Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Шаманов Иван Гаврилович

Выпускник 1928 года по линии "Разведчики". Оставлен на переучивание на лётчика-истребителя
Выпускник 1929 года по линии "Истребители"
Герой Советского Союза Дата Указа 22.01.1944, медаль № 2764
.
 
Фотография из семейного архива родных Семёнова Н.Ф.
.
Шаманов Шаманов Иван Гаврилович родился 25 сентября 1908 года в д. Новосельцы Смоленского уезда Смоленской губернии Российской империи (ныне Смоленского района Смоленской области РФ) в семье рабочего. По национальности русский.
Член КПСС с 1942 года.
Окончил 10 классов.
.
В Вооружённых Силах с 1927 по 1933 г. и с октября 1941 года.
В 1928 году окончил Борисоглебскую ВШЛ по линии "Разведчики, и оставлен на переучивание. Окончил обучение по линии "Разведчики" 11 ноября 1929 г. (1 и 2 учебные эскадрильи). После выпуска направлен в 15-й авиаотряд.
.
С 1933 г. пилот гражданской авиации. До войны работал в Якутии лётчиком-аэрофотосъемщиком. Призван в армию в 1941 году Якутским ГВК.
.
Участник Великой Отечественной войны с апреля 1942 года.
Командир звена 1-го гвардейского минно-торпедного полка (8-я минно-торпедная авиационная дивизия, ВВС Балтийского флота) гвардии капитан Шаманов к сентябрю 1943 года выполнил 129 боевых вылетов, потопил 4 вражеских транспорта. В боях сбил 8 самолётов противника.
Звание Героя Советского Союза присвоено 22 января 1944 года.
.
.
С 1948 года майор Шаманов в запасе.
Жил в Москве, работал заведующим лабораторией Московского авиационного института.
Шаманов Иван Гаврилович умер 18 марта 1982 года.
Похоронен на Химкинском кладбище г. Москвы.
.
Награжден орденом Ленина (22.01.1944), четырьмя орденами Красного Знамени (14.01.1943, 31.05.1943, 09.09.1943, 13.10.1944), орденом Отечественной войны I степени (31.01.1943), медалями «За оборону Ленинграда» (22.12.1942), «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (09.05.1945) и другими.
***
.
Иван Шаманов родился 25 сентября 1908 года в деревне Новосельцы Смоленского района Смоленской области в семье рабочего. Окончил среднюю школу. Затем поступил на лесопильный завод в Смоленске и одновременно учился на курсах по подготовке в ВУЗ.
В 1927 году призван в ряды Красной Армии и по комсомольской путёвке направлен во 2-ю военную школу лётчиков Красного Воздушного флота в городе Борисоглебске. По окончанию школы до 1933 года служил в авиационных частях Красной Армии. В 1933 году демобилизован. Работал в системе Гражданского Воздушного Флота, был лётчиком транспортного самолёта, а затем командиром авиационного отряда.
С 1933 по 1936-й годы Шаманов каждую ночь летал по маршруту Москва-Харьков со свежими номерами газеты "Правда". Затем вместе со штурманом М.В. Лориным работал в Якутии в интересах Главного управления геодезии и картографии при Совете Народных Комиссаров СССР, был лётчиком - аэрофотосъёмщиком.
С началом Великой Отечественной войны Шаманов и Лорин подали заявления в Якутский районный военкомат об отправке на фронт. Но только после личной встречи с генералом Жавороковым в Москве, Лорин был направлен на Балтийский флот, а Шаманов в запасной полк. После переучивания на бомбардировщик ДБ-3 весной 1942 года Шаманов наконец получил направление в фронтовую часть.
В апреле 1942 года лейтенант И.Г. Шаманов прибыл в 1-й гвардейский минно-торпедный авиационный полк командиром экипажа ДБ-3, а штурманом в его экипаже стал старый товарищ Михаил Лорин.
Как только начались сражения по прорыву блокады Ленинграда его экипаж наравне с другими гвардейцами наносил мощные бомбовые удары по долговременной обороне противника. Вместе с первым орденом Красного Знамени Шаманову и Лорину вручили медали "За оборону Ленинграда".
От вылета к вылету росло мастерство лётчика торпедоносца. В ночь на 29 мая 1943 года Шаманов и Лорин поднялись в небо. В Рижском заливе они обнаружили и потопили транспорт водоизмещением в 5000 тонн. Днём позже экипаж бомбардировал укреплённый пункт противника. Первым в полку Шаманов был награждён орденом Отечественной войны I степени.
.
.
4 cентября 1943 года лётчики полка отправили на дно 7 вражеских транспортов. Один из них водоизмещением 7000 тонн был на счету экипажа Шаманова. Через 10 дней снова победа в крейсерском полёте: потоплен транспорт, охраняемый сторожевым кораблём и катерами.
За короткий срок бывший гражданский лётчик стал мастером торпедных атак. Гвардии капитан Шаманов к сентябрю 1943 года выполнил 129 боевых вылетов, потопил 4 вражеских транспорта и был представлен к званию Героя Советского Союза.
Не менее успешно Шаманов наносил удары и по наземным объектам врага. Выполняя в ночь по 2-3 вылета, он наносил захватчикам тяжёлые потери в живой силе и технике. 19 сентября 1943 года сквозь сильный зенитный огонь лётчик прорвался к железнодорожной станции Волосово, где находились крупные склады горючего и боеприпасов, снабжавшие немецкие войска под Ленинградом. В результате меткого бомбометания в районе станции были отмечены сильные взрывы и возникло несколько очагов пожара.
.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 января 1944 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками гвардии капитану Ивану Гавриловичу Шаманову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  (№ 2764).
.
Бои продолжались, рос и боевой счёт лётчика. 24 августа 1944 года - транспорт из состава конвоя, 15 сентября - одиночный транспорт юго-западней Либавы, 23 сентября - транспорт, эвакуирующий немцев из Таллина. Гвардии капитан Шаманов был назначен командиром эскадрильи, в октябре 1944 года награждён орденом Красного Знамени.
Приходилось не только воевать, но и учить. Осенью 1944 года, чтобы улучшить подготовку, в полку была организована учёба штурманского состава. Самолёт Шаманова стал "летающей лабораторией". В роли наставников выступал Лорин. Опытный экипаж ввёл в строй не мало молодых штурманов и лётчиков.
Значительная часть полётов Шаманова и Лорина приходилась на чисто морскую войну - торпедные и бомбовые атаки на коммуникациях, постановка минных заграждений. Но гвардейцы бомбили и наземные цели, почти все опорные пункты противника от Финского залива до Пруссии. Красногвардейск, Нарва, Урицк, Ропша, Котка, Хельсинки, Таллин, Либава, Кёнигсберг, Пиллау - это далеко не полный перечень тех мест, над которыми под интенсивным вражеским огнём выполнял задание экипаж Шаманова.
В конце 1944 года командира 3-й эскадрильи Шаманова с повышением назначили в учебный полк. Но он просил вернуть его на фронт. Нашли такое решение: Шаманова назначили лётчиком-инструктором штаба ВВС Краснознамённого Балтийского флота, а практически он оставался гвардейцем-торпедоносцем. Продолжал лететь на боевые задания.
Всего за годы Великой Отечественной войны гвардии капитан И.Г. Шаманов выполнил 240 успешных боевых вылетов и потопил 8 вражеских транспортов.
Следует отметить, что начав войну на самолётах ДБ-3 различных вариантов лётчики 1-го гвмтап закончили её летая на американских "Бостонах"   (Duglas A-20G). В годы Великой Отечественной войны в советской авиации служило около 3000 этих двухмоторных бомбардировщиков - различных вариантов от DB-7 до A-20J, но самым массовым были модели "G" - их было 1441.
.
Самолёт A-20G из состава 1-го гвардейского мтап ВВС КБФ.  1944-1945 гг.
.
В основном самолёты использовались в качестве фронтовых бомбардировщиков, торпедоносцев и разведчиков. Однако некоторые лётчики морской авиации использовали A-20G и в качестве истребителя. Мощное вооружение, установленное в носу  (4 х 20-мм пушки и 2 х 12,7-мм пулемёта)  позволяло ему успешно бороться с летающими лодками и транспортными Ju-52.
К концу войны экипаж И.Г. Шаманова сбил в воздушных боях не менее 8 самолётов противника, сколько из них на личном счету пилота - неизвестно. Однако, в отличии от самолёта ДБ-3, пилот "Бостона" мог уже и сам вести огонь по противнику, а не только полагаться на своих стрелков.
С 1948 года гвардии майор И.Г. Шаманов в запасе. Он вернулся в Гражданскую авиацию, но с 1956 года по состоянию здоровья оставил лётную работу. Жил в Москве, работал заведующим лабораторией Московского авиационного института.
Скончался 18 марта 1982 года.
***
.
100 алмазов получили имена известных якутян (декабрь 2019 год). Шаманов - № 24.
.
***
.
26 ноября 2011 года в первый предъявительский полет с аэродрома «Таганрог-Южный» поднялся самолёт-амфибия Бе-200ЧС (бортовой номер RF-31361, заводской номер 76820003102).
.
.
Самолёт-амфибия Бе-200ЧС вскоре в пополнил группировку авиации российского МЧС. На новой машине проведены доработки по результатам эксплуатации в МЧС России и учтён опыт, полученный в процессе европейской сертификации самолета.
Новый самолёт-амфибия получил имя «Иван Шаманов», в честь Ивана Гавриловича Шаманова - командира эскадрильи 1-го гвардейского минно-торпедного авиационного полка 8-й минно-торпедной авиационной дивизии ВВС Краснознаменного Балтийского флота, Героя Советского Союза.
.
Источники:
Портал "Память народа"
Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Собрал материалы и составил биографию Иванов Александр Полянскович
Карта сайта Написать Администратору