Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Хользунов Виктор Степанович

Выпускник 1928 года
Герой Советского Союза (27.06.1937 )
Комдив (04.07.1937)
.
Родился 31 января 1905 г. в Царицыне, в семье рабочего. По национальности русский.
Служил в РККА в 1918-1922 гг. Вступил добровольцем вместе с отцом. Участвовал в Гражданской войне. Воевал под Царицыным.
С 1922 г. работал на лесопильном заводе, а затем был секретарём волостного комитета комсомола в станице Глазуновской.
Призван в РККА в 1925 г. В том же году окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу летчиков.
Член ВКП(б) с 1927 г.
В 1928 году окончил 2-ю военную школу летчиков КВФ в г. Борисоглебске. Затем был лётчиком-инструктором в авиашколе.
.
Вспоминает генерал-полковник авиации Каманин:
«Погожим зимним днем в кабину инструктора сел незнакомый мне летчик. Предстояло выполнить довольно сложное задание - полет с посадкой на незнакомом аэродроме по маршруту Борисоглебск - Анна - Воронеж - Борисоглебск.
- Маршрут известен? - спросил проверяющий очень дружелюбно, словно оба мы были старыми знакомыми.
Почувствовал себя сразу свободнее, исчезла обычная в таком случае настороженность...
В кабине инструктора сидел и оценивал мои действия… Виктор Степанович Хользунов, впоследствии прославленный боевой летчик-бомбардировщик, Герой Советского Союза.
Как и Чкалов, он родился и вырос на Волге. Сын царицынского рабочего, В.С. Хользунов юношей вступил в ряды Красной Армии, вместе с отцом дрался с врагами в огневые годы гражданской войны. В 1925 году Виктора Хользунова послали учиться в летную школу. Став отличным летчиком, он много лет работал в авиационных училищах, обучая молодежь летному искусству. Потом служил в бомбардировочной авиации, в строевых частях, в совершенстве овладел мастерством меткого бомбометания и противозенитного маневра, командовал первым соединением дальней бомбардировочной авиации. Вот кто сидел в роли проверяющего в кабине моего самолета зимой 1928 года...
Погода благоприятствовала полету, и он закончился вполне благополучно. Зарулил на стоянку. Выключил двигатель. Инструктор легко спрыгнул на землю, подозвал к себе, высказал несколько замечаний и советов. Спокойно, деловито. Словно старший брат разговаривает с младшим. Пожелал успехов и зашагал к линии старта.
С Виктором Степановичем Хользуновым мне довелось летать много раз. Каждый полет с ним был для меня предметным уроком пилотирования, в каждом полете отшлифовывались навыки управления самолетом».
.
Вскоре Хользунов был назначен командиром авиаотряда 7-й Сталинградской военной школы пилотов.
В 1933 г. он окончил КУКС при ВВА им. Жуковского, а в 1936 г. - Высшую летно-тактическую школу. Служил в бомбардировочной авиации. Был командиром звена, отряда, бомбардировочной эскадрильи, помощником начальника отдела боевой подготовки ВВС Забайкальской группы войск ОКДВА.
По отзывам сослуживцев капитан Хользунов был «волевой и требовательный командир, искусный летчик и хороший организатор».
Участвовал в национально-революционной войне в Испании в 1936-1937 гг. Был награждён орденом Красного Знамени (1937).
До прибытия советских бомбардировщиков СБ, ВВС республиканцев располагали лишь несколькими легкими бомбардировщиками Breguet-19 и двухмоторными тяжелыми бомбардировщиками Potez-54 французского производства. Хользунов возглавил звено «бреге» в составе 1-й интернациональной бомбардировочной эскадрильи. Его ведомыми были советские летчики Примо Джибелли и Георгий Тупиков.
Полковник Деменчук вспоминает:
«Однажды, во время выполнения боевого задания западнее Мадрида, самолет Хользунова был подбит и начал отставать. Казалось ведущий вынужден будет сесть. Джибелли не отставал от самолета ведущего, хотя ведомым была дана команда «действовать самостоятельно». Позже он объяснил, что тоже намеревался садиться вместе с Хользуновым, чтобы помочь ему, а если нужно, то и забрать его экипаж на свой «бреге». Но Хользунов сумел устранить утечку бензина, мотор снова заработал, и самолет долетел почти до своего аэродрома…
Тихоходный и слабо вооруженный «Бреге-19» служил хорошей мишенью для вражеских истребителей. Однако Виктор Степанович нашел выход. На бреющем полете, используя гористую местность, он внезапно появлялся над целью, наносил бомбовые удары и уходил так скрытно, что ошеломленный внезапностью противник не успевал даже открыть огонь.
Когда прибыли СБ, Виктор Степанович приступил к формированию эскадрильи. За короткое время он сумел создать крепкий коллектив, способный выполнять сложные боевые задачи. По оценке командования, его эскадрилья была лучшей бомбардировочной частью ВВС республики. На боевые задания эскадрилью всегда водил командир. Под его руководством летчики наносили эффективные удары по противнику. Настойчивость в выполнении заданий и личная храбрость снискала Хользунову большое уважение. Летчики безгранично верили своему командиру».
Одним из крупных успехов 2-й эскадрильи скоростных бомбардировщиков Хользунова, которая базировалась в Сан-Клементе, был разгром железнодорожной станции в Талавере.
Рассказывает Деменчук:
«Отсюда к фронту отправлялись военные грузы и воинские части. Станция прикрывалась сильными зенитными средствами. Противник встретил нас заградительным огнем всех зенитных батарей. Все небо впереди и вокруг нас заволокло клубами дыма от разрывов вражеских снарядов.
Совершая противозенитный маневр, наша эскадрилья вышла на боевой курс и сбросила бомбы на здания станции и железнодорожные пути, где в то время находилось несколько эшелонов. Возвращаясь на свой аэродром, мы еще долго видели дым пожара».
.
27.06.1937 Хользунов Виктор Степанович был удостоен звания Герой Советского Союза.
С мая 1937 командовал бомбардировочной авиабригадой.
04.07.1937 ему было присвоено внеочередное воинское звание комбриг.
В ноябре 1937 г. комбриг Хользунов был назначен командующим 1-й авиационной армией особого назначения.
АОН - авиационная армия Резерва Главного Командования - предназначалась для решения оперативных и стратегических задач, поставленных Главным Командованием, в ходе самостоятельных воздушных операций. Командующий АОН пользовался правами командующего войсками округа и подчинялся непосредственно наркому обороны.
1-я АОН до мая 1938 г. состояла из трех авиакорпусов (876 тяжелых и скоростных бомбардировщиков, истребителей, дальних разведчиков). С мая 1938 г. АОН состояла из четырех полков с общей численностью авиационного парка 307 самолетов (в каждом полку по 61 бомбардировщику и 15 истребителей для ПВО баз армии; 3 самолёта для обслуживания Управления армии).
Избирался депутатом Верховного Совета СССР 1-го созыва.
В 1939 г. комдив Хользунов окончил КУКС при Военной академии Генштаба.
.
28.07.1939 погиб в авиакатастрофе при проведении испытательных полётов. Самолёт, пилотируемый лётчиком-героем, взорвался в воздухе.
Вспоминает журналист Бронтман:
«Сегодня погиб Хользунов, Черкасов и другие (Титов и Курнышев). Они летели из Калинина на учебную бомбежку и взорвались в воздухе. Остались куски. Видимо, подорвались бомбы».
.
Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
.
Герой Советского Союза (27.06.1937). Награждён орденами Ленина и Красного Знамени, медалью «ХХ лет РККА».
.
В Волгограде ему установлены памятник и бюст, имя Героя носит пассажирский теплоход Волжского речного пароходства. Именем Хользунова названы улицы в Воронеже, Екатеринбурге, Волгограде, Саратове, переулок в Москве. В Волгограде по улице Хользунова-33 имя Героя носит средняя общеобразовательная школа № 78.
.
 
Плита колумбария Хользунова на Новодевичьем кладбище Москвы.   Аннотационная доска в переулке Хользунова в Москве
.
 
Памятник В.С. Хользунову на набережной в Волгограде.     Бюст Хользунова в Волгограде
.
Литература:
Кузнецов И.И., Джога И.М. Первые Герои Советского Союза (1936-1939). - Иркутск: Вост.-Сибирское кн. изд., 1983..64-65
Новоспасский К.М. Неповерженный. – 3-е изд., перераб. и доп. – Волгоград, 1978.
Прописаны в Волгограде навечно. Волгоград, 1975. С. 144-145 
Карта сайта Написать Администратору