Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Теников Иван Иванович

Выпускник 1931 года
.
.
Теников Иван Иванович (в документах встречается написание фамилии как Тенников, Тенеков) родился 15 июля 1911 года в г. Бийске Бийского уезда Томской губернии Российской империи (ныне Бийского района Алтайского края РФ). По национальности татарин. Социальное положение и происхождение - служащий из рабочих. Женат.
Образование — самоучка в объёме 3 классов сельской школы.
.
В рядах РККА с января 1928 года, поступил в Военно-теоретическую школу лётчиков ВВС РККА в г. Ленинграде.
С января 1930 — курсант 2-й военной школы лётчиков имени ОСОАВИАХИМа СССР Московского ВО  в г. Борисоглебске.
В июле 1931 года окончил лётную школу и назначен командиром звена 4-го отдельного отряда Дальневосточного края в г. Хабаровске.
В 1932 окончил 2-е курсы усовершенствования командного состава в г. Воронеже.
С марта 1933 года назначен командиром звена и инспектором слепых полётов 2-го отдельного отряда Дальневосточного края в г. Хабаровске.
В июле 1933 года переведён в Главное управление ГВФ и НКАП (Народный комиссариат авиационной промышленности СССР).
26.04.1940 присвоено воинское звание старший лейтенант и назначен помощником командира эскадрильи 130-го скоростного бомбардировочного авиационного полка.
На 09.06.1941 — помощник командира эскадрильи 130-го сбап ВВС Западного особого ВО.
.
Участник Великой Отечественной войны, предположительно, с 22.06.1941 года в составе 130 сбап 13 бад ВВС Западного фронта.
.
Справка по 130 сбап
Формирование полка начато в апреле 1940 г. на аэродроме Зябровка (близ Гомеля). К концу мая 1940 года часть в пятиэскадрильном составе была почти полностью укомплектована.
В июле 1940 года полк вошел в состав 13 бад.
К 22.06.1941 базировался в Бобровичах, Гноево. На вооружении имел 38 самолётов СБ (из них 8 неисправных).
Первый боевой вылет полк совершил в полдень 22.06.1941. Три девятки СБ без истребительного сопровождения бомбили объекты противника в районе Бяла-Подляска. В первом же вылете полк понес большие потери.
В июле - сентябре 1941 года личный состав полка переучивался на самолёты Пе-2, и 5 октября экипажи впервые нанесли удар по врагу на этих самолётах.
С ноября 1941 года входил в состав 146 ад, преобразованной 29.01.1942 в ВВС 49 армии.
21.02.1942 полк передан в распоряжение командующего ВВС Западного фронта.
В период 10.05.1942 - 24.05.1942 действовал в составе 203 сад.
.
14.04.1942 присвоено воинское звание капитан.
30.05.1942 назначен лётчиком-инструктором по технике пилотирования Управления 2-й запасной авиабригады ВВС Московского ВО.
15 сентября 1942 года лётчик 437-го иап 287-й иад 8-й ВА Юго-Восточного фронта капитан Теников И.И. над островом Зайковский под Сталинградом на истребителе Ла-5 таранил самолёт противника.
08.10.1942 года убыл в 9 гиап, но в полку не служил (причины не установлены).
31.01.1943 назначен и.д. инспектора по технике пилотирования Управления ВВС Московского ВО.
На 12.07.1943 — капитан, штурман 437 иап (по Акту о вручении награды).
За время боевых действий в воздушных боях сбил лично 3 самолёта противника и 2 в составе группы (по данным Быкова М.Ю.). Летал на самолётах СБ, Пе-2, Ла-5.
Известные победы:
10.09.1942 - 1 Ме-109 в группе
10.09.1942 - 1 Ме-109
15.09.1942 - 1 Ме-109
15.09.1942 - 1 Ме-110, сбит таранным ударом
27.09.1942 - 1 Ме-109 в паре
.
23 ноября 1943 года майор Теников Иван Иванович пропал без вести.
По другим данным, 23.11.1943 при невыясненных обстоятельствах попал в плен. Пошёл на сотрудничество с гитлеровцами, вступил в Русскую освободительную армию генерала Власова. Дальнейшая судьба не известна.
Майор Теников Иван Иванович, состоявший в распоряжении Военного Совета Московского ВО исключён из списков Красной Армии приказом ГУК ВС СССР № 01695 от 19.06.1946 как пропавший без вести в ноябре 1943 года.
.
Жена Теникова Антонина Алексеевна проживала в г. Москве по адресу Ленинградское шоссе д. 161 корпус 1 ком. 41 (по другим данным д. 78 «а»).
***
.
П. М. Бойков
"На главных направлениях"
.
...Уже в ноябре 1942 года немецкая авиация резко активизировала боевую работу. Она предпринимала попытки вести воздушную разведку, пыталась наносить удары по переправам, пристаням, судам на Волге, железнодорожным станциям и районам сосредоточения наших войск. В связи с этим командующий 8-й воздушной армией в дни подготовительного периода по сколачиванию частей корпуса был вынужден ввести его в бой для прикрытия важных объектов и коммуникаций фронта.
Решением командира корпуса выполнение этой задачи возлагалось на 201-ю истребительную авиационную дивизию, которая осуществляла боевые действия путем перехвата фашистских самолётов с использованием патрулирования групп истребителей над переправами, маршрутами движения, местами выгрузки и районами сосредоточения войск, применением засад и дежурства на аэродромах с последующим вылетом истребителей по вызову с командных пунктов.
Отважно сражались лётчики-истребители при выполнении этих заданий.
Однажды, прикрывая нейтральную переправу через Волгу, четверка Ла-5, возглавляемая капитаном И. И. Тенниковым, встретила 12 бомбардировщиков Ю-88, в сопровождении 6 истребителей Ме-109. Дерзкими атаками и чётким взаимодействием четвёрка Ла-5 мгновенно расстроила боевой порядок «юнкерсов» и обратила врага в бегство, не дав ему возможности сбросить прицельно свой груз. В этом бою было сбито три и подбито два самолёта противника. Ещё не развеялся дым от упавших стервятников, как появилось ещё девять пикирующих бомбардировщиков Ме-110 под прикрытием четырех Ме-109. Разгорелся второй жестокий бой. «Лавочкины» удачным маневром уклонились от атаки противника и, внезапно развернувшись, нанесли удар по двухкилевым «стодесятым». Капитан Тенников с 70 м открыл огонь по намеченному самолёту врага. Пушки, дав короткую очередь, захлебнулись. Кончились снаряды... Ведомым лётчикам удалось сбить еще два Ме-110 и частично расстроить их боевой порядок. Несмотря на это, фашистские пилоты не сворачивали с курса.
Коммунист Тенников мгновенно принял решение — таран. И, боевым разворотом повел звено в лобовую атаку, выбрав для себя головной «Мессершмитт-110». Расстояние между машинами стремительно сокращалось. В последний момент гитлеровец резко отвернул вниз, пытаясь избежать удара, но было поздно... На высоте 2 тыс. м над Волгой раздался оглушительный взрыв, полыхнуло оранжевое пламя, и к воде, обгоняя друг друга, начали падать горящие обломки обоих самолётов. Остальные «стодесятые» буквально шарахнулись в разные стороны от летящих на них советских истребителей. В этом бою капитан И. И. Тенников сбил лично 3 самолёта противника, один из них — лобовым тараном. Лейтенанты Е. Е. Грицута, А. И. Филиппов и сержант С. И. Камсюк уничтожили по одному самолёту.
Через несколько дней командование частей наземных войск прислало в полк подтверждение на 6 уничтоженных самолётов противника.
А что случилось с командиром звена?
В момент тарана огромная сила удара, словно катапульта, выбросила Тенникова из кабины. Лётчик был без сознания и камнем падал к земле, но упругий напор воздуха привёл его в чувство. Рука инстинктивно нащупала на груди вытяжное кольцо парашюта и дернула его. Парашют сразу же раскрылся. Но во время рывка при раскрытии купола Тенников вновь потерял сознание.
Приземлился он на Банковский остров в центре Волги.
К острову быстро подошёл катер. Моряки и военфельдшер перенесли Тенникова на борт и доставили в медсанбат. Лётчик был сильно контужен, и только через трое суток ему стало лучше... Спустя двадцать дней капитан Тенников добился выписки из госпиталя и вернулся в родной полк.
М.: Воениздат, 1984
.
Портал "Память народа"
ОБД Мемориал
Собрал материалы и составил биографию Иванов Александр Полянскович
Карта сайта Написать Администратору