Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Зотов Николай Никитович

Выпускник 1940 года
.
.
Зотов Николай Никитич (в отдельных документах указано отчество Никитович) родился 14 апреля 1920 года в п. Приволье Лопотковской волости Крапивенского уезда Тульской губернии РСФСР (ныне Щёкинского района Тульской области РФ). По национальности русский. Социальное положение и происхождение — служащий из крестьян.
Профессия токарь. Холост.
В 1937 году окончил 7 классов школы № 127 г. Москвы. Семья в это время проживала в Москве.
.
В рядах Красной Армии с 10.12.1939, поступил в лётную школу. Военную присягу принял 23.02.1940.
Член ВЛКСМ с 1940 года.
20.09.1940 окончил Борисоглебскую Краснознамённую военную школу лётчиков имени В.П. Чкалова с присвоением воинского звания младший лейтенант и назначен младшим лётчиком 163-го резервного авиационного полка ВВС Московского ВО (приказ НКО СССР № 04338).
По переписи и на 10.05.1941 — пилот 157 иап ВВС Ленинградского ВО.
.
Участник Великой Отечественной войны с 22.06.1941 в составе 157-го иап 54 иад ВВС Ленинградского ВО/Северного фронта.
В дальнейшем при укомплектовании 235-го шап лётным составом был назначен в этот полк пилотом. Сведений о назначении на должность не найдено. С 21.07.1941 года 235 шап приступил к боевым действиям в составе 5-й сад ВВС Северного фронта (с 23.08.1941 — Ленинградского фронта) на подступах к Ленинграду, на самолётах И-153.
.
 И-153
.
21 сентября 1941 года пилот 235 шап младший лейтенант Зотов Николай Никитович на самолёте И-153 не вернулся с боевого задания из района Липки, пропал без вести.
Исключён из списков Красной Армии как пропавший без вести приказом ГУФУ войск КА № 0110/пр. от 26.04.1942.
Также исключён из списков Красной Армии как пропавший без вести приказом ГУФУ войск КА № 0230/пр. от 24.02.1943.
.
Представлен к награждению орденом Красной Звезды, но не был награждён по причине того, что числился пропавшим без вести.
Увековечен в печатной Книге Памяти Тульской области том 11.
.
Отец Зотов Никита Михайлович проживал в п. Приволье Воловского района Тульской области.
***
.
Спустя десятилетия установлено имя пропавшего пилота…
.
Эта история началась в далеком 2001 году, когда к нам в Общественный Фонд поисковых отрядов Ленинградской области пришло известие от поискового отряда, который носил незатейливое название «24». Ребята в лесу, в районе урочище Зенино Тосненского района Ленинградской области, нашли место падения советского самолёта. В очередные выходные мы вместе с ними съездили к месту падения, и в течение дня обследовали близлежащие окрестности.
.
.
По немногочисленным обломкам удалось установить тип и марку самолёта. Это оказался биплан И-153, в простонародье именуемый «Чайка». В связи с тем, что место падения находилось недалеко от проезжей дороги, все основные элементы конструкции самолёта и сам мотор были вывезены в послевоенные годы и, скорее всего, сданы в металлолом. В результате обследования небольшой воронки, оставшейся от падения самолёта, останков пилота мы не нашли. Но, всё же нам повезло. Удалось найти хорошо сохранившуюся бирку мотора М-62 с нанесенным на ней заводским номером мотора: 62309.
.
.
К сожалению, данного номера в базе данных номеров самолётов и моторов, которая уже начинала формироваться у нас в объединении на основе архивных документов, не оказалось.
.
Весной 2006 года во время проведения Межрегиональной поисковой экспедиции «Любань», базовый лагерь которой в этот период размещался в районе урочища Зенино, мы решили небольшой группой в очередной раз обследовать место падения этого самолёта. И в этот раз найти останки лётчика не удалось. Но опять же, наши труды не пропали даром. Был найден фрагмент дюраля, на котором был выбит заводской номер самолёта: 6118.
.
.
Но, к сожалению, и этого номера в нашей компьютерной базе данных не оказалось.
.
В принципе, анализируя действия советской авиации в годы войны на данном участке фронта, мы предполагали, что данный самолёт скорее всего относится к потерям 235-го штурмового авиационного полка ВВС Ленинградского фронта. Но доказать это документально мы не могли. Так, например, в 2008 году работая с документами Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации (ЦАМО) в городе Подольске, оказалось, что интересующие нас дела по списанию материальной части полка до сих пор оказываются под грифом секретно.
И только в 2022 году во время работы в ЦАМО, нашему коллеге, руководителю поискового отряда «Находка» (Демянский район Новгородской области) Александру Петровичу Морзунову удалось найти в архиве «заветное» дело, в котором хранились акты списания потерянных в годы войны самолётов и моторов 235-го шап. Так, в одном из документов говорилось:
«...235 шап, акт от 24.09.1941
Тип и номер самолёта: И-153 № 6118
Тип и номер мотора: М-62 № 309
Экипаж – лётчик младший лейтенант Зотов
Класс происшествия: не вернулся с боевого задания
Обстоятельства и причины происшествия: после выполнения боевого задания не вернулся с боевого задания на свой аэродром. Причина неизвестна
Мероприятия: Самолёт и мотор подлежат списанию
Командир 235 шап подполковник Алексеев
Военком 235 шап батальонный комиссар Форманчук
Старший инженер 235 шап воентехник 3 ранга Чуйков...»
Тем самым, нам стало известно, что на самолёте И-153, чьи обломки были обнаружены в районе урочища Зенино Тосненского района Ленинградской области, 21 сентября 1941 года не вернулся с боевого вылета лётчик 235-го штурмового авиационного полка 5 сад ВВС Ленинградского фронта младший лейтенант Николай Никитович Зотов.
.
.
Родился Николай Никитович в с. Приволье Тульской губернии 14 апреля 1920 года. В 1937 году окончил 7 классов московской школы № 127. Вместе с семьёй в это время проживал в Москве. В 1939 году был призван в Красную Армию. В 1940 году окончил Борисоглебскую авиационную школу имени В.П. Чкалова, где ему было присвоено первоочередное воинское звание младший лейтенант. После окончания авиашколы, 20 сентября 1940 года направлен на должность младшего лётчика в состав 163-го резервного авиационного полка. Начало Великой Отечественной войны встретил в составе 157-го истребительного авиационного полка Ленинградского Военного округа. При формировании 235-го шап попадает в его состав. С 21 июля 1941 года полк подчиняется 5-й смешанной авиационной дивизии и начинает действовать на подступах к Ленинграду на самолётах И-153.
В донесение о безвозвратных потерях 5-й сад говорится:
«...21 сентября 1941 года не вернулся с боевого задания из района Липки…»
В оперативной сводке ВВС Ленинградского фронта за 21 сентября 1941 года говорилось:
«...5 сад, в 6:15 18 И-153 с высоты 200 метров бомбами и пульогнём атаковали аэродром Липки. На момент атаки на аэродроме находилось до 40 самолётов Хе-126, выстроенных в три ряда и до 50 самолётов Хе-110 и Ме-109, выстроенных в два ряда. В результате огня уничтожено 14 самолётов и 25-30 самолётов повреждены и разрушены, наблюдали очаги пожаров и клубы дыма. При подходе к аэродрому взлетели три Ме-109, которые вступили в воздушный бой. В районе цели обстреляны ЗА и ЗП...»
В итоговой сводке на 4 утра 22 сентября 1941 года говорилось:
«...После атаки аэродрома Липки (смотри оперсводку № 42) не вернулись на свой аэродром 2 И-153 235 шап младшие лейтенанты Сидоров и Зотов. Один из них сбит ЗА и один предположительно заблудился на своей территории...»
.
Правда боевого вылета 21 сентября 1941 года была прозаическая. С боевого задания не вернулись и стали значиться пропавшими без вести оба пилота. Но проводимая поисковая работа возвращает из забвения имена и судьбы пилотов. Так, в 2021 году поисковиками киришского отряда «Высота» (руководитель Сергей Куксенко) в районе урочища Малиновка (граница Киришского и Тосненского районов Ленинградской области) в 3,5 километрах от места обнаружения самолёта И-153, как теперь выяснилось младшего лейтенанта Зотова, было найдено место падения самолёта и останки младшего лейтенанта Василия Григорьевича Сидорова
(также выпускник Борисоглебской ВШЛ).
.
 Сидоров Василий Григорьевич
.
В найденных документах лётчика так и остался неиспользованный талончик на завтрак 21 сентября 1941 года...
.
.
.Теперь и мы будущей весной 2023 года планируем в очередной раз обследовать место падения самолёта младшего лейтенанта Зотова в надежде найти его останки. Найти для того, чтобы по-человечески, по всем канонам совести и чести, с отданием всех положенных духовных и воинских почестей захоронить его останки на той земле, которую он защищал в грозные дни Отечественной войны. Один из полевых лагерей нашей поисковой экспедиции «Любань» как раз в новом году будет находиться в районе урочища Зенино и поэтому отработать район поиска мы сможем тщательней.
Остаётся только добавить, что оба лётчика - Николай Зотов и Василий Сидоров были представлены командованием 235-го шап к награждению боевыми орденами (Зотов – Красной Звезды, Сидоров – Красного Знамени). Их фамилии были указаны в приказе командующего Ленинградским фронтом № 0852/н от 3 декабря 1941 года. Но по причине того, что они так и остались пропавшими без вести, их исключили из приказа. Теперь в наших силах ходатайствовать перед Министерством обороны России об их награждении, посмертно.
И.Г. Прокофьев, координатор проекта «Небо Родины», специалист ВИПЦ (г. Казань)
.
Источники:
Изначальные сведения для создания персональной страницы и ссылки на сайты поисковиков предоставил Халамов Евгений Евгеньевич, председатель регионального совета ООД "Поисковое движение России" в Ленинградской области
Портал "Память народа"
ОБД Мемориал
Собрал материалы и составил биографию Иванов Александр Полянскович
Карта сайта Написать Администратору