Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Серов Александр Андреевич

Выпускник 1941 года
.
.
Серов Александр Андреевич родился в 1921 году в с. Вороньи Выселки Попадьинской волости Михайловского уезда Рязанской губернии РСФСР (с 1941 с. Захарово, ныне Захаровского района Рязанской области РФ). По национальности русский.
Образование - общее. Социальное положение - рабочий. Холост.
Член ВЛКСМ с 1940 года.
.
В рядах Красной Армии с 1940 года, призван Первомайским РВК г. Москвы, поступил в лётную школу.
05.10.1941 окончил Борисоглебскую Краснознамённую военную авиационную школу пилотов имени В.П. Чкалова с присвоением воинского звания сержант и назначен пилотом в распоряжение Командующего ВВС Московского ВО (приказ ВВС КА № 0147).
В дальнейшем служил и воевал в должности пилота 565 иап. Сведений о назначении на должность не найдено.
.
Участник Великой Отечественной войны, предположительно, с 23.09.1941 в составе 565 иап ПВО 6 иак ПВО Московской зоны ПВО.
Летал на МиГ-3.
.
 МиГ-3
.
29 октября 1941 года пилот 565 иап ПВО сержант Серов Александр Андреевич на самолёте МиГ-3 не вернулся с боевого задания из района г. Малоярославец Калужской области, пропал без вести.
Исключён из списков Красной Армии как пропавший без вести приказом УК КА № 0158/пр. от 09.05.1942.
.
Отец Серов Андрей Николаевич проживал в г. Москва-112, по адресу шоссе Энтузиастов д. 91 кв. 1.
***
.
Информация с сайта «Прерванный полёт»
.
Александр Серов родился в 1921 году в селе Вороньи Выселки (позднее – Захарово) Захаровского района Рязанской области. Отец Александра Серов Андрей Николаевич проживал в г. Москва на Шоссе Энтузиастов.
В Красную Армию Александр Серов призван в 1940 г. Первомайским РВК г. Москвы.
В 1941 году – закончил обучение в Борисоглебской военной авиационной школе пилотов.
05.10.1941 – с присвоением звания сержант зачислен на должность пилота в 565 иап в Московский военный округ.
О последнем боевом вылете сержанта Серова сказано в боевом донесении от 29.10.41 штаба 565 иап командиру 6 иак, приведенном Татьяной Акуловой в статье «Бомбили, штурмовали, вели разведку» в наро-фоминской газете «Основа»:
«При выполнении боевого задания 29.10.41 в 8 часов 32 минуты – патрулирование в районе Подольск-Лопасня в составе звена: командир 2-й авиаэскадрильи лейтенант Лемешкин Я.Е., командир звена младший лейтенант Зорин В.А. и пилот сержант Серов А.А. – не вернулись с боевого задания два лётчика – лейтенант Лемешкин Я.Е. и сержант Серов А.А. Третий экипаж вернулся и благополучно произвел посадку на свой аэродром.
По докладу вернувшегося летчика командира звена младшего лейтенанта Зорина В.А. звено при ведущем командире эскадрильи задание выполняли не в своей зоне патрулирования Подольск-Лопасня.
Ведущий лейтенант Лемешкин повёл звено по шоссе Подольск-Малоярославец и не долетел до Малоярославца 8 км. В районе Доброе звено было внезапно атаковано на высоте 1500 метров группой немецких истребителей (до трех самолетов по докладу младшего лейтенанта Зорина). В это же время с земли велся зенитный огонь. Младший лейтенант Зорин отбил атаку, при которой атаковывали сержанта Серова. После выхода из атаки Зорин наблюдал горящий самолет Лемешкина, который шел на снижение, а второй ведомый Серов планировал. После чего Зорин на бреющем полете ушел домой.
Вывод: 1. Причиной данного происшествия явилось то, что командир эскадрильи не выполнил приказание на патрулирование в своем районе Подольск-Лопасня, а повел звено в сторону фронта искать противника.
2. Возможно, что командир эскадрильи обнаружил противника, но ведомый младший лейтенант Зорин не заметил и не наблюдал никакой команды для атаки».
Место падения самолёта МиГ-3 (зав. №3145) сержанта Cерова, было обследовано поисковым отрядом «Патриот» (Наро-Фоминск). Большую помощь в определении экипажа по заводскому номеру самолёта оказал исследователь Игорь Михайлюк (Троицк).
Судя по разлету обломков Александр Серов действительно пытался спланировать и посадить самолёт на лес. Части истребителя разбросаны на большой площади и нет следов отвесного падения. На поверхности земли попадаются фрагменты мотора.
Останки лётчика пока не найдены...
13 августа 2016 года на месте падения самолёта был установлен памятный знак.
.

.
Место падения самолета МиГ-3 (зав. № 3145) сержанта Серова А.А. обследовано  ПО «Патриот» (Наро-Фоминск). Большую помощь в определении экипажа по заводскому номеру самолёта оказал Игорь Михайлюк (г. Троицк).
13 августа 2016 года на месте падения самолёта МиГ-3 сержанта Серова Александра Андреевича установлен Памятный знак ПО "Патриот" (г. Наро-Фоминск) в рамках отрядного проекта "Знак памяти", группой "Прерванный полет" и ПО "Высота" (г. Наро-Фоминск).
Металлическую стойку изготовил Иван Шаметов (ПО «Высота»).
Дизайн мемориальной таблички разработан Анатолием Елисеевым.
Портал "Память народа"
ОБД Мемориал
Собрал материалы и составил биографию Иванов Александр Полянскович
От Администратора сайта. Точная дата рождения Серова А.А. нам пока не известна. Помянем выпускника в день его гибели - 29 октября.
Карта сайта Написать Администратору