|
Якшин Михаил Дмитриевич
Выпускник 1933 года
.
.
Якшин Михаил Дмитриевич родился 7 ноября 1906 года в с. Кондаша Уломской волости Череповецкого уезда Новгородской губернии Российской империи (ныне не существует, урочище на территории сельского поселения Уломское Череповецкого района Вологодской области РФ). По национальности русский. Социальное положение и происхождение — колхозник из крестьян.
Член ВКП(б) с 1931 года.
.
В рядах Красной Армии с 30.11.1928, призван Островецким РВК Вилейской области Белорусской ССР. Служил красноармейцем, курсантом, младшим командиром 30-го стрелкового полка 11 стрелковой дивизии Ленинградского ВО.
В июне 1930 года зачислен курсантом военно-теоретической школы ВВС РККА в г. Ленинграде, по окончании которой в ноябре 1931 года направлен во 2-ю военную школу лётчиков им. ОСОАВИАХИМа СССР в г. Борисоглебске для прохождения лётной подготовки.
В апреле 1933 года окончил 2-ю ВШЛ и назначен младшим лётчиком, а с декабря 1933 — командиром звена 32-й авиационной эскадрильи ВВС Северо-Кавказского ВО.
В дальнейшем проходил службу в частях:
.
.
Участник Великой Отечественной войны с 01.07.1943 на Северном флоте и с 12.04.1944 на Черноморском флота (по данным наградного листа).
03.02.1944 командир 3-й эскадрильи 29 бомбардировочного авиационного полка 5 минно-торпедной авиационной дивизии ВВС Северного флота капитан Якшин М.Д. представлен к награде.
.
.
Из истории 29-го бомбардировочного авиационного полка
На основании приказа НК ВМФ № 0053 от 28.02.1942 в районе совхоза «Балтрабочий» под Моздоком начал формироваться 29-й пикировочно-бомбардировочный авиационный полк ВВС ВМФ, двухэскадрильного состава. Формирование 29-го пбап происходило на базе ВМАУ им. С.А. Леваневского.
К 25.03.1942 формирование 29-го пбап было завершено, после чего новая лётная часть была включена в состав ударной авиационной группы резерва Ставки ВГК (УАГ РСВГК). Вскоре из-под Моздока формируемый полк направили в г. Безенчук Куйбышевской области, где личный состав получил самолёты Пе-2 и прошёл обучение на них.
07.04.1942 полк был направлен под Ленинград, где сначала расположился на аэр. Подборовье (Ленинградская область, 83 км восточнее Тихвина), но уже 12 апреля он перелетел на полевой аэродром Сарожа ближе к линии фронта. Оттуда он сразу включился в боевые действия Волховской группы войск Ленинградского фронта по обороне Ленинграда, нанося бомбовые удары по расположениям войск и коммуникациям врага на участке от ст. Кириши до ст. Мга.
С 05.06.1942 29-й пбап УАГ РСВГК числился в боевом составе ВВС Балтийского флота.
Во второй половине июня 1942 г. УАГ РСВГК была преобразована в особую морскую авиационную группу ВГК (ОМАГ ВГК), которая должна была перебазироваться на север для усиления ВВС Северного флота. Её главной задачей стало прикрытие союзных конвоев, направляющихся из портов США, Англии и Исландии в Мурманск и Архангельск, а также содействие войскам 14-й армии, сдерживающей наступление немцев в Заполярье.
В период с 21 по 30 июня 29-й бап (20 Пе-2) ОМАГ ВГК перебазировался на Север. При перелёте с аэр. Сарожа (район г. Тихвин) на аэр. Ваенга-1 потерпел катастрофу самолёт Пе-2 на котором находился командующий ОМАГ ВГК полковник Семёнов Петр Алексеевич и НШ авиагруппы полковник Н.Г. Колесников.
30.06.1942 15 самолётов Пе-2 28-го пбап и 29-го пбап выполнили первые боевые вылеты на нанесение бомбового удара по аэр. Луостари.
На 01.07.1942 в полку на аэр. Ваенга-1 числилось 11/4 Пе-2, и ещё один неисправный самолёт Пе-2 полка находился на аэр. Обозёрская.
К 30.07.1942 в результате боевых потерь, аварий и катастроф в полку оставалось всего 8/3 Пе-2 на аэр. Ваенга-1.
До конца октября 1942 г. полк входил в состав Особой морской авиационной группы ВГК, оперативно подчиненной командованию ВВС Северного флота. За это время 29-й пбап выполнил 232 боевых самолётовылета. Собственные потери полка составили 11 самолётов и 22 человека лётного состава.
Для восполнения потерь в полк поступило 9 самолётов Пе-2. В октябре полк получил пополнение – экипажи, выпущенные из училища им. С.А. Леваневского.
30.10.1942 на основании приказа НК ВМФ № 00373 от 23.10.1942 ОМАГ РСВГК была расформирована. На базе её управления было сформировано управление 5-й БАБ ВВС СФ, и 29-й пбап включен в состав авиабригады.
По состоянию на 05.11.1942 в составе полка насчитывалось на аэр. Ваенга-1 10/7 Пе-2, на аэр. Ягодник 6/4 Пе-2, на аэр. Поной – 2/2 самолёта Пе-2 (в оперативном подчинении командиру Йоканской ВМБ).
На 01.12.1942 в составе 29-го ПБАП имелось на аэр. Ваенга-1: 8/6 Пе-2, на аэр. Ягодник 6/4 Пе-2,
В январе 1943 полк вошёл в состав 5 мтаб СФ (в июле 1943 г. переименована в 5-ю мтад СФ).
В январе 1943 полк возобновил нанесение бомбовых ударов по п. Киркенес и Лиинахамари.
К концу марта, с началом навигации 29-й пбап начал наносить бомбовые удары по кораблям и судам противника на коммуникациях, но потом почти на месяц в боевой работе полка снова наступило затишье.
По состоянию на 01.04.1943 в составе полка на аэр. Ваенга-1 числилось 11/6 Пе-2, 1/1 СБ.
По состоянию на 01.07.1943 в составе 29-го пбап насчитывалось 32/28 Пе-2.
25.07.1943 можно считать «чёрным днем» в истории 29-го пбап . В этот день 12 Пе-2 под командованием командира полка майора Б.П. Сыромятникова под прикрытием 6 Р-39 «Аэрокобра» и 12 Як-1 выполнили вылет на нанесение бомбового удара по конвою противника в районе п. Варде. Самолёты с горизонтального полета сбросили бомбы на цели. Наблюдалось попадание в транспорт, который разломился и затонул, второй транспорт загорелся. За это авиаторы заплатили большую цену – были сбиты 5 самолётов полка, чьи экипажи погибли...
Август 1943 г. также оказался весьма насыщенным для 29-го пбап. В этом месяце самолёты Пе-2 полка выполнили четыре групповых боевых вылета на бомбардировку портов и аэродромов противника.
В сентябре 1943 г. самолёты полка привлекались по большей части к разведке кораблей противника в море.
21.09.1943 полк понёс невосполнимую потерю - во время аэродромных полётов при обучении молодых лётчиков погиб назначенный только три дня назад командир 29-го ПБАП майор Лапшенков Семён Васильевич. Пилотируемый им самолёт Пе-2 был атакован и сбит большой группой немецких истребителей (31.05.1944 С.В. Лапшенков был удостоен звание Героя Советского Союза посмертно).
В октябре 1943 г. экипажи 29-го пбап в большинстве своём выполняли одиночные вылеты на воздушную разведку.
02.12.1943 самолёты Пе-2 29-го пбап снова нанесли бомбовый удар по аэродромам Хебуктен и Луостари. Эти боевые вылеты оказались последними на Северном театре. До начала апреля полк в активных боевых действиях не участвовал.
По состоянию на 01.01.1944 в составе 29-го пбап числилось на аэр. Ваенга-1: 25/19 Пе-2, на аэр. Ягодник: 11/9 Пе-2.
При подготовке к операции по освобождению Крыма и Севастополя командование ВМФ принимает решение усилить ударную группировку Черноморской авиации. На основании приказа НК ВМФ № 0122 от 15.02.1944 29-й АППБ двухэскадрильного состава, вооруженный самолётами Пе-2, подлежал передачи на Черноморский флот.
На 01.03.1944 в составе 29-го пбап 5-й МТАД ВВС СФ числилось на аэр. Ваенга-1: 23/23 Пе-2.
Всего за все время пребывания на Северном театре с июля 1942 г. по апрель 1944 г. самолёты Пе-2 (с учётом вылетов 28-го пбап по портам и базам противника выполнили 194 самолётовылета. За время боев в Заполярье полк потерял 26 самолётов и 91 человека из числа лётного состава, погибшего в боевых вылетах, катастрофах или попавшего в плен.
04.04.1944 на основании приказа НК ВМФ № 0122 от 15.02.1944 29-й пбап начал перебазирование из Заполярья в тыл на аэр. Безенчук. Там при ВМАУ им. С.А. Леваневского он приступил к переформированию по трехэскадрильному штату. К 20.03.1944 формирование в основном было окончено. Полк получил 32 Пе-2 с заводов и 27 экипажей из ВМАУ.
В период с 14 по 25 апреля 29-й ПБАП трехэскадрильного состава перебазировался из Безенчука на аэр. Сокологорное, где вместе с 40-м пбап и 43-м иап вошёл в состав вновь сформированной 13-й ПАД ВВС Черноморского флота.
С 10.05.1944 полк приступил к боевым действиям на Черноморском театре. С аэр. Сокологорное принял участие в боях за освобождение Крыма и Севастополя. В это время он стал именоваться 29-м авиационным полком пикирующих бомбардировщиков.
После освобождения Крымского полуострова к концу мая 1944 г. 29-й АППБ вместе с частями дивизии перелетел в освобождённую Одессу.
19.08.1944 при подготовке к операции по нанесению ударов по Сулине и Констанце 29-й АППБ базировался на аэр. Застава (Одесса).
30.08.1944 29-й АППБ перебазировался на румынский аэродром Мамая вблизи Констанцы.
07.09.1944 за участие в операции по нанесению ударов по г. Сулине и г. Констанце полку было присвоено почетное наименование «Сулинский».
5-6 сентября 1944 г. после окончания боевых действий на Чёрном море 29-й АППБ был перебазирован на аэр. Мамайя.
09.09.1944 29-й АППБ частью сил перелетает в г. Чирпан (недалеко от Пловдива в Болгарии).
По состоянию на 01.10.1944 в боевом составе 29-го АППБ 13-й ПАД базирующегося на аэр. Чирпан (Болгария) и Мамая (Румыния) числилось 37/31 Пе-2, 1/1 УПе-2, 1/1 По-2 и 39 лётчиков.
В октябре 1944 г. экипажи 29-го пап численностью до эскадрильи были переброшены на Балтику в 12-й гв. пбап, где продолжали участие в боевых действиях вплоть до 9 мая 1945 г.
В октябре 1944 г. полк возвращается под Одессу и базируется в с. Аккаржа. Там личный состав полка и встречает День Победы - 9 мая.
.
30.08.1944 помощник командира 29 бомбардировочного авиационного полка 13 авиационной дивизиия пикирующих бомбардировщиков ВВС Черноморского флота майор Якшин М.Д. представлен к награде.
.
.
После окончания войны продолжал служить в рядах ВС СССР.
Якшин Михаил Дмитриевич уволен в запас в воинском звании подполковник.
.
Награждён двумя орденами Красного Знамени (17.02.1944, 20.06.1949), орденом Красной Звезды (03.11.1944), орденом Отечественной войны I степени (27.09.1944), медалями «За оборону Советского Заполярья» (05.12.1944), «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (09.05.1945) и другими.
Портал "Память народа"
Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Собрал материалы и составил биографию Иванов Александр Полянскович
|