Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Саленек Ян Янович

Выпускник 1931 года
.
.
Саленек Ян Янович (встречается написание фамилии как Соленек) родился 15 октября 1905 года на хуторе 37 (солдатский участок 37) Эллернской волости Фридрихштадского уезда Курляндской губернии Российской империи (ныне не существует, территория Элкшнинской волости Виеситского края Латвийской Республики). По национальности латыш.
.
В рядах Красной Армии с 08.12.1928, предположительно, поступил в военно-теоретическую школу лётчиков ВВС РККА в г. Ленинграде. После окончания ВТШ направлен для дальнейшего обучения в лётную школу.
05.11.1931 окончил 2-ю военную школу лётчиков им. ОСОАВИАХИМа СССР в г. Борисоглебске (29-й выпуск) и оставлен в ней инструктором-лётчиком.
Из книги «Их позвало небо» (описано событие 1934-1935 годов):
«...В борьбе за безаварийность лётно-технический состав преодолевал любые трудности. Был, например, такой случай. Лётчик-инструктор 2-й эскадрильи Я.Я. Саленек с техником Бояринцевым на самолёте У-2 перелетал с одного аэродрома на другой. На последнем развороте перед посадкой Саленек увидел, что посадочное полотнище вместо буквы «Т» выложено буквой «Г» – левое крыло полотнища завернуто. «У кого-то неисправно шасси», – подумал Саленек. Но впереди самолётов не было. Стоявшие на аэродроме смотрели на его У-2 и подавали какие-то знаки. Лётчик понял, что сигналы относятся к нему. Он взглянул на левую лыжу и увидел, что она висит вертикально, передним концом вниз.
«Меня это встревожило, – рассказывал потом Саленек. – Если бы лыжа совсем оторвалась, можно было бы приземлиться на одну лыжу и в худшем случае в конце пробега поломать консоль крыла, а может быть, обошлось бы и без поломки. Но посадка с торчащей лыжей невозможна, самолёт обязательно скапотирует...».
Раздумывая над создавшимся положением лётчик набрал высоту, сбавил газ и показал технику на лыжу. Техник сразу понял, в чём дело. Он отстегнул ремни, вылез из кабины на плоскость и, одной рукой держась за расчалки, другой с помощью насоса зацепил трос лыжи, подтянул её и установил в горизонтальное положение. Так он и держал лыжу, пока лётчик не посадил самолёт.
Как выяснилось позже, лыжа оборвалась из-за заводского дефекта – лопнул болт предохранителя. За спасение самолёта, предотвращение аварии лётчик Саленек и техник Бояринцев были награждены ценными подарками».
.
В дальнейшем Саленек Я.Я. служил лётчиком-инструктором в Таганрогской ВАШП имени В.П. Чкалова в г. Таганроге Ростовской области, с июля 1941 года – в 21-й военной авиационной школе пилотов первоначального обучения в г. Телави Грузинской ССР.
.
Участник Великой Отечественной войны, принимал участие в обороне Кавказа с июля 1942 по февраль 1943 года.
03.11.1944 капитан Саленек Я.Я. награждён орденом Красной Звезды.
.

.
На 21.06.1945 - капитан, помощник начальника ОУЛП 21-й ВАШПО (по спискам награждения).
29.09.1945 капитан Саленек Ян Янович уволен в запас.
.
.
Награждён орденом Красной Звезды (03.11.1944), Чехословацким Военным крестом 1939-1945 гг. (06.06.1945), медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (09.05.1945), «За оборону Кавказа» (21.06.1945) и другими.
Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Собрал материалы и составил биографию Николаев Юрий Евгеньевич
Дополнения и уточнения от Иванова Александра Полянсковича
Карта сайта Написать Администратору