Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Руковский Михаил Андреевич

Выпускник 1930 года
.
 
.
Руковский Михаил Андреевич родился 24 марта 1906 года в г. Смоленске Смоленской губернии Российской империи (ныне Смоленской области РФ). По национальности русский. Социальное положение и происхождение — рабочий из крестьян.
Член ВКП(б) с 1928 года.
.
В рядах Красной Армии с апреля 1924 года, служил мотористом 2-й разведывательной авиационной эскадрильи в г. Смоленске.
В мае 1925 года зачислен курсантом военно-технической школы ВВС РККА в г. Ленинграде, по окончании которой с ноября 1926 года служил младшим авиатехником 18-й авиационной эскадрильи в г. Смоленске.
В январе 1929 года зачислен слушателем ускоренных курсов военно-теоретической школы ВВС РККА в г. Ленинграде и в июне 1929 года направлен во 2-ю военную школу лётчиков им. ОСОАВИАХИМа СССР в г. Борисоглебске, предположительно, для прохождения лётного курса обучения.
По невыясненным обстоятельствам (не закончив лётного обучения в школе) в октябре 1930 года назначен младшим авиатехником 51-й тяжёлой авиационной эскадрильи 11-й авиабригады в г. Воронеже.
В дальнейшем проходил службу в частях:
.
.
Руковский Михаил Андреевич в должности борт-механика самолёта ТБ-1 (АНТ-4) участвовал в спасении челюскинцев в экипаже Ляпидевского А.В.
.
20.04.1934 награждён орденом Ленина.
Из Постановления ЦИК СССР от 20 апреля 1934 г. "О награждении орденом Ленина непосредственных участников спасения челюскиниев".
"...Центральный Исполнительный Комитет Союза ССР постановляет:
1. За умелое использование достижений советской авиации в малоизученных условиях Ледовитого океана, за исключительно инициативную, четкую и самоотверженную работу, обеспечившую успешное выполнение операций по спасению челюскинцев, - наградить орденом ЛЕНИНА летчиков: Ляпидевского А.В. Леваневского С.А. Молокова B.C. Каманина Н.П. Слепнева М.Т. Водопьянова М.В. и Доронина Н.В., а также обеспечивших надежную работу моторов в перелетах на льдины для снятия челюскинцев - борт-механиков и летчиков-наблюдателей: Петрова Д.В. - летчика-наблюдателя, Руковского М.А. - борт-механика..."

.
АНТ-4
.
Из истории спасения челюскинцев
.
Первый АНТ-4 попал в Аэрофлот в 1933. Этот самолёт был передан из военного ведомства в НИИ ГВФ для изучения возможности его использования для перевозки пассажиров и грузов. Вслед за этим АНТ-4 участвовал в спасательной экспедиции к пароходу "Челюскин", терпящему бедствие во льдах Чукотского моря.
С этой целью Дальне-Восточному управлению ГВФ были прикомандированы два ТБ-1 из состава 28й ТБАБ ОКДВА. Поздней осенью 1933 оба самолёта в разобранном виде были доставлены на пароходе "Сергей Киров" из Владивостока в Петропавловск-Камчатский. Оттуда судно "Смоленск" переправило машины в бухту Провидения. Здесь их выгрузили на лёд, собрали и облетали. После устранения выявленных дефектов 20 декабря 1933 один из самолётов перелетел на промежуточную базу Уэлен на мысе Дежнева.
С базы был предпринят ряд попыток спасения челюскинцев - всего 36 полётов. Однако лишь 5 марта 1934 одному из самолётов удалось долететь до ледового лагеря (пароход к тому времени успел затонуть). В состав экипажа входили: командир Анатолий Васильевич Ляпидевский, второй пилот Евгений Михайлович Конкин, штурман Лев Васильевич Петров (первым заметивший лагерь с воздуха) и бортмеханик Михаил Андреевич Руковский. Самолёту пришлось садиться на площадку размером всего 450 х 150 м. Сделав два круга, Ляпидевский мастерски посадил самолёт в начале полосы - пробег составил менее 200 м.
На ТБ-1 полярникам было доставлено свежее мясо, инструмент и аккумуляторы для радиостанции. Обратно были вывезены все женщины и дети - 12 человек. Несмотря на перегруз, самолёт благополучно вернулся на базу. Полёт на льдину длился 2 ч. 15 мин., обратный полёт в Уэлен - 2 ч. 20 мин. Таким образом, экипажу Ляпидевского первому удалось выполнить спасательный рейс с места крушения парохода "Челюскин".
Из-за непогоды и технических проблем ряд следующих попыток оказались неудачными. Более того, экипаж Ляпидевского сам чуть было не потерпел бедствие. 14 марта 1934 в полёте лопнул коленчатый вал левого двигателя, из-за чего самолёт совершил аварийную посадку у горла Колючинской губы (залив Чукотского моря). При этом сломалась правая вертикальная ферма шасси и оторвалась подмоторная рама. Почти сразу экипаж обнаружили чукчи, которые довезли лётчиков до ближайшего посёлка Ванкарем. Позже сюда на нартах в разобранном виде привезли двигатель М-17, а 7 апреля пилот Маврикий Трофимович Слепнёв на Consolidated Fleetster доставил на место аварии подмоторную раму. Ремонтом машины занимался экипаж. После установки и опробования нового мотора самолёт 23 апреля вернулся в Уэлен. На этом участие АНТ-4 в спасательной экспедиции закончилось.
.

Участник Великой Отечественной войны с 22.06.1941 в должности старшего инженера ВВС Черноморского флота (по данным наградного листа). Участвовал в героической обороне г. Севастополя.
25.04.1944 старший инженер эксплуатационного отдела управления ВВС ЧФ инженер-подполковник Руковский М.А. представлен к награждению и 30.04.1944 награждён орденом Отечественной войны I степени.
.
 
.
После окончания войны продолжал служить в Управлении ВВС Черноморского флота.
11.08.1947 инженер-полковник Руковский Михаил Андреевич уволен в запас.
.
Награждён двумя орденами Ленина (20.04.1934, 20.06.1949), орденом Красной Звезды (06.03.1942), орденом Отечественной войны I степени (30.04.1944), орденом Красного Знамени (03.11.1944), медалями «За оборону Севастополя» (16.08.1943), «За оборону Кавказа» (01.05.1944), «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (09.05.1945) и другими.
.
В Смоленском государственном музее-заповеднике хранятся личные вещи и документы Руковского Михаила Андреевича, переданные родственницей Руковской Анастасией Ивановной, а также Руковской И.Н.
.
 
.
.
Портал "Память народа"
Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Собрал материалы и составил биографию Иванов Александр Полянскович
Карта сайта Написать Администратору