Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Горяинов Николай Александрович

Выпускник 1937 года
.
.
Горяинов Николай Александрович родился в 1909 году в г. Самаре Самарской губернии Российской империи (ныне Самарской области России). По национальности русский. Социальное положение и происхождение - рабочий из рабочих. Семья проживала по адресу ул. Казанская д. 129 кв. 7.
В 1927 году окончил 7 классов неполной средней школы в г. Малмыж Малмыжского уезда Вятской губернии РСФСР. Профессия — помощник механика. Член ВКП(б) с 1937 года (партбилет № 2208104). Женат.
.
Работал в Волжском государственном речном пароходстве: с 1928 по 1929 – кочегаром на пароходе «Степан Халтурин», с 1929 по 1930 – кочегаром на пароходе «Стерлитамак», с 1930 по 1931– масленщиком на пароходе «Мелководный», с 1932 по 1933 – помощником механика на пароходе «Магнитогорск».
.
В рядах Красной армии с 19.08.1933, призван Малмыжским РВК Кировской области (по другим данным — 16.03.1933 Самарским ГВК г. Самары), поступил в 3-ю военную школу лётчиков и лётчиков-наблюдателей в г. Оренбурге. 05.11.1936 завершил обучение с присвоением воинского звания лейтенант (приказ НКО СССР № 02133).

В декабре 1936 года младший лётчик лейтенант Горяинов Н.А. зачислен слушателем 2-й военной Краснознамённой школы лётчиков-истребителей ВВС РККА в г. Борисоглебске.
Проходил обучение в 4-й летной группе инструктора-лётчика лейтенанта Степанищева А.Ф. 2-го звена капитана Левашова С.С. 1-го отряда капитана Чурсина А.К. 2-й истребительной эскадрильи майора Леонова С.А. 
В сентябре 1937 года (1-й выпуск лётчиков-истребителей) окончил обучение и назначен командиром звена 75-й истребительной эскадрильи ВВС Киевского особого ВО.
Накануне отъезда в Испанию — командир звена 28-го иап 69-й истребительной авиабригады ВВС Киевского ОВО.
.
С 10 июня по 12 октября 1938 года был в Испании пилотом на самолёте И-16. Выполнил 32 боевых вылета, участвовал в 24 воздушных боях.
.
.
«...Наземные  войска  сосредоточились  около  реки  Сегре,  быстро  навели  понтонные  мосты,  готовясь  к  переправе.  Перед  группой  самолётов-истребителей  поставлена  задача  -  патрулировать  над  фронтом,  прикрывая  с  воздуха  переправу.
     Через  некоторое  время  мы  заметили  группу  вражеских  бомбардировщиков.
     Завязался  бой.  Один  вражеский  самолёт  был  сбит  в  первые  же  минуты  и,  оставляя  дымный  след,  камнем  полетел  вниз.  Остальные  бомбардировщики,  не  выдержав  натиска  наших  истребителей,  резко  развернулись  на  свою  территорию,  в  панике  и  смятении  сбрасывая  бомбы  на  свои  же  объекты.  В  этот  день  бомбардировщики  на  этом  участке  больше  не  появлялись.
     Прошло  еще  немного  времени.  Находящиеся  в  воздухе  пять  наших  самолётов  заметили  надвигающуюся  лавину  вражеских  истребителей.  Вспыхнул  неравный  бой  с  количественно  превосходящим  противником.  Пожалуй,  это  был  самый  жаркий  бой  из  всех  32-х,  в  которых  я  участвовал.  Но  мы  победили.  Враг,  неся  большие  потери,  отступил  на  свою  территорию...»
Из  газеты  «Боевая  красноармейская»  23  февраля  1940  года
.
За выполнение специального задания Советского правительства награждён орденом Красного Знамени (22.02.1939).
После возвращения из Испании старший лейтенант Горяинов Н.А. продолжил службу в ВВС.
31.12.1938 присвоено воинское звание капитан.
В марте 1939 назначен командиром эскадрильи 12-го иап 69-й истребительной авиабригады ВВС Киевского ОВО.
16.12.1940 назначен исполняющим должность командира 6-й отдельной корпусной авиаэскадрильи ВВС Киевского ОВО.
04.12.1941 назначен командиром эскадрильи Конотопского военного авиационного училища (в сентябре 1941 года училище перебазировалось в г. Грозный).
По предписанию УК ВВС от 27.08.1943 направлен в 6 иак и, предположительно, назначен командиром эскадрильи 163 иап.
.
Участник Великой Отечественной войны в составе 163 иап 273 иад 6 иак 16-й ВА Центрального фронта.
В ноябре 1943 года полк отведён на переформирование и переучивание на самолёты Як-9Д в ВВС Харьковского ВО в г. Рогань, затем введён в состав формирующейся 336 иад.
27.12.1943 назначен помощником командира по воздушно-стрелковой службе 163-го истребительного авиационного полка.
.
.
Летал на Як-9Д.
.
 Як-9
.

С 16.03.1944 полк приступил к боевой работе в составе 336 иад 6 ВА 2-го Белорусского фронта.
.
Капитан Горяинов Николай Александрович погиб 27 марта 1944 года - на самолёте Як-9Д не вернулся с боевого задания по прикрытию штурмовиков в районе Сыново Ковельского района Волынской области Украинской ССР. Числился пропавшим без вести.
.
СКАН жбд 6 ВА
.
Исключён из списков Красной армии приказом ГУК НКО СССР № 01957/пр. от 17.06.1944 как не вернувшийся с боевого задания.
По донесения начальника ОК 6-й ВА № ОК/01417 от 20.06.1944 (вход. № 013742) труп найден в Бурыньском районе Сумской области Украинской ССР.
Место захоронения неизвестно.
.
Награждён орденом Красного Знамени (22.02.1939).
Увековечен в печатной Книге Памяти Самарской области том 6 и Кировской области.
.
Жена Горяинова Нина Дмитриевна проживала в г. Малмыж Кировской области по адресу ул. К. Либкнехта дом 15.
Портал "Память народа"
Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
ОБД Мемориал
Собрал материалы и составил биографию Николаев Юрий Евгеньевич
Уточнения и дополнения от Иванова Александра Полянсковича
.
От Администратора сайта. Точная дата рождения Горяинова Н.А. нам пока не известна. Помянем выпускника в день его гибели - 27 марта.
Карта сайта Написать Администратору