Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Айшпур Иван Викентьевич

Выпускник 1940 года
.
.
Айшпур Иван Викентьевич родился 12 декабря 1917 года в г. Челябинске Челябинского уезда Оренбургской губернии (ныне Челябинской области РФ). По национальности русский. Социальное положение и происхождение — рабочий из рабочих.
В 1933 году окончил школу-семилетку в г. Дрисса Витебской области Белорусской ССР, затем школу ФЗУ в г. Москве. Профессия - токарь.
Член ВЛКСМ с 1934 года. Холост.
.
В рядах Красной Армии с декабря 1939 года, поступил в лётную школу. Военную присягу принял 23.02.1940. Обучался в 1-й лётной группе инструктора младшего лейтенанта Модяева 5-й эскадрильи майора Галушко.
28.11.1940 окончил Борисоглебскую Краснознамённую военную авиационную школу имени В.П. Чкалова по первому разряду с присвоением воинского звания младший лейтенант и назначен младшим лётчиком 61-го штурмового авиационного полка ВВС Прибалтийского особого ВО (приказ НКО СССР № 05269).
.
Участник Великой Отечественной войны с 22.06.1941 в составе 61-го шап 8 сад ВВС Прибалтийского ОВО/Западного фронта.
.
Из истории 61 шап
На 22 июня 1941 года базировался в Кейданы, имел на вооружении 80 самолётов И-153, И-15 бис (в том числе 5 неисправных), а также 5 Ил-2, ещё не освоенных лётчиками. По иным данным 61 И-153, 5 И-15 бис и 5 Ил-2.
В первый же день войны аэродром четырежды подвергся бомбардировке и штурмовке, потерял все Ил-2 (брошенными в Вильнюсе) и 15 И-153. Оставшиеся самолёты перебазировались на полевой аэродром Маркштат в районе Каунаса. До 25 июня 1941 года совершил 123 вылета на штурмовку войск противника в районах Мариамполь, Вилкавишкис. На 26 июня 1941 года в полку оставались 17 И-153 и полк перебазировался в Даугавпилс, затем сразу в Псков, где самолёты с лётчиками были переданы в другие части, а оставшиеся без самолётов 34 пилота отведены в Воронеж, где с 5 по 13 июля переучивались на Ил-2.
Личный состав переучился на Ил-2 за шесть дней и с 13 июля 1941 года вновь приступил к боевым действиям на смоленском направлении, войдя в состав 23-й смешанной авиадивизии, и ведя боевые действия по защите города Москвы, нанося удары по колоннам в районах Гугино, Смоленск, Монастырщина, Красное, Мстиславль, Хиславичи, Шаталово, Починок, Ельня. Полк выполнил 158 самолёто-вылетов, при этом потерял 24 машины, 6 лётчиков убитыми и пропавшими без вести и 6 лётчиков ранеными. К 24 июля 1941 года в составе полка осталось всего 4 неисправных штурмовика (из 28) и 22 боеготовых пилота.
20 августа 1941 года получил эскадрилью из 10 Ил-2 из прибывшего 215-го штурмового авиационного полка, 13 августа 1941 года штурмует аэродром под Смоленском, 18 августа 1941 года наносит удар по отходящим частям противника в районе устья реки Царевич, Лосево, 20 и 21 августа 1941 года под прикрытием истребителей 129-го истребительного авиаполка штурмует колонну противника в районе деревни Потелицы Смоленской области. С 21 августа 1941 года в основном действовал по войскам 7-й танковой дивизии, выдвигавшейся со стороны Духовщины к западному берегу реки Царевич.
С конца августа 1941 года пополняется в районе Воронежа, с 10 октября 1941 года действует под Москвой, в основном, в полосе 20-й армии. Так 12 октября 1941 года наносит удар в районе совхозов Дугино и Новое Село, 17 октября 1941 года штурмует скопление войск между деревнями Горки и Татариново близ Можайска. Уже к 16 октября 1941 года потерял 15 Ил-2. Полк за образцовое выполнение заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 ноября 1941 года награждён Орденом Красного Знамени. 25 ноября 1941 года выведен на пополнение в 1-ю запасную авиабригаду в Кинель.
C 10 января 1942 года действует в составе 46-й смешанной авиадивизии на Калининском фронте, с 17 января 1942 года полк получает новые самолёты в Москве. Базируется на аэродромах Кратово и Москва-Центральная. С 3 феваля базируется на аэродромах Мигалово, Старица, Тепляшкино и действует по очищению Ржевского плацдарма в районе Кокошкино, Ржев, Сычевка, Зубцов, Быково, Мостовая, Овсянково. С 25 марта 1942 года отведён в резерв на доукомплектование в 1-ю запасную авиабригаду в Чапаевск, Кряж, Рассказово.
.
По переписи 20.07.1942 — пилот 889-го армейского смешанного авиационного полка 24-й Армии Южного фронта.
01.09.1942 присвоено воинское звание лейтенант.
В дальнейшем, предположительно в сентябре 1942 года при преобразовании 889 сап и формировании 979 иап в ВСС Закавказского фронта был назначен на должность пилота в истребительный авиаполк. Сведений о назначении на должности не найдено.
.
 ЛаГГ-3
.
9 февраля 1943 года пилот 979 иап 230 ад 4-й ВА Северо-Кавказского фронта лейтенант Айшпур Иван Викентьевич на самолёте ЛаГГ-3 не вернулся с боевого задания, пропал без вести.
Исключён из списков Красной Армии как пропавший без вести приказом ГУФУ войск КА № 0273/пр. от 22.03.1943.
.
Мать Айшпур Наталья Дмитриевна проживала в г. Москва -10 по адресу Безбожный переулок д. 10 кв. 1.
Брат Айшпур Константин Викентьевич 1912 г.р., гвардии капитан, командир стрелковой роты. Воевал на Западном, Центральном и Белорусском фронтах, прошёл всю войну и вернулся домой. Был четыре раза ранен, награждён тремя орденами и медалями.
Портал "Память народа"
ОБД Мемориал
Собрал материалы и составил биографию Иванов Александр Полянскович
Информационная поддержка от Пширкова Сергея Юлиановича
Карта сайта Написать Администратору