результате которого был сбит его самолёт и последующие за ним дни:
«Объяснительный лист. Начальника учебного отдела 33-го авиационного полка майора Анненкова Александра Васильевича. В Красной Армии с 1926 года. На командной должности с 1931 года. Участвовал в войне с белофиннами в должности командира звена 44-го истребительного авиационного полка. Имел 64 боевых вылета. В 1941 году с 22 июня по 26 августа участвовал в войне с немецко-фашистскими захватчиками, в должности заместителя командира эскадрильи 159-го истребительного авиационного полка ЛВО. Имел 111 боевых вылетов на самолёте МиГ-3. 26 августа 1941 года во время выполнения боевого задания в воздушном бою был подбит (загорелся самолёт) и выбросился с парашютом на своей территории. Был доставлен в эвакогоспиталь на станцию Мга. После был эвакуирован на самолёте в город Тихвин. По пути был сбит вторично на санитарном самолёте. После был доставлен в эвакогоспиталь города Волховстрой. В дальнейшем находился на излечении в госпиталях и в последнее время находился в эвакогоспитале города Бийска. Медкомиссиями признан ограничено годен 2 степени. После излечения в октябре 1942 года отделом кадров ВВС Сибирского военного округа направлен в Новосибирскую военную школу лётчиков АДД на должность преподавателя тактики ВВС и общей. В июле 1944 года назначен начальником учебного отдела 33-го авиационного полка, где нахожусь по настоящее время. 4 августа 1944 года. Анненков».
.
С 28.03.1942 —  преподаватель авиации в Барнаульском пехотном училище Сибирского ВО.
С сентября 1942 года старший адъютант батальона, а с марта 1943 года – преподаватель тактики ВВС и общей в Новосибирской военной авиационной школе пилотов.
В апреле 1943 года направлен на курсы усовершенствования преподавателей тактики ВВС и общей при Военно-воздушной академии командного и штурманского состава.
24.08.1943 присвоено воинское звание майор.
В ноябре 1943 года возвращается в Новосибирск на прежнюю должность. В сентябре 1944 года при реорганизации школы в систему АДД становится начальником отдела учебы лётной подготовки 33-го авиационного полка.
В феврале 1945 года Анненков А.В. вернулся на должность преподавателя тактики ВВС, но в сентябре 1945 года вновь назначен начальником учебного отдела лётной подготовки в составе 33-го учебного авиационного полка.
В июне 1946 года переведён на должность начальника штаба батальона курсантов в Омское военное авиационное училище лётчиков.
1948 году в семье Александра Васильевича и Варвары Кондратьевны появляется на свет третья дочь – Ольга.
В апреле 1949 года присвоено очередное воинское звание подполковник.
В октябре 1949 назначен заместителем начальника штаба полка Омского авиаучилища. В октябре 1950 года назначен на должность начальника отделения подготовки военнослужащих иностранных армий Омского военного авиационного училища лётчиков.
В январе 1952 года назначен на должность заместителя начальника штаба 717-го учебного авиационного полка Омского ВАУЛ.
.
11 июня 1954 года подполковник Анненков Александр Васильевич уволен в запас с правом ношения военной формы.
Приказ об отмене статьи приказа УК ВВС от 04.01.1942 об исключении из списков Красной Армии на капитана Анненкова Александра Васильевича был подписан только в 1955 году по ходатайству Кисловодского ГВК, где в то время он стоял на учёте после демобилизации из армии.
.
Награждён орденом Ленина (17.05.1951), орденом Красной Звезды (03.11.1944), двумя орденами Красного Знамени (05.11.1944, 05.11.1946), орденом Отечественной войны I степени (06.04.1985), медалями «За оборону Ленинграда» (22.12.1942), «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (09.05.1945).
Увековечен в печатной Книге Памяти Орловской области том 8 (как пропавший без вести 26.08.1941).
***
.
Имена из солдатских медальонов. 9 том. Авиация
.
Место падения самолёта МиГ‑3 в районе д. Трубников Бор Тосненского района Ленинградской области в 2008 году было обнаружено местными жителями, но об этой находке они рассказали только в 2013 году представителю поискового отряда «Авангард» Михаилу Соловьеву (д. Большой Сабск Волосовского района Ленинградской области). Рядом с воронкой на болоте они нашли технический лючок от самолёта, на котором был выбит номер – 2977.
Так как место находки находилось на значительном расстоянии от места базирования отряда Михаила, сообщение о находке самолёта он переправил поисковикам, которые ежегодно работают в этом районе – участникам Межрегиональной поисковой экспедиции «Любань». Поисковики включили в план проведения экспедиции на 2014 год работы на месте падения самолёта и попросили Михаила связаться с теми, кто нашел самолёт, чтобы уточнить место нахождения обломков (ведь с момента находки в 2008 году прошло уже несколько лет) и организовать рекогносцировочный выезд.
В декабре 2013 года Михаилу Соловьеву удалось с друзьями съездить в этот район и побывать на месте падения самолёта. Болото, на котором находились обломки самолёта, ещё не замерзло, и ребятам удалось из‑под снега и мха извлечь несколько небольших фрагментов, которые характерно определяли тип самолёта – МиГ‑3. В это же время специалисты Всероссийского информационно‑поискового центра «Отечество» (г. Казань) проводили исследовательские работы с документами Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации. Удалось установить, что на самолёте МиГ‑3 с номером 2977 не вернулся с боевого задания 26 августа 1941 года заместитель командира аэ 159‑го истребительного авиаполка капитан Александр Васильевич Анненков. Причём, в разных документах его фамилия была указана с различными изменениями: Аненков, Аненнков, Аненко.
С 23 по 30 апреля 2014 года силами поисковых отрядов «Разведка» (г. Казань, руководитель – А.Ю. Коноплев), «Вологодский поисковый отряд» (г. Вологда, руководитель – И.А. Дьяков) и «Высота» (г. Санкт‑ Петербург, руководитель – В.Н. Дудин) проводились работы по подъему обломков самолёта из болота. В первый день экспедиции обследовали с помощью металлоискателей территорию по всему периметру воронки. Находили разбросанные от взрыва при падении самолёта разлетевшиеся фрагменты крыльев. Сама воронка плотно заросла мхом и болотной травой – с первого взгляда и не скажешь, что именно здесь упал самолёт. Кроме того, лет 20 назад в этих местах проводилась вырубка хвойных пород деревьев и вся территория рядом с воронкой была искромсана глубокими колеями от тяжелой лесовозной техники. С помощью щупов поисковики определили на глубине более двух метров нахождение больших фрагментов металла – обломков самолёта. Пока одни устанавливали опалубку и треногу, другие очищали поверхность воронки от мха и травы с помощью грабель и вил. Когда основная часть моховой подушки была снята и появились вода и болотная жижа, в ход пошла мотопомпа, привезённая вологжанами. В течение недели поисковики извлекали из воронки обломки самолёта. Работа была очень тяжёлая, так как приток воды в заболоченном лесу был постоянным. На это влияло еще и то, что в некоторых местах на болоте лежал снег. В результате проведенной экспедиции из воронки (с глубины более 5 метров) поисковики извлекли на поверхность почти все фрагменты самолёта: стойки шасси, части мотора, разбитый центроплан самолёта. Останков лётчика обнаружено не было. Не нашли и признаков того, что на самолёте погиб пилот. Вернувшись из экспедиции, поисковики опять приступили к изучению архивных документов и выяснили, что в этом бою лётчик самолёта Александр Анненков остался жив.
То есть стало ясно: сбитый в воздушном бою капитан Анненков спасся, выпрыгнув с парашютом из горящего самолёта. Кроме того, из записи в наградном листе (в августе 1944 года) стало известно, что в этом воздушном бою, перед тем как сбили его, он смог сбить немецкий самолёт Ме-110. Благодаря изучению документов, хранящихся в Центральном архиве Министерства обороны, удалось полностью проследить весь жизненный путь А.В. Анненкова.
Портал "Память народа"
Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
ОБД Мемориал
Собрал материалы и составил биографию Иванов Александр Полянскович
Помощь в поиске сведений оказала Зданович Евгения Михайловна http://forum.patriotcenter.ru/index.php?topic=103512.msg554862#msg554862
Карта сайта Написать Администратору