Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Медведев Михаил Павлович

Выпускник 1944 года
.
.
Медведев Михаил Павлович родился 20 октября 1921 года в с. Кожинка (Никольское) Кожинской волости Петровского уезда Саратовской губернии РСФСР (ныне с. Никольское Лопатинского района Пензенской области РФ). По национальности русский. Социальное положение и происхождение - служащий из рабочих. Холост.
Член ВЛКСМ с 1942, кандидат в члены ВКП(б) с 1943 года.
В 1940 году окончил 10 классов средней школы.
.
В сентябре 1941 года поступил в 6‑ю Воронежскую военную авиационную школу первоначального обучения. Перед эвакуацией Воронежской ВАШПО с 16.10.1941 зачислен курсантом Борисоглебской ВАШП.
12.05.1944 окончил Борисоглебскую Краснознамённую военную школу пилотов имени В.П. Чкалова с присвоением воинского звания младший лейтенант (приказ ВВС Красной Армии № 0191).
26.05.1944 направлен на должность лётчика в состав запасного авиационного полка ВВС Приволжского ВО.
С 19.06.1944 назначен лётчиком 448‑го штурмового авиационного полка.
Участник Великой Отечественной с 19.06.1944 в составе 448 шап 281 шад 13-й ВА Ленинградского фронта.

 Ил-2
.
29 июня (по другим данным 28 июня) 1944 года лётчик 448 шап младший лейтенант Медведев Михаил Павлович на самолёте Ил-2 (в составе экипажа воздушный стрелок красноармеец Румянцев Александр Иванович 1925 г.р.) не вернулся с боевого задания в районе Карьяла, пропал без вести.
Исключён из списков Красной Армии как пропавший без вести приказом ГУК НКО СССР  № 02980 от 04.09.1944.
.
Отец Медведев Павел Иосифович проживал в г. Ташкент-7 Узбекской ССР по адресу ул. Ломоносова дом 39.
.
Летом 2015 года поисковым отрядом «Звезда» (г. Выборг) было найдено место падения самолёта в районе урочища Петровка Выборгского района Ленинградской области. Были проведены поисково-исследовательские работы и в дальнейшем подняты останки членов экипажа.
8 сентября 2016 года останки лётчика младшего лейтенанта Медведева Михаила Павловича и воздушного стрелка красноармейца Румянцева Александра Ивановича были торжественно перезахоронены на Мемориала «Петровка» (Воинское захоронение № 30) в п. Красный Холм Выборгского района Ленинградской области.
.
.
Увековечен в печатной Книге Памяти Пензенской области Л-М том 5, Книги Памяти «Имена из солдатских медальонов. 8 том» и Книги Памяти «Имена из солдатских медальонов. 9 том. Специальный выпуск. Авиация».
***
.
Из книги «Имена из солдатских медальонов. 9 том. Специальный выпуск. Авиация».
.
Место падения самолёта Ил‑2 в районе Тали – Ихантала Выборгского района Ленинградской области было обнаружено в октябре 2010 года местными жителями‑охотниками, которые предприняли для раскопок несколько выездов. В один из дней ими был обнаружен фрагмент редуктора самолёта, на котором был продублирован заводской номер мотора – АМ‑38 № 252395. К сожалению, точное место падения самолёта они не указали, но передали эту информацию руководителю поискового отряда «Карельский вал» (г. Санкт‑Петербург) Вячеславу Геннадьевичу Скокову, который сообщил о находке во Всероссийский информационно‑поисковый центр «Отечество» (г. Казань).
Историком военной авиации Борисом Владимировичем Давыдовым (г. Москва) была проведена архивная исследовательская работа, в результате чего стало известно, что данный мотор был установлен на самолёт Ил‑2 № 1878574, выпущенный заводом № 18 (г. Воронеж) в октябре 1943 года.
Далее сотрудниками ВИПЦ было установлено, что данный самолёт с указанным мотором 11 апреля 1944 года был передан из состава 703‑го штурмового авиаполка в 872‑й штурмовой авиаполк 281‑й штурмовой авиадивизии 14‑й воздушной армии. Затем его следы прослеживаются в контрольном списке по 13‑й воздушной армии Ленинградского фронта за июнь 1944 года, когда данный самолёт 9 июня 1944 года передаётся из состава 14‑й ВА в состав 13‑й ВА (перед Выборгской наступательной операцией 1944 года все полки 281‑й ШАД 14‑й ВА переданы в подчинение 13‑й ВА).
И окончательным документом, определившим судьбу этого самолёта, стал отчёт 281‑й штурмовой авиационной дивизии по потерям материальной части за июнь 1944 года, в котором говорилось: «...самолёт Ил‑2 № 1878574 из состава 448‑го шап 281‑й шад сбит истребителями противника 28 июня 1944 года в р‑не 3 км восточнее Коряала. Экипаж самолёта: лётчик младший лейтенант Медведев Михаил Павлович и воздушный стрелок рядовой Румянцев Александр Иванович...».
Причем в документах по учету безвозвратных потерь гибель данного экипажа указывалась 29 июня 1944 года. Но оперативные документы говорят об обратном.
Журнал боевых действий 281‑й штурмовой авиационной дивизии: «28 июня 1944 года... ...Группа 6 самолётов Ил‑2 капитана Сухиненко во время атаки цели была атакована двумя Ме‑109. В это же время 2 ФВ‑190 вели воздушный бой с прикрывающими 3 самолётами Ла‑5. После первого захода группа в плотном строю тупой пеленг, перешла на бреющий полет и вышла на свою территорию. При второй атаке Ме‑109 длинной очередью сбил отставший от группы на 700–800 метров 1 самолёт Ил‑2, лётчик Медведев с воздушным стрелком Румянцевым...».
Оперативная сводка штаба 281‑й ШАД, на 21.00  28 июня 1944 года: «448 шап. ...Свои потери: 2 Ил‑2 мл. лейтенант Сороковых с воздушным стрелком Гладких сбит ИА противника. Упал 2 км северо‑восточнее Юлясяйне. Младший лейтенант Медведев с воздушным стрелком Румянцевым сбиты ИА противника. Упал 3 км восточнее Керьяла, при ударе о землю взорвался. 2 Ил‑2 младший лейтенант Ануприенко с воздушным стрелком Сильченко и младший лейтенант Белясин с воздушным стрелком Столяровым после выполнения боевого задания произвели вынужденную посадку, первый 4 км севернее ст. Ханкониеми, второй в р‑не Бабочино. Причины уточняются...».
Но, к сожалению, само место падения самолёта, а точнее, где оно находилось, оставалось для поисковиков загадкой. И вот, только летом 2015 года местные жители показали это место представителям отряда «Звезда» из города Выборга. Поисковики приступили к работам. В течение нескольких выездов они исследовали обломки самолёта и искали останки экипажа. На месте катастрофы образовалась продолговатая воронка, в которой попадались, по большей части, фрагменты от разбитого мотора. Остальные мелкие обломки дюраля и брони были разбросаны по окружности воронки. К сожалению, основные обломки самолёта, судя по всему, ещё в послевоенные годы были сданы в металлолом. Но в результате работ поисковики под руководством Андрея Смоленского по ходу направления падения самолёта нашли раздробленные останки членов экипажа самолёта. Рядом с останками находились фрагменты шлемофонов, пряжки и карабины от пристяжной системы двух парашютов.
Лётчик самолёта Медведев Михаил Павлович родился 20 октября 1921 года в селе Котинка (в донесении о безвозвратных потерях указано село Коршунка) Даниловского района Пензенской области. В 1940 году окончил 10 классов средней школы. В сентябре 1941 года поступил курсантом в 6‑ю Воронежскую военную авиационную школу первоначального обучения. Перед эвакуацией ВАШП в Черногорск на территории Хакасской автономной области Красноярского края (в настоящее время – Республика Хакасия) для расформирования основная часть курсантов была переведена в другие учебные заведения ВВС КА. Так М.П. Медведев становится курсантом Борисоглебской ордена Ленина Краснознаменной военной авиационной школы пилотов им. В.П. Чкалова (16.10.1941 г.). По окончании авиашколы М.П. Медведеву 12 мая 1944 года присваивают воинское звание младший лейтенант. 26 мая 1944 года он прибывает для прохождения дальнейшей службы в состав запасного авиационного полка Приволжского военного округа. С 19 июня 1944 года он в составе 448‑го штурмового авиационного полка 13‑й воздушной армии Ленинградского фронта. А через десять дней его самолёт был сбит истребителями противника... Торжественно‑траурная церемония захоронения останков погибшего экипажа состоялась 8 сентября 2016 года на воинском мемориале «Петровка» (могила № 30) Выборгского района Ленинградской области.
Портал "Память народа"
ОБД Мемориал
Собрал материалы и составил биографию Иванов Александр Полянскович
Карта сайта Написать Администратору