Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Харин Фёдор Дмитриевич

Выпускник 1940 года
.
.
Харин Фёдор Дмитриевич родился 2 марта 1919 года в с. Пригородная Слободка Рыльского уезда Курской губернии РСФСР (ныне Рыльского района Курской области РФ). По национальности русский. Социальное положение и происхождение - служащий из крестьян.
В 1935 году окончил 8 классов школы, затем медицинский техникум в г. Рыльске Курской области. Профессия фельдшер.
Член ВЛКСМ с 1937, кандидат в члены ВКП(б) с 1942 года. Холост.
.
В рядах Красной Армии с декабря 1939 года, призван Ленинградским РВК г. Москвы, поступил в лётную школу. Военную присягу принял 23.02.1940. Обучался в 18-й лётной группе инструктора младшего лейтенанта Ширина М.П. 1-й эскадрильи майора Мельникова И.С.
30.10.1940 окончил Борисоглебскую Краснознамённую военную авиационную школу имени В.П. Чкалова по первому разряду с присвоением воинского звания младший лейтенант и назначен младшим лётчиком 159-го истребительного авиационного полка ВВС Ленинградского ВО (приказ НКО СССР № 04879).
По переучёту — младший лётчик, а с 10.05.1941 назначен пилотом 154-го иап ВВС Ленинградского ВО.
.
Участник Великой Отечественной войны с 22.06.1941 в составе 154-го иап 39 иад ВВС Ленинградского ВО/Северного фронта.
18.08.1941 в воздушном бою получил ранение в правую ногу и левую руку. Находился на лечении в ЭГ 1170 и 30.08.1941 выбыл в ВСП 22.
09.10.1941 после выздоровления направлен в 17-й запасной иап ВВС Уральского ВО в г. Молотов.
21.02.1942 назначен пилотом 402-го иап и воевал в составе ВВС 34-й Армии Северо-Западного фронта.
24.04.1942 присвоено воинское звание лейтенант.
03.06.1942 пилот 402-го иап лейтенант Харин Ф.Д. представлен к награде. За время боевых действий выполнил 92 боевых вылета, в 8 воздушных боях сбил лично 1 самолёт противника и 3 в составе группы (по данным наградного листа). По данным Быкова М.Ю. в воздушных боях сбил 5 самолётов противника в составе группы.
.
Из истории 402 иап
Полк сформирован 25 июня 1941 года на подмосковном аэродроме Чкаловский на базе НИИ ВВС и Наркомата авиационной промышленности как 2-й истребительный авиационный полк особого назначения по предложению депутата Верховного Совета СССР, Героя Советского Союза, ведущего лётчика — испытателя НИИ ВВС подполковника Степана Павловича Супруна. Был укомплектован лётчиками-испытателями, на вооружении полка находились МиГ-3 в количестве 23 машин. Первым командиром полка был назначен друг Супруна, Пётр Михайлович Стефановский.
В составе действующей армии во время ВОВ со 2 июля 1941 по 11 июля 1941...
Вечером 30 июня 1941 года первые самолёты полка прибыли на аэродром в Идрице, последние самолёты прибыли в Идрицу 3 июля 1941 года. 1 июля 1941 года полк переименован в 402-й истребительный авиационный полк. Ведёт напряжённые бои до 11 июля 1941 года в районе Невель, Великие Луки, Новосокольники. К этому времени в полку осталось три боеготовых истребителя, личный состав полка переброшен в Москву, где вновь получил самолёты и снова, с 22 июля 1941 года по 6 января 1942 года, участвует в боях в составе 57-й смешанной авиационной дивизии на Северо-Западном фронте. Базировался на аэродромах Кречевицы и Крестцы (теперь Новгородской области) и вёл действия в направлении Сольцов, Луги, Старой Руссы. В августе 1941 года большинство лётчиков-испытателей были отозваны.
В течение осени 1941 года полк испытывал хронический недостаток самолётов: так, в августе 1941 года лётчиками полка было сбито 27 вражеских самолётов в 755 боевых вылетах, в сентябре 1941 — 7 самолётов, в октябре 1941 — всего 2, с ноября 1941 года полк перестал сбивать самолёты противника. В январе 1942 года полк смог сделать только 6 боевых вылетов.
6 января 1941 года полк выведен в резерв, перебазировался в Выползово, имея в составе 4 готовых самолёта и 8 неисправных. После двухдневного ремонта полк передан в состав 8-й смешанной авиационной дивизии, также действовавшей на северо-западном направлении. Недостаток самолётов в полку не прекратился: в составе полка числился даже один самолёт Bf-109. К марту 1942 года в полку был один У-2 и один УТИ-4, а из 11 МиГ-3 и одного Bf-109 не было ни одного исправного истребителя. Полк, получив по паре не новых самолётов И-15, И-16 и И-153, занимался прикрытием аэродрома, а также действовал в качестве ночного полка перехвата. Полк использовался в том числе как соединение ночных истребителей-перехватчиков в течение всей войны.
В апреле 1942 года в полк поступили 18 Як-1, после чего в основном полк прикрывал Ил-2 и Пе-2, действовавшие в интересах 34-й армии в районе «рамушевского коридора», Демянска, Полы. К июлю 1942 года лётчиками полка по своим отчётам сбито 97 и уничтожено на земле 105 самолётов противника. Свои потери: погибло 22 лётчика, 11 из которых — на МиГ-3. 8 пропали без вести на Як-1.
.
 Як-1
.
4 июня 1942 года пилот 402-го иап лейтенант Харин Фёдор Дмитриевич на самолёте Як-1 не вернулся с боевого задания в районе п. Демянска Ленинградской области, пропал без вести.
Исключён из списков Красной Армии как пропавший без вести приказом ГУФУ войск КА № 0789/пр. от 21.09.1942.
.
Награждён орденом Красного Знамени (13.08.1942, посмертно).
Увековечен в печатной Книге Памяти Курской области том 6.
.
Отец Харин Дмитрий Афанасьевич проживал в г. Рыльске Курской области.
Портал "Память народа"
Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
ОБД Мемориал
Собрал материалы и составил биографию Иванов Александр Полянскович
Информационная поддержка от Пширкова Сергея Юлиановича
Карта сайта Написать Администратору