Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Пискарёв Герман Васильевич

Выпускник 1939 года
.
.
Пискарёв Герман Васильевич родился 27 мая 1916 года (по данным УПК в июне 1916 года) в г. Саратове Саратовской губернии РСФСР (ныне Саратовской области РФ) в многодетной семье в которой было три сына и две дочери. По национальности русский. Социальное положение и происхождение - рабочий из рабочих.
В 1932 году окончил 8 классов школы и школу ФЗУ «Стройуч» в г. Саратове. Профессия — слесарь. Холост.
Член ВЛКСМ с 1931, член ВКП(б) с 1940 года.
.
В рядах Красной Армии с 01.02.1939, поступил в лётную школу. Военную присягу принял 23.02.1939.
05.11.1939 окончил Борисоглебскую Краснознамённую военную школу лётчиков имени В.П. Чкалова с присвоением воинского звания младший лейтенант и назначен младшим лётчиком 5-го запасного авиаполка (приказ № 04606 НКО СССР).
С 22.04.1940 назначен инструктором-лётчиком, а с 04.06.1941 — командиром звена истребительной эскадрильи 162-го резервного авиаполка ВВС Западного особого ВО. Перед началом войны полк базировался в Зябровке, Бронном, Холмиче Белорусской ССР.
.
Участник Великой Отечественной войны, предположительно, с 22.06.1941 по 30.06.1942 в составе 162 резап  ВВС Западного особого ВО/Западного фронта. В дальнейшем 162 резап был перебазирован из Белоруссии в г. Казань и в августе 1941 года преобразован в 9-й запасной авиаполк, базировавшейся на аэродром Самосырово.
С 20.01.1942 назначен командиром звена 42 иап (с 11.11.1941 по 18.03.1942 года 42-й иап переформирован по штату 015/174 в 1-м запасном иап ВВС Московского ВО).
02.02.1942 присвоено воинское звание лейтенант.
С 01.04.1942 по 30.04.1942 лейтенант Пискарёв Г.В. воевал в составе 42 иап 7-й Ударной авиационной группы Брянского фронта, а с 30.05.1942 — 42 иап 202 иад 1-й ВА Западного фронта.
По переписи 20.07.1942 — заместитель командира эскадрильи 42 иап.
.
 ЛаГГ-3
.
7 августа 1942 года (по другим данным 11.07.1942) заместитель командира эскадрильи 42 иап лейтенант Пискарёв Герман Васильевич на самолёте ЛаГГ-3 не вернулся с боевого задания в районе Буда-Монастырская, числился пропавшим без вести.
Исключён из списков Красной Армии как пропавший без вести приказом ГУФУ войск КА № 01111/пр. от 23.11.1942.
В действительности, лейтенант Пискарёв Герман Васильевич в воздушном бою был сбит, произвёл вынужденную посадку в районе д. Ямное и погиб в наземном бою (предположительно, подорвал самолёт и сам застрелился).
Похоронен в индивидуальной могиле на опушке леса в 300 метрах восточнее д. Ямное Куйбышевского района Калужской области.
Мать Пискарёва Наталья Васильевна проживала в г. Саратове по адресу ул. Чапаевская д. 21 кв. 14.
.
11 июля 1982 года на месте захоронения состоялось торжественное открытие памятника, на котором присутствовали две родные сестры Германа Васильевича.
А в день 57-й годовщины гибели, 11 июля 2009 года был установлен новый памятник.
.
Увековечен в печатной Книге Памяти Саратовской области том 8.
Улица посёлка Бетлица Куйбышевского района Калужской области носит имя отважного лётчика.
***
.
Последний полёт лейтенанта Пискарёва
Он завершился у деревни Ямное Куйбышевского района.
.
11 июля 1942 года многие жители деревни Ямное, расположенной рядом с полноводной рекой Снопот, видели приземление на поле советского истребителя, подбитого фашистами. Недалеко от нынешнего железобетонного моста когда-то гремела двумя поставами небольшая водяная мельница, на которой жители как Ямного, так и близлежащих деревень мололи ржаную муку, обдирали на крупу ячмень. У мельницы был небольшой прудок с чистой и холодной водой. В тёплые солнечные дни здесь чуть ли не целыми взводами любили купаться и загорать немцы. Их гогот, возня, пиликанье на губной гармошке, бултыхание в воду разносились далеко окрест.
В тот июльский день загорающих оккупантов на берегу реки видела и крестьянка Вера Петровна Хованская, которая на лошадке везла с мельницы пару мешков размолотой ржи в свою родную деревню Гарь, что в нескольких километрах от села Жерелева. С ней на повозке сидел её двенадцатилетний сын Леонид, который потом, став взрослым, много раз рассказывал об упавшем советском истребителе своему сыну Владимиру, преподавателю математики Бетлицкой школы-интерната.
И вот на днях Владимир Леонидович, вспоминая рассказы отца, поведал мне о подвиге лейтенанта Пискарёва в тот июльский день. По его словам, едва переехав по деревянному мосту речку Снопот, они с матерью услышали натужный подвывающий рокот, доносящийся с безоблачного голубого неба. Там появились сразу три «мессера» и один краснозвёздный самолётик. Закрутилась отчаянная воздушная карусель. В этом нескончаемом вое иногда зловеще стучали пушки и пулемет. Наш ястребок, переваливаясь с одного крыла на другое, вдруг неожиданно пошёл на снижение. У земли каким- то чудом выровнялся и сел на поле. За его посадкой наблюдали и немцы. Похватав «шмайсеры», с гиканьем и возбужденными криками «Russisches Flugzeug!» (русский самолёт), полуодетые, иные прямо в мокрых трусах, во всю прыть побежали на поле. Из приподнятого стеклянного колпака кабины на крыло вывалился лётчик. Сдёрнув с головы кожаный шлем, он оглянулся вокруг и увидел бегущую толпу немцев. Спрыгнул на землю и, нагнувшись, что-то повернул под центропланом истребителя. Затем лётчик достал пачку папирос, закурил и снова забрался на покосившееся крыло, прошёл по нему и скрылся в кабине. Когда немцам оставалось до истребителя метров тридцать, лётчик что-то бросил под центроплан самолёта. С оглушительным воем вспыхнуло жёлтое пламя, вмиг охватившее краснозвёздную машину, из которой раздался хлопок, пистолетный хлопок. Мужественный советский лётчик-истребитель в плен решил не сдаваться.
Лейтенант Пискарёв уничтожил машину и пожертвовал собой. Почему он так поступил, стало ясно уже после войны, когда о его подвиге узнало вышестоящее фронтовое командование. Скрыться он бы не успел да и самолёт не мог бросить. На нем стояло новое секретное вооружение и другое оборудование, которое могли захватить фашисты.
Вскоре приехал немецкий офицер. Постояв у сгоревшего самолёта, приказал вытащить останки лётчика и прикопать. Но буквально через неделю случилось ещё одно трагическое событие, на долгие годы заслонившее подвиг лейтенанта Пискарёва. В конце июня сорок второго каратели из местной зондеркоманды сожгли живьём жителей деревни Ямное. Всех, кого схватили в хатах или кто случайно попал под руку на деревенской улице, каратели затолкали в просторную, крытую соломой ригу, стоявшую поодаль, и подпалили её сразу с четырёх сторон.
Выходит, не простым оказался тот сгоревший на поле самолёт. В начале 1942 года в конструкторском бюро Лавочкина был разработан фронтовой истребитель ЛаГГ-3. На него был поставлен новый двигатель АШ-82 мощностью 1850 лошадиных сил. В результате скорость ЛаГГ-3 на целых 50 километров стала больше, чем у немецкого «Мессершмитта-109Г». Кроме этого, на борту истребителя была размещена новая, самая мощная по тому времени 37-миллиметровая пушка. Попадание в самолёт противника хотя бы одного снаряда такого калибра могло разворотить в его обшивке не только полуметрового диаметра дыру, но и поражало взрывом все его системы и оборудование. После такого попадания любой фашистский самолёт камнем падал на землю.
Однако на войне бывает всякое. Подбитым оказался и истребитель Германа Пискарёва, оснащенный секретной пушкой с прицельным и иным оборудованием, которое не должно было попасть в руки немцев. Решение лейтенанта Пискарёва было скорым и обдуманным, но поистине мужественным – он поджег самолёт и застрелился сам.
На месте падения самолёта вырос молодой сосновый лес. Там вблизи реки Снопот установлен скромный обелиск. У его подножия лежит обломок дюралюминиевого воздушного винта, оставшегося от упавшего и сгоревшего истребителя.
Этот обелиск был поставлен в 1984 году комсомольцами и молодежью Куйбышевского района. А мемориальная доска изготовлена комсомольцами «Мосметростроя». На ней выбиты слова: «На этом месте 11 июля 1942 года в воздушном бою был сбит истребитель ЛАГГ-3. Враги пытались взять лётчика в плен, но это им не удалось. Пискарёв Г.В. героически погиб, взорвав самолёт вместе с собой».
13 июля 1984 года состоялось открытие обелиска. Приехало множество гостей, ветеранов Великой Отечественной, молодежи, местных жителей. По этому случаю из Москвы прибыла группа молодых метростроевцев. Среди гостей была и сестра героя – Валентина Васильевна Пискарева. Она рассказала о том, что у родителей их было пятеро: трое сыновей и две дочери. Все три сына были лётчиками и погибли. Она благодарила всех, кто увековечил память её брата, простого русского воина, не пожалевшего своей жизни ради Отчизны. Сегодня многих участников того митинга уже нет в живых. А лётчик-истребитель лейтенант Герман Пискарёв остался вечно молодым.
Николай ХУДЯКОВ
***
.
Село Мокрое в годы Великой Отечественной войны
.
Ранним утром 11 июля 1942 года эскадрильям 42 истребительного авиационного полка была поставлена боевая задача: «Вылететь на прикрытие наземных войск в районе Жиздра-Людиново». Прикрывать значит не допустить для атаки позиций пехотинцев в первую очередь бомбардировщиков врага, заставить их отказаться от своих помыслов или уничтожить их. А сказать к слову, уничтожать было чем. С марта месяца 1942 года на Брянском фронте в полку производились войсковые испытания ЛаГГ-3 с 37-мм пушками Ш-37. В первом же бою два звена (8 самолётов) сбили из пушек три немецких бомбардировщика. Противник, узнав о появлении столь мощного оружия, буквально начал охоту за полком. В мае месяце полк даже был временно передислоцирован в Подмосковье.
Истребитель ЛаГГ-3 в 1942 году уже не считался хорошей машиной: тяжёлый, оборудованный не самым мощным двигателем, собранный в условиях военного времени с отступлениями от технологических норм, он только в руках опытнейших воинов был грозной машиной. Но именно такими были лётчики 42 ИАП, счёт сбитым немецким стервятникам рос из дня в день. Правда росли потери и среди лётчиков полка.
Одним из лётчиков, вылетевших в этот день на задание, был заместитель командира эскадрильи лейтенант Герман Васильевич Пискарёв. Герман Пискарёв родился в Саратове 27 мая 1916 года. Кроме него в семье было три брата и две сестры. Все четверо братьев и сестра Валентина мечтали стать военными лётчиками. Прекрасно подготовленные молодые люди добились своего. После окончания лётных училищ они были отправлены на фронт в авиационные полки. Так уж сложилась их судьба, что увидеться друг с другом после Победы им не довелось, в живых осталась только Валентина.
Историю последнего боя Германа Васильевича точно установить невозможно. Скупые строчки донесения о потерях сообщают, что зам. комэска, коммунист лейтенант Пискарёв «Не вернулся с боевого задания 11.07.1942 на самолёте ЛаГГ-3 в р-не Буда Монастырская».
Подбитый ЛаГГ-3 быстро терял высоту. Под крылом сплошным зеленым ковром расстилался лес. И вот вдалеке мелькнуло ровное поле в излучине двух рек. Знал бы лейтенант, что, потеряв ориентиры, он на израненном самолёте углубился почти на 50 километров вглубь территории, занятой фашистами. Посадив машину, Герман Пискарев увидел, как из расположенной неподалеку деревни Ямное в направлении к самолёту бегут фашистские солдаты. Можно было попытаться уйти, рядом река с заросшими берегами, островки леса, но в самолёте секретное оружие, авиационная пушка конструкторского бюро ОКБ-15 под руководством Б.Г. Шпитального, калибра 37 мм Ш-37, один снаряд которой, при удачном попадании выводил из строя любой самолёт, оборудование и прицельные приспособления к ней. И они не должны были достаться врагу.
О том, как погиб мужественный лётчик, ходит много легенд. Вот так описывает подвиг героя в своем очерке «Последний полет лётчика Пискарёва» журналист Николай Худяков:
«Из приподнятого стеклянного колпака кабины на крыло вывалился лётчик. Сдернув с головы кожаный шлем, он оглянулся вокруг и увидел бегущую толпу немцев. Спрыгнул на землю и, нагнувшись, что-то повернул под центропланом истребителя. Затем лётчик достал пачку папирос, закурил и снова забрался на покосившееся крыло, прошел по нему и скрылся в кабине. Когда немцам оставалось до истребителя метров тридцать, лётчик что-то бросил под центроплан самолёта. С оглушительным воем вспыхнуло жёлтое пламя, вмиг охватившее краснозвёздную машину, из которой раздался хлопок, пистолетный хлопок. Мужественный советский лётчик-истребитель в плен решил не сдаваться…»
Очевидцы гибели лётчика вспоминают, что он был очень спокоен, стоя у самолёта закурил папиросу, причесал волосы, неспешно забрался в кабину самолёта. Лейтенант Пискарёв уничтожил машину и пожертвовал собой. Почему он так поступил, стало ясно уже после войны, когда о его подвиге узнало вышестоящее фронтовое командование. Скрыться он бы не успел, да и самолёт не мог бросить. На нём стояло новое секретное вооружение и другое оборудование, которое могли захватить фашисты.
Много лет спустя на поле, где погиб герой, был установлен обелиск. Об этом вспоминает непосредственный участник его возведения и открытия бывший первый секретарь Куйбышевского райкома комсомола Вячеслав Сосков.
— Сегодня на месте падения самолёта у деревни Ямное стоит современный обелиск с описанием подвига лейтенанта Пискарёва, — рассказывает Вячеслав Михайлович. — Но это уже его второй вариант. А первый был скромнее. Мы строили памятник по заданию тогдашнего первого секретаря райкома партии Александра Майорова всем миром. Первым откликнулся на нашу просьбу о помощи руководитель мостостроительного отряда Валерий Андрюшин. Мощный железобетонный мост строился в то время через реку Снопот, буквально в двух шагах от места установки будущего обелиска. Валерий Ефимович выделил для его возведения бетонные плиты, кирпич, цемент, необходимую арматуру. Директор Куйбышевского леспромхоза Владислав Бартенев отдал металлические цепи для ограждения. Директор местного коммунального хозяйства Виталий Юдин предоставил отделочный материал, а также автомобиль для его доставки и, что самое важное, каменщика Сергея Ершова, который сложил из кирпича обелиск. Председатель колхоза «Авангард», ныне покойный Иван Бычков, выдал второму секретарю райкома комсомола Анатолию Терехову 200 рублей для заказа мраморной плиты в Москве.
В Москве Анатолию Николаевичу поначалу пришлось походить по разным организациям, где изготовлялись такие плиты. Но быстро выполнить заказ нигде не обещали. Кто-то из москвичей посоветовал обратиться к лётчику-истребителю, легенде нашей фронтовой авиации Алексею Маресьеву, возглавлявшему Московскую организацию ветеранов Великой Отечественной войны. Тот позвонил в управление московского Метростроя, и уже через день отполированная до блеска мраморная плита с фамилией и описанием подвига лейтенанта Пискарева была готова.
11 июля 1982 года, состоялось торжественное открытие памятника. В личном архиве Соскова сохранилась фотография, запечатлевшая это событие.
.
.
В самом центре снимка — второй секретарь райкома партии Надежда Филиппова зачитывает обращение к молодежи района. Слева — инструктор райкома партии Николай Бодачев и районный военный комиссар Джордж Соколюк. Справа — две пожилые женщины, это сёстры лейтенанта Пискарёва. Между ними стоит высокий ветеран с множеством наград. Это бывший командир артиллерийской батареи, директор Мокровской средней школы Валентин Полуянов, прошедший не только всю Великую Отечественную, но и громивший японских милитаристов.
Памятник, возведенный в 1982 году, простоял много лет. Сегодня на его месте находится другой. 11 июля 2009 г., в день 57-й годовщины гибели Г.В. Пискарёва, прежний, уже разрушавшийся памятник был заменён новым.
.
.
Он представляет собой плиту из белой мраморной крошки, установленную на кирпичном оштукатуренном постаменте, облицованном сверху тротуарными плитками. От старого памятника сохранена лопасть винта военного самолёта, укрепленная перед памятником. В плиту из белой мраморной крошки вмурована черная мраморная вставка, на которой повторена надпись, находившаяся на мемориальной плите прежней стелы. Территория захоронения с памятником обнесена металлическими цепями, крепящимися на металлических столбах.
Подвиг лётчика Германа Васильевича Пискарёва навечно останется в памяти жителей Куйбышевского района. Одна из улиц посёлка Бетлица носит имя отважного лётчика.
***
Портал "Память народа"
ОБД Мемориал
Собрал материалы и составил биографию Иванов Александр Полянскович
Помощь в поиске сведений оказал Байбаков Владимир Владимирович http://forum.patriotcenter.ru/index.php?topic=94024.msg557707#msg557707
Карта сайта Написать Администратору