Елисеев Александр Яковлевич
Выпускник 1939 года
.
.
Елисеев Александр Яковлевич родился 3 апреля 1919 года в г. Москве Московской губернии РСФСР (ныне Московской области, столица Российской Федерации). По национальности русский.
В 1944 году – член ВЛКСМ.
.
В рядах Красной армии с 1938 года, призван Борисоглебским РВК Воронежской области, поступил в лётную школу. Военную присягу принял 23.02.1939.
В 1939 году окончил Борисоглебскую Краснознамённую военную авиационную школу им. В.П. Чкалова с присвоением воинского звания младший лейтенант.
Проходил службу в составе 124-го истребительного авиационного полка ВВС Белорусского особого ВО.
С 1941 года служил в 9-й военной авиационной школе первоначального обучения.
.
Из истории 9-й ВАШПО
К созданию 9-й военной авиационной школы первоначального обучения приступили 22 июля 1941 года в г. Кирсанове Тамбовской области.
Решением Военного Совета Орловского военного округа от 29 июля 1941 года за № 005422 вузу передали 18 самолетов У-2 мичуринского аэроклуба. Для школы построили полевой аэродром и приступили к обучению полетам курсантов.
Эвакуация в г. Шадринск Челябинской (ныне – Курганской области) проходила с 6 ноября по 27 декабря 1941 года. (Указанные сведения приводятся в деле №1 фонда 9-й ВАШПО Центрального архива Министерства обороны РФ, однако данные, вошедшие в опись фонда 60428, отличаются от использованных автором). Затем школа была перебазирована в г. Бугуруслан Чкаловской (Оренбургской) области, куда поступила 16 марта 1942 года.
Школу с 17 августа 1941 года по 10 октября 1945 года возглавлял полковник Николай Иванович Мирошниченко.
Задача наставников школы состояла в обучении курсантов пилотированию на учебном самолете и приобретении ими общих знаний по авиационной технике, теории авиации и военной подготовке.
Обучение проводилось на самолетах У-2, затем перешли на самолет УТ-2.
В центре внимания руководства находились стажировки постоянного состава школы во фронтовых частях. В развитие приказа Наркомата обороны (НКО) от 9 июля 1942 года в апреле 1943 года командующий ВВС утвердил Положение о прохождении боевой стажировки. Фронтовую закалку офицеры 9-й школы пилотов прошли в феврале и октябре 1944 года. Школа имела авиамастерские, которыми руководил старший техник лейтенант Г.Г. Бутузов.
Бугурусланская ВАШПОЛ № 9 была одной из лучших.
Напряженная работа коллектива школы дала большой эффект. В 1942 году подготовили и выпустили 965 человек, выполнив 95% годового плана. При этом следует учитывать, что два месяца ушли на перебазирование и в течение двух месяцев ощущался недостаток в авиамасле. В условиях перебоев с горюче-смазочными материалами (ГСМ) командованию школы пришлось проявлять незаурядные способности для выполнения плана летной подготовки. С момента поступления горючего личный состав школы старался использовать малейшую возможность летать.
С марта по ноябрь 1942 года школа наряду со своей основной деятельностью сформировала и отправила на фронт 6 маршевых ближних бомбардировочных полков – 21, 374, 634, 640, 649, 98715. Так, в марте 1942 года летно-технический состав 640-го бомбардировочного авиационного полка убыл на фронт. В июле 1942 года получил наименование 640-й авиационный полк ночных бомбардировщиков.
В 1943 году 9-я ВАШПО подготовила 1189 пилотов, что составило 105,2% в отношении плана Управления военными учебными заведениями ВВС Красной Армии (УВУЗ ВВС КА) и раньше срока на два месяца. За семь месяцев 1944 года школа выпустила 625 пилотов, курсанты налетали 34782 часа. Всего в 1944 году советская авиация получила из 9-й ВАШПО 1214 пилотов. За этот период произошло всего 2 аварии, 6 поломок и 4 вынужденные посадки. Для сравнения: в 1943 году во 2-й Молотовской (Пермской) школе пилотов первоначального обучения ВМФ насчитывалось 62 летных происшествия, в результате которых разбилось четыре самолета У-2 и погиб один курсант. Качество подготовки курсантов полностью отвечало требованиям и нормативам УВУЗ ВВС Красной Армии.
Отметим, что в ВВС по сравнению с 1941 годом налёт на подготовку лётчика увеличился в 1944 году более чем в 4 раза, а количество самолёто-вылетов на обучение боевому применению возросло в 2,5 раза.
В 9-й ВАШПО прошли обучение польские военнослужащие. Численный рост 1-й Польской Армии во время Второй мировой войны заметно повысил её потребность в офицерских кадрах и других специалистах. С этой целью с помощью советского командования значительно увеличили контингент польских слушателей и курсантов в советских военно-учебных заведениях.
3 июня 1944 года, согласно приказу №063, в 9-ю военную авиашколу первоначального обучения зачислили солдат и офицеров Польской Армии. Задача подготовки авиационных кадров усложнялась тем, что большинство польских курсантов не знали русского языка, не были знакомы с русской авиацией и техникой. Планировалось овладение техникой пилотирования, а затем обучение каждого боевым действиям в воздухе, а также поражению целей на земле.
9-я ВАШПО считалась одной из лучших в Южно-Уральском военном округе. В школе царствовал безупречный порядок, дисциплина, дружеские взаимоотношения, высокий боевой дух и сознательность. Много сил организации учебного процесса отдавал ее начальник.
Выпускники летной школы распределялись для прохождения службы в строевые части, лучшие выпускники оставались инструкторами в школе. В 1944 году «за высококачественную подготовку пилотов» 32 человека инструкторского и командного состава школы получили правительственные награды.
9-я ВАШПО по плановому заданию в 1942-1944 гг. должна была обучить 2980 специалистов. План выполнили на 112,9 %, всего выпустили 3365 человек.
Таким образом, командование 9-й ВАШПО в годы Великой Отечественной войны сталкивалось с объективными трудностями и необходимостью решать одновременно множество задач организационного, бытового и материального порядка. Но в результате целенаправленной деятельности руководящего состава 9-й военной авиационной школы первоначального обучения объемы и сроки подготовки пилотов были приведены в соответствие с потребностями фронта, улучшились организация учебного процесса и материально-техническое обеспечение школы.
Преодолевая огромные трудности военного времени, только 9-я военная авиационная школа первоначального обучения, располагающаяся в г. Бугуруслане Чкаловской (Оренбургской) области, подготовила для фронта более трех тысяч пилотов, пополнивших десятки авиационных полков. Их боевые маршруты пролегали на разных фронтах, они совершали успешные, но очень рискованные полеты.
Федорова Алла Владимировна,
доктор исторических наук,
профессор кафедры гуманитарных дисциплин
.
09.01.1944 инструктор-лётчик 9-й ВАШПО лейтенант Елисеев А.Я. представлен к награждению орденом Красной Звезды. 02.08.1944 награждён медалью «За боевые заслуги».
.

.
18.01.1946 лейтенант Елисеев Александр Яковлевич уволен в запас.
.
.
Награждён медалями «За боевые заслуги» (12.08.1944,), «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (09.05.1945) и другими.
Портал "Память народа"
Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Собрал материалы и составил биографию Николаев Юрий Евгеньевич
Уточнения и дополнения от Иванова Александра Полянсковича
|