Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Козлов Павел Артёмович

Выпускник 1940 года
.
.
Козлов Павел Артёмович (в документах встречается отчество Артемьевич) родился 3 марта 1918 года в д. Дворково Лобковской волости Смоленского уезда Смоленской губернии (ныне не существует, территория Починковского района Смоленской области РФ). По национальности русский. Социальное положение и происхождение - рабочий из крестьян. 
Окончил 5 классов школы в д. Пересна Починковского района, в 1937 - школу ФЗУ в г. Москве.
Член ВЛКСМ с 1938 года.Профессия — столяр. Холост.
.
В рядах Красной Армии с января 1939 года, поступил в лётную школу.
Военную присягу принял 23.02.1939. Обучался в 19-й лётной группе инструктора младшего лейтенанта Яковлева А.С. 4-й эскадрильи майора Баранова П.С.
25.07.1940 окончил Борисоглебскую Краснознамённую военную авиационную школу имени В.П. Чкалова по первому разряду с присвоением воинского звания младший лейтенант и назначен младшим лётчиком 160-го резервного авиационного полка ВВС Одесского ВО (приказ НКО СССР № 03407).
С 14.04.1941 назначен инструктором-пилотом Одесской военной авиационной школы пилотов.
.
Из истории Одесской ВАШП
Школа формировалась по приказу НКО СССР No. 0065 от 06.11.1940 и директивы Генерального штаба Красной Армии No. Орг/3/106899 от 16.11.1940, на базе казарменного и квартирного фонда 21 сводной авиационной дивизии в г. Одесса. В составе школы было 4 эскадрильи, которые размещались на 3-х аэродромах, а на вооружении состояли самолёты У-2, И-15 бис и И-16. Комплектование школы было завершено 28.02.1941. Первый набор курсантов состоялся в период с 03.01.1941 по 11.04.1941 Было принято 503 курсанта.
Приказом НКО СССР № 048 от 05.02.1941 день 23 февраля был объявлен Днем Одесской авиационной школы пилотов.
15.05.1941 школа перешла на новый штат, согласно которому была принята 5-я авиационная эскадрилья (из Конотопского училища), с ней прибыло ещё 274 курсанта.
К выполнению лётной программы с курсантами, в количестве 500 человек, школа приступила в апреле 1941 г. с опозданием на 22 лётные смены из-за нехватки самолётов.
К 27.05.1941 школа полностью разместилась на базе бывшей Одесской авиационной школы пилотов имени П. Осипенко, впоследствии переименованной в Конотопское военное авиационное училище. 1 и 2 аэ размещалась на аэродроме Выгода, 3 аэ - на аэродроме Раздельная, 4 и 5 аэ – на аэродроме Одесса.
К 22.06.1941 курсанты приступили к выполнению самостоятельных полётов на самолёте И-15. Уже 23.06.1941 школа прекратила учебные занятия и приступила к боевой работе. 24.06.1941 в 4 часа утра на аэродром Выгода совершили налёт три немецких бомбардировщика, принесшие первые потери личного состава. При повторном налёте 25.06.1941 лётчики школы сбили Хе-111, который совершил вынужденную посадку (экипаж – 5 человек был захвачен в плен). Это были первые потери и победа. Боевые задачи в районе г. Одесса лётчики школы выполняли до 05.07.1941, за это время они произвели 859 боевых вылета с общим налётом 819 часов.
На основании распоряжения ГШ КА с 1 по 15 июля 1941 года школа перебазировалась в г. Сталинград.
Из состава школы 10.09.1941 была сформирована авиационная эскадрилья на самолётах У-2. В ноябре 1941 года на основании телеграфного распоряжения УК ГУ ВВС Красной Армии No.1592 от 11.11.1941 на базе школы были сформированы 651 и 652 истребительные авиационные полки, в которые было направлено 110 человек лётно-технического состава и 41 самолёт И-15.
В ноябре 1941 года школа получила приказ перебазироваться в г. Фрунзе. Перебазирование самолетов У-2 и И-15 происходило лётным эшелоном до станции Владимировка (недалеко от г. Ахтуба), а далее до Фрунзе – железнодорожным транспортом. Личный состав добирался из Сталинграда до Владимировки на баржах и пароходе «Маяковский» по Волге. Перебазирование завершилось в декабре 1941 года.
С перебазированием школы пилотов во Фрунзе началась учебно-лётная подготовка курсантов. В течение января-апреля 1942 года была проделана огромная работа по подготовке материальной базы и созданию условий для нормальной работы школы. Штаб школы занял здание медицинского училища г. Фрунзе.
Первый выпуск 63 курсантов закончивших лётную программу на И-15 состоялся 03.02.1942.
05.02.1942 во Фрунзе, по случаю 1-го выпуска состоялся парад школы.
В марте-апреле 1942 года школа передала самолёты И-15 и У-2 формировавшимся в Казахстане (г. Алма-Ата) авиационным полкам, убывающим на фронт, и получила самолёты УТ-2 из расформированной Алма-Атинской 22-й школы первоначального обучения пилотов. В то же время на заводе в г. Ростов-на-Дону были получены самолёты УТИ-4.
.
2 июня 1942 года инструктор-пилот Одесской ВАШП младший лейтенант Козлов Павел Артёмович погиб при исполнении служебных обязанностей. Обстоятельства гибели неизвестны.
.
.
Похоронен на кладбище совхоза Степное в 15 км от с. Георгиевка Георгиевского района Казахской ССР (в 40 км севернее г. Фрунзе Киргизской ССР).
Исключён из списков Красной Армии приказом ГУК НКО СССР № 0234/пог. от 08.08.1943.
Увековечен в печатной Книге Памяти Смоленской области Починковский район.
Портал "Память народа"
ОБД Мемориал
Собрал материалы и составил биографию Иванов Александр Полянскович
Информационная поддержка от Пширкова Сергея Юлиановича
Карта сайта Написать Администратору