Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Шкатов Николай Фёдорович

Выпускник 1939 года
.
.
Шкатов Николай Федорович родился 11 декабря 1918 года в с. Таволжанка Таволжанской волости Липецкого уезда Тамбовской губернии Российской империи (в 1938 году вошло в состав г. Грязи, ныне Грязинского района Липецкой области РФ). По национальности русский. Социальное положение и происхождение — рабочий из рабочих.
В 1934 году окончил 7 классов ФЗС (фабрично-заводская семилетка) на станции Грязи-Орловские,  в 1935 — школу ФЗУ при заводе «Свободный сокол» г. Липецка. Профессия токарь.
Член ВЛКСМ с 1938 года. Холост.
.
В рядах Красной Армии с 01.02.1939, призван Грязинским РВК Воронежская области, поступил в лётную школу. Военную присягу принял 23.02.1939.
05.11.1939 окончил Борисоглебскую Краснознамённую военную школу лётчиков имени В.П. Чкалова по первому разряду на самолёте И-15 с присвоением воинского звания младший лейтенант и назначен младшим лётчиком 12-го запасного авиационного полка ВВС Калининского ВО (приказ НКО СССР № 04606).
В дальнейшем служил в 163-м резервном авиационном полку ВВС Калининского ВО/Московского ВО.
12.11.1940 назначен пилотом 162-го иап ВВС Западного особого ВО.
.
Участник Великой Отечественной войны с 22.06.1941 в составе 162 иап 43 иад ВВС Западного особого ВО/Западного фронта.
.
Из истории 162 иап
Сформирован в конце 1940 — начале 1941 года в Западном особом ВО на аэродроме города Могилёва из молодого личного состава выпускников лётно-технических училищ на самолётах И-16 и И-153. По окончании формирования вошёл в состав 43-й истребительной авиадивизии ВВС Западного ОВО.
К 22.06.1941 базировался в Могилеве, Едлино. На вооружении имел 54 самолёта И-16 (из них 4 неисправных), а также И-153.
В первый день войны полк перелетел на передовой аэродром в Барановичах и получил задание прикрыть ж/д узел Барановичи и сухопутные войска в этом районе от ударов немецкой авиации. К началу войны полк должен был стать основой формирующейся для защиты Барановичей 60 сад. Но дивизия к этому времени ещё не была сформирована, поэтому полк выполнял приказы командира 43-й иад Нефедова Г.Н. Но перебазировавшись в Барановичи, полк вошёл в подчинение командира ещё не сформированной 60 сад Татанашвили Е.З. Уже 22.06.1941 лётчики части совершили по 6-7 боевых вылетов и добились первых побед.
Аэродром полка неоднократно подвергался бомбардировкам, после которых лётное поле стало совершенно непригодным для боевой работы. Кроме того, к Барановичам подходили войска противника. В ночь на 25.06.1941 был отдан приказ об эвакуации полка. Из-за непригодности ВПП матчасть пришлось сжечь на аэродроме. Не потеряв ни одного человека лётного состава в ходе первых дней боев, авиаполк под командой командира дивизии Татанашвили убыл в тыл.
03.07.1941 личный состав части прибыл в 161-й резервный авиаполк ВВС Орловского ВО в г. Курск. Здесь прошло переучивание на МиГ-3, и 18.08.1941 полк вылетел в район боевых действий на Брянский фронт, где вошёл в состав 11 сад. Началась боевая работа с аэродромов Карачев и Брянск: прикрытие войск, разведка и штурмовка вражеских аэродромов. Интенсивность боев была настолько высокой, что лётчики выполняли по 7-9 вылетов за день, а к концу сентября - по 10-12.
Утром 02.10.1941 полк перелетел на полевой аэродром в местечко Нарышкино близ Орла. Оттуда вёл боевые действия против прорвавшейся группировки Гудериана. Вскоре немецкие танки появились на границе аэродрома. Полк перелетел на аэродром Мценск, севернее Орла. Но танки врага появились и здесь. К тому же прервалась связь со штабом дивизии. Тогда командир и комиссар приняли решение - перелететь в сумерках на аэродром в район Тулы, чтобы не допустить уничтожения полка вражескими танками. Командование ПВО Тулы не знало о прилёте полка и при появлении уже в сумерках самолётов зенитчики открыли огонь. Посадку пришлось производить на совершенно незнакомом аэродроме, произошло несколько катастроф. Погиб командир полка Резник.
.
В дальнейшем младший лейтенант Шкатов Н.Ф. служил в составе 240-го иап. Сведений о назначении на должности не найдено.
.
Из истории 240 иап
Начал формироваться перед самой войной. На вооружении имел самолёты И-15 бис.
К 22.06.1941 в полку имелось 13 самолётов И-15 бис, 7 лётчиков, 25 техников, 80 младших специалистов, и только штаб был укомплектован полностью. В таком составе, входя в 8 сад, действующую в 11 армии Северо-Западного фронта, полк начал свое участие в Великой Отечественной войне. Оно было непродолжительным — чуть более месяца. Лётчики за это время успели выполнить 69 боевых вылетов, в основном на штурмовку и разведку войск противника. При этом потерь среди личного состава не было, но самолётов становилось все меньше.
В августе 1941 года полк выведен в тыл, проходил переформирование в 1-й ВШШ (г. Рязань). Третью эскадрилью направили на формирование 283 иап. Полк стал двухэскадрильным, имел 20 МиГ-3. В сентябре 1941 года убыл на Ленинградский фронт в состав 3 РАГ.
При обороне Ленинграда с 14 сентября по ноябрь 1941 года выполнил 286 боевых вылетов, провёл 15 воздушных боёв, сбил 12 самолётов противника. Основные усилия полка в этот период сосредоточивались на прикрытии наземных войск и сопровождении бомбардировщиков.
В ноябре 1941 года полк снова переводят в тыл для переучивания на новые самолёты ЛаГГ-3.
.

 ЛаГГ-3
.
19 февраля 1942 года лётчик 240 иап младший лейтенант Шкатов Николай Федорович погиб в авиационной катастрофе на самолёте ЛаГГ-3 (находился на переучивании в 25-м запасном иап ВВС Закавказского ВО в г. Аджикабуле).
Похоронен в г. Аджикабуле Азербайджанской ССР.
23.03.1942 вышел приказ № 0182 Закавказского ВО о присвоении Шкатову Н.Ф. воинского звания лейтенант и назначении на должность командира звена 240 иап.
Исключён из списков ВС Союза ССР приказом ГУК ВС СССР № 0927 от 23.08.1948 как командир звена 178 гвардейского иап (240 иап преобразован в 178 гиап Приказом НКО СССР № 0178 от 02.07.1944).
Увековечен в печатной Книге Памяти Липецкой области том 1.
.
Портал "Память народа"
ОБД Мемориал
Собрал материалы и составил биографию Николаев Юрий Евгеньевич
Дополнения и уточнения от Иванова Александра Полянсковича
Карта сайта Написать Администратору