Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Балахин Николай Сергеевич

Выпускник 1939 года
.
.
Балахин Николай Сергеевич родился 28 декабря 1917 года в с. Любаво Зарайского уезда Рязанской губернии (ныне садовое некоммерческое товарищество Любава деревни Фёдоровское городского округа Луховицы Московской области). По национальности русский.  Социальное положение и происхождение — служащий из рабочих.
Член ВЛКСМ с 1937 года, затем кандидат в члены ВКП(б).
В 1935 году окончил 7 классов школы в г. Люблино Московской области, в 1936 — школу ФЗУ в г. Москве. Профессия – размётчик. Женат.
.
В рядах Красной Армии с 29.04.1938 года, поступил в лётную школу. Военную присягу принял 23.02.1939.
23.06.1939 окончил Борисоглебскую Краснознамённую военную авиационную школу имени В.П. Чкалова по профилю "Разведчики" с присвоением воинского звания младший лейтенант и назначен младшим лётчиком 4-го иап ВВС Белорусского особого ВО в г. Бобруйске (приказ НКО СССР № 02491).
31.12.1939 назначен младшим лётчиком 35 иап ВВС Белорусского особого ВО, а с 20.06.1940 – старшим лётчиком 35 иап ВВС Закавказского ВО (аэродром Чорох г. Батуми).
С 12.10.1941 служил и воевал в составе 738 иап ВВС Северо-Кавказского ВО.
.
Участник Великой Отечественной войны с 12.10.1941 в составе 738 иап Грозненского района ПВО. Летал на самолётах И-153.
По переписи 20.07.1942 – пилот 738 иап.
21.05.1943 присвоено воинское звание старший лейтенант.
С 14.07.1943 назначен командиром звена 738 иап ПВО 10-го Корпуса ПВО Ростовского Корпусного района ПВО Западного фронта ПВО.
31.12.1944 – завершение службы в 738 иап ПВО.
.
Из истории 738 иап ПВО
738-й истребительный авиационный полк сформирован в период с сентября по октябрь 1941 года в ВВС Северо-Кавказского ВО по штату 015/174 на истребителях-бипланах И-153. С 12 октября 1941 года полк приступил к боевой работе как отдельный истребительный авиационный полк Грозненского района ПВО на самолётах И-153.
В августе 1942 года полк включен в состав 105-й истребительной авиадивизии ПВО Грозненского района ПВО (оперативно подчинялась штабу Северо-Кавказского и с сентября — Закавказского фронтов). Полки дивизии, после оставления советскими войсками Ростова-на-Дону , в составе 105-й истребительной авиационной дивизии ПВО выполняли задачу противовоздушной обороны городов Грозный, Орджоникидзе, Махачкала, железнодорожных узлов, мостов, перегонов в границах Грозненского дивизионного района ПВО.
В январе и феврале 1943 года полк пополнен истребителями И-16 и ЛаГГ-3 (последние были в боевом составе полка в небольшом количестве 1-2 самолёта — до начала июля 1943 года).
С февраля 1943 года после освобождения Ростова-на-Дону полк в составе дивизии привлекался для выполнения задач по прикрытию города Ростова-на-Дону, железнодорожных узлов Ростов-на-Дону и Батайск, Армавир, Кропоткин, Краснодар, Лихая и Каменская, переправ через Дон и Северский Донец, железнодорожные перегоны на радиус действия истребителей.
Полк в составе дивизии участвовал в битве в небе Кубани. В это время войска Северо-Кавказского фронта проводили наступательные операции по освобождению Таманского полуострова.
24 мая 1943 года противник произвёл последний массированный налёт на Батайск, в котором участвовало до 70 бомбардировщиков и 20 истребителей. На этот раз бомбардировщики шли двумя эшелонами с северо-западного и юго-западного направлений. Разрыв по времени между эшелонами составлял 15-20 минут. Первый эшелон противника был обнаружен в 7 часов 39 минут. Командир 105-й истребительной авиационной дивизии ПВО полковник Л. Г. Рыбкин имел в своём распоряжении всего 44 истребителя. Он решил нанести удар всеми силами сначала по первому эшелону, а затем по второму. В ударную группу он выделил 33 истребителя, в прикрывающую — 7 истребителей и в группу поддержки — 4 истребителя. В результате боя 24 мая наши истребители сбили 11 и подбили 13 самолётов. В последующие месяцы немецкая авиация большой активности в границах Ростовского района ПВО не проявляла.
29 июня 1943 года вместе с дивизией вошёл в состав войск вновь образованного Западного фронта ПВО. Начал получать на вооружение (в небольших количествах) английские самолёты «Харрикейн». 105-я истребительная авиационная дивизия ПВО 9 июля 1943 года на основании Приказа НКО № 0091 от 5 июня 1943 года преобразована в 10-й истребительный авиационный корпус ПВО, полк с 10 июля вошел в подчинение корпуса.
В августе 1943 года полк в составе корпуса принимал активное участие в Донбасской операции, осуществлял непосредственное прикрытие войск от авиации противника. Особо отличился корпус при прикрытии боевых порядков войск генерал-полковника Ф. И. Толбухина на направлении главного удара Южного фронта во время прорыва сильно укреплённых позиций противника на реке Миус. Только в этой операции частями авиационного корпуса было сбито 54 самолёта противника. С продвижением наших войск на запад, перебазируясь вслед за наступающими войсками, корпус прикрывал промышленные объекты в Донбассе, города Днепропетровск, Запорожье, Мелитополь.
В октябре 1943 года полк начал получать американские истребители «Киттихаук». В ноябре все самолёты И-16 исключены из боевого состава полка. В апреле 1944 года в связи с реорганизацией войск ПВО страны полк в составе 10-го иак ПВО включён в 11-й корпус ПВО Южного фронта ПВО (образован 29.03.1944 г. на базе Восточного и Западного фронтов ПВО.
22 июля 1944 года полк из 10-го иак ПВО передан в состав 126-й истребительной авиадивизии ПВО 11-го корпуса ПВО Южного фронта ПВО, которая участвовала в борьбе с авиацией противника, проводящей разведывательную деятельность и наносившей отдельные бомбардировочные удары по объектам а районах Минеральные Воды, Грозный, Краснодар, по железнодорожным узлам Гудермес, Прохладный и Невиномысская. С 24 декабря вместе со 126-й иад ПВО 11-го корпуса ПВО полк включён в состав войск Юго-Западного фронта ПВО (преобразован из Южного фронта ПВО).

.
В дальнейшем, предположительно, с 01.01.1945 Балахин Николай Сергеевич служил в составе 1008 иап ПВО 127 иад ПВО (с февраля 1945 — 10-го корпуса ПВО) Юго-Западного фронта ПВО. Летал на самолёте Р-39 "Аэрокобра".
.
.
  Р-39 Аэрокобра
.
Сведений о назначении на должности не найдено.
.
4 мая 1945 года заместитель командира, штурман эскадрильи 1008 иап ПВО старший лейтенант Балахин Николай Сергеевич погиб при катастрофе самолёта Р-39 Аэрокобра.
Исключён из списков Вооружённых Сил Союза ССР приказом ГУК НКО СССР № 0110 от 20.01.1947 как погибший при катастрофе самолёта 04.05.1945 заместитель командира, он же штурман эскадрильи 1008 иап ВВС Юго-Западного фронта старший лейтенант Балахин Николай Сергеевич.
.
Награждён медалью «За оборону Кавказа» (05.07.1944).
.
Жена Балахина Евдокия Григорьевна проживала в г. Люблино Московской области по адресу ул. Садовая дом 24.
.
Источники:
https://1418museum.ru/heroes/9846482/
http://ava.org.ru/iap/4.htm
http://allaces.ru/sssr/struct/p/iap4.php
http://ava.org.ru/iap/35.htm
http://www.pobeda1945.su/division/14482
http://allaces.ru/sssr/struct/p/iap738.php
https://proza.ru/2017/02/16/117
https://proza.ru/2020/09/24/1729
Портал "Память народа"
Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
ОБД Мемориал
Собрал материалы и составил биографию Николаев Юрий Евгеньевич
Дополнения от Иванова Александра Полянсковича
Карта сайта Написать Администратору