Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Мисяков Иван Титович

Выпускник 1938 года
.

.
Мисяков Иван Титович родился 24 мая 1918 года в деревне Рудня Гомельского уезда Могилёвской губернии (ныне Гомельской области Республики Беларусь) в многодетной семье. По национальности белорус.
Кандидат в члены ВКП(б) с 1940 года. Холост.
Окончил школу и школу ФЗУ при Гомельском паровозовагоноремонтном заводе. Работая на заводе, в свободное время занимался в аэроклубе г. Гомеля.
.
В рядах Красной Армии с 1937 года, призван Гомельским ГВК, поступил в лётную школу.
20.11.1938 окончил 2-ю Краснознамённую военную школу лётчиков имени ОСОАВИАХИМа СССР в г. Борисоглебске с присвоением воинского звания младший лейтенант и назначен младшим лётчиком 20-го истребительного авиационного полка ВВС Белорусского особого ВО (г. Смоленск).
.
Участник советско-финляндской войны с 30.11.1939 по 13.03.1940 в составе 20-го иап.
Выполнил 58 боевых вылетов, за что награждён орденом Красной Звезды.
З1.03.1940 присвоено воинского звание лейтенант.
С 15.08.1940 назначен командиром звена 145-го истребительного авиационного полка ВВС Ленинградского ВО.
.
Участник Великой Отечественной войны с 22.06.1941 в составе 145 иап 1 сад ВВС 14-й Армии ВВС Ленинградского ВО (с 24.06.1941 — Северного фронта).
.
27 июня 1941 года командир звена 145-го иап лейтенант Мисяков Иван Титович вылетел во главе группы И-16 для отражения налёта вражеской авиации на аэродром, расположенный в районе Мурманска. Советские лётчики перехватили самолёты противника недалеко от аэродрома и атаковали их. Завязался упорный воздушный бой. В ходе боя Мисяков заметил, как Me-110 заходит на цель для нанесения бомбового удара. Чтобы предотвратить бомбёжку, он пошёл на таран. "Мессершмитт" взорвался в воздухе. При этом погиб и советский лётчик. Ошеломлённые фашисты стали поспешно разворачиваться. Преследуя их, наши лётчики сбили ещё один вражеский истребитель.
За свой подвиг лейтенант Мисяков И.Т. награждён посмертно орденом Ленина.
.
 
Самолёт И-16
.
Захоронен в Братской могиле п. Мурмаши Кольского района Мурманской области (Захоронение № 33109010).
.
.
Исключён из списков Красной Армии приказом ГУФУ войск КА № 0148/пог. от 05.05.1942.
Повторно исключён из списков Вооружённых Сил Союза ССР приказом ГУК ВС СССР № 0390 от 27.02.1947.
.
Награждён орденом Ленина (22.07.1941, посмертно), орденом Красной Звезды (21.05.1940).
.
Мать Мисякова Елена Ивановна и отец Мисяков Тит Нестерович проживали в г. Новая Белица Гомельской области Белорусской ССР по адресу ул. Кооперативная дом 14.
В п. Мурмаши Мурманской области именем Мисякова Ивана Титовича названы школа и улица.
.
Источники:
https://belkagomel.by/2018/03/17/gomelchanin-na-shestoj-den-vojny-sovershil-pervyj-vozdushnyj-taran-v-nebe-zapolyarya/
http://allaces.ru/p/people.php?id=20860
http://lexicon.dobrohot.org/index.php/
https://gp.by/novosti/obshchestvo/news2334.html
https://kolanews.ru/news/obshhestvo/39284
http://parnasse.ru/prose/essay/history/145-i-istrebitelnyi-aviacionyi-polk.html
Портал "Память народа"
Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
ОБД Мемориал
Собрал материалы и составил биографию Иванов Александр Полянскович
***
Мисяков Иван Титович
.
Родился в мае 1918 года в деревне Рудня Гомельского района. Рос обыкновенным парнишкой, а от своих сверстников отличался неодолимой тягой к небу. Стоило ему увидеть в небе самолет (благо, над родной деревней их летало достаточно — недалеко находился аэродром), как забывал обо всем на свете. Наверное, тогда и зародилась у него мечта стать летчиком.
Учился в школе ФЗО при Гомельском паровозовагоноремонтном заводе, затем работал на этом предприятии, но о небе не забывал. В свободное время занимался в аэроклубе, затем поступил в Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков имени В. П. Чкалова.
.
Лейтенанта Мисякова направили на службу в Заполярье, город Мурманск. Его мечта сбылась. Он стал не просто летчиком, а профессионалом, асом, героем, навсегда вошедшим в историю нашей страны. Участвовал в боях с белофиннами, за успешные боевые действия, проявленные мужество и героизм (58 боевых вылетов на И-16) был награжден орденом Красной Звезды, который получил в Москве лично из рук М. Калинина.
.
 Воздушный таран можно назвать эталоном ратного подвига: летчик, обрушивая удар своей машины на самолет врага, ставит на карту собственную жизнь. Уже в первый день войны, по последним данным, было совершено около 20 таранов. В части люфтваффе даже разослали циркуляр, запрещавший во избежание их приближаться к советским самолетам ближе чем на 100 метров. Тогда и появилась фраза одного из немецких летчиков, впоследствии ставшая крылатой: “Не загоняйте “крысу” (И-16) в угол, ведь в этом случае ей останется только одно — вцепиться вам в горло”. Около 600 таранов провели советские летчики в Великую Отечественную, и большинство из них приходится на 1941 — 1942 годы — самый тяжелый период войны. На Северном фронте первым стал Иван Мисяков.
.
...27 июня 1941 года командир звена 145-го истребительного авиационного полка лейтенант Иван Мисяков вылетел во главе группы И-16 для отражения налета девяти вражеских самолетов на аэродром в районе Мурманска. Завязался ожесточенный воздушный бой, в котором Иван Мисяков пошел на таран. Как это произошло, описывает полковник, кандидат исторических наук Иван Иноземцев в военно-историческом очерке “Тараны в северном небе”: “Командир звена лейтенант И. Т. Мисяков находился в гуще боя, стрелял из всех пулеметов, преграждая путь вражеским самолетам. И тут он увидел, что “мессершмитт” заходит на цель, намереваясь сбросить бомбы на гидроэлектростанцию в Мурмашах. Что делать? Закончились боеприпасы, израсходованы все патроны, и его самолет никакой опасности для врага не представляет. И тогда Мисяков решился идти на таран. Когда “мессер” проносился мимо, он бросил на него свою машину. Обе машины рухнули на землю”. Ошеломленные фашисты стали поспешно разворачиваться. Преследуя их, наши летчики сбили еще один вражеский самолет. Посмертно Ивана Титовича наградили орденом Ленина. Было ему всего 23. Шел шестой день войны.
.
На следующий день уже на подступах к Ленинграду воздушные тараны совершили летчики 158-го истребительного авиационного полка младшие лейтенанты П.Т. Харитонов и С.И. Здоровцев, а 29-го их однополчанин младший лейтенант М.П. Жуков загнал вражеский самолет в Псковское озеро. Весть о первых таранах защитников неба Севера облетела все авиационные части. Скоро их подвиг повторили многие летчики. Харитонов, Здоровцев и Жуков были удостоены звания Героя Советского Союза. Очевидно, по какому-то неудачному стечению обстоятельств не присвоили это высокое звание Мисякову.
Долго не знали о подробностях героической смерти Ивана Мисякова его родные. Письмо от следопытов Мурмашской школы, в котором те просили откликнуться кого-либо из родственников отважного лейтенанта, пришло им лишь в 1972 году. К сожалению, так и не удалось побывать на могиле Ивана Титовича его родителям. А вот племянница Любовь Федоровна Привалова навестила Мурмаши, прошлась по улице имени своего дяди, видела и памятник павшим героям, среди первых фамилий на котором — Мисяков И.Т.
Своим подвигом Иван Титович Мисяков прославил Гомель. Почему бы не увековечить память отважного летчика в названии улицы его родного города? С такой просьбой обращался в 80-х годах в гомельский военкомат ленинградец И. Иноземцев, но безрезультатно.
В далеком поселке Мурмаши, что под Мурманском, есть школа и улица, названные в честь гомельчанина Ивана Мисякова. Наш земляк совершил над Мурмашами первый в небе Заполярья воздушный таран. А вспомнили о подвиге летчика благодаря письму, пришедшему из Житомирской области Украины от его племянника Бориса Михайловича Кончаковского.
.
P.S. Не вернулся с войны и старший брат Ивана — Николай Мисяков. Где и как он погиб, родные не знают — пропал без вести. Если вы что-нибудь слышали о судьбе Николая, сообщите в редакцию “ГП” (Гомельская правда).
Татьяна ЕРМАКОВА
***
Иду на таран http://www.sota.ee/index.php?newsid=1964 
Первые герои
.
Воздушный таран - оружие грозное, исключительное, не каждый человек готов к самопожертвованию. Первый в истории воздухоплавания таран совершил русский летчик Петр Нестеров в 1914 году.
.
А зачем? - спросит иной скептик. Если кончился боезапас, разумнее выйти из боя, вернуться на аэродром, заправиться и продолжить выполнение боевого задания. Ведь таран не прописан в военном Уставе и тактике воздушного боя.
.
Да, некоторые считали: таран -это слабость летчика, его неумение в критическую минуту боя найти иное решение. Однако в годы войны на таран шли десятки и десятки летчиков и, конечно же, он был не слабостью воздушных воинов, а, наоборот, маневром смелых и мужественных. Сообщения о таранах поднимали боевой дух в армии. Маршал авиации А. А. Новиков писал: "Только тот, кто на себе испытал первые месяцы войны, когда с фронтов поступали сообщения одно хуже другого, повергавшие в смятение даже закаленных опытных командиров, только тот по-настоящему поймет, что значило в то время узнать о таком подвиге и что означал сам этот подвиг".
.
Тогда, в начале Великой Отечественной, на всю страну прозвучали имена трех летчиков 158-го истребительного полка Северного фронта, первыми совершивших тараны в ленинградском небе 28 и 29 июня 1941 года - младших лейтенантов Михаила Жукова, Степана Здоровцева и Петра Харитонова. Все они после боя остались живы, а Харитонов даже прошел всю войну и умер в преклонном возрасте. Александр Александрович Новиков, в то время командующий авиацией Северного фронта, принес наградные документы секретарю Ленинградского обкома и члену Военного совета А. А. Жданову. Тот тут же позвонил Сталину, который одобрил представление о присвоении таранщикам звания Героя. Через неделю газеты обнародовали Указ Президиума Верховного Совета СССР - летчики стали первыми Героями Советского Союза в Великой Отечественной войне.
.
Как жаль, что Новиков поздно получил документы, а может, в военной сумятице первых дней войны не обратил внимания, что на сутки раньше подвига ленинградских летчиков в заполярном небе уже свершился таран.
.
Подвиг Мисякова
.
С первых дней войны небо Мурманска прикрывали флотская и армейская авиация. В районе Мурмашей базировались два истребительных полка ВВС 14-й армии. Штурмовкой позиций и скоплений войск противника они поддерживали нашу пехоту на Мурманском направлении, обороняли областной центр и железную дорогу. Иногда жаркие бои разгорались над Туломской ГЭС и ближними аэродромами (Мурмаши, Молочный, Шонгуй).
.
27 июня 1941 года группа самолетов И-16 (летчики их ласково называли ишачками) 145-го авиаполка отбивала налет вражеских бомбардировщиков, стремившиеся подлрикрытием истребителей к Туломской гидроэлектростанции. В воздушной круговерти у лейтенанта Ивана Мисякова замолкли пулеметы, кончились патроны. Он не задумываясь ринулся на таран.
.
Есть воспоминание очевидца, ветерана ГЭС, слесаря С. Ф. Григорьева: "Было это в июне 1941 года. Хорошо помнится: пришли мы на работу с обеда. Видим, в районе санатория, здесь, с правой стороны, начинается воздушный бой. Смотрю - немецкий истребитель... И было хорошо видно, как наш шел на таран. Наверно, боеприпасы кончились, не знаю. Он ему хвостовое оперение-то срезал винтом. Заходил, кажется, слева. Фашист - в землю. А наш берет вправо... к аэродрому. За сопками плохо мне видно было, как он там садился. После ребята сказали, что не дотянул он до полосы, разбился. Жаль было пилота. Геройский парень! А фамилию его не знаю, врать не буду, и тогда не знал. Что видел, то рассказал".
.
Судьба белорусского паренька Вани Мисякова схожа с тысячами судеб людей его поколения - фабрично-заводское обучение, работа на заводе, гражданский аэроклуб, служба в авиации... Как многие тогда, восхищался полярными летчиками, спасавшими челюскинцев и совершавшими дальние перелеты через Северный полюс. В 1939 году Мисяков окончил Борисоглебскую авиационную школу пилотов, ему присвоили звание младшего лейтенанта, в истребительном полку он в совершенстве овладел истребителем И-16, вскоре стал командиром звена. В советско-финляндскую войну вылетал 58 раз, награжден орденом Красной Звезды.
.
Всего шесть дней он воевал с фашистами, а оставил память на века. Иван Титович Мисяков похоронен в Мурмашах, там его именем названа улица. Он награжден орденом Ленина посмертно. Будь штабные работники порасторопнее, попади он в один наградной список вместе с ленинградскими летчиками, быть бы ему Героем Советского Союза.
.
В этот же день, 27 июня 1941 года, при защите аэродрома погиб летчик соседнего 147-го авиаполка Леонид Илларионович Иванов. Он сражался с группой вражеских самолетов, сбил один самолет, но и его самого сбили. Замечу, погиб без тарана. Документы на его награждение оформили оперативно, были переданы по телеграфу. Через три недели Иванова наградили - и орденом Ленина, и Золотой Звездой Героя. Он - первый в этом статусе среди летчиков Заполярья. Следующий воздушный таран после Мисякова в ноябре 1941 года совершил однополчанин Иванова Павел Александрович Кайков и тоже стал Героем Советского Союза. Тоже похоронен в Мурмашах, тоже его именем названа улица.
Карта сайта Написать Администратору