Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Клюшенков Александр Николаевич

Выпускник 1937 года
.
  
.
Клюшенков Александр Николаевич родился 12 декабря 1911 года в д. Ратманово Талызинской волости Ардатовского уезда Симбирской губернии Российской империи (ныне Сеченовского района Нижегородской области России). По национальности русский. Социальное положение и происхождение – рабочий из крестьян.
С апреля 1930 по июль 1933 года работал учеником сверловщика на заводе «Двигатель Революции» и фрезеровщиком на заводе фрезерных станков. Работал грузчиком при выгрузке гравия с барж для закладки фундамента автомобильного завода и одновременно учился на вечернем рабфаке в затоне «25 лет Октября», закончил 3 курса.
Член ВКП(б) с 1939 года. Женат.
.
В рядах Красной армии с 31.07.1933, призван Канавинским РВК г. Горький, поступил в 3-ю военную школу лётчиков и лётчиков-наблюдателей в г. Оренбурге.
05.11.1936 окончил обучение с присвоением воинского звания лейтенант, после чего зачислен слушателем 2-й Краснознамённой военной школы лётчиков им. ОСОАВИАХИМа в г. Борисоглебске.
Обучение проходил во 2-й лётной группе инструктора-лётчика лейтенанта Михайлюка П.А. 1-го звена  старшего лейтенанта Шубцова А.В. 1-го отряда капитана Иванова И.И. 1-й истребительной эскадрильи старшего лейтенанта Мельникова И.С.
В сентябре 1937 года (1-й выпуск лётчиков-истребителей) лейтенант Клюшенков А.Н. окончил 2-ю Краснознамённую военную школу лётчиков-истребителей ВВС РККА  в г. Борисоглебске и направлен в строевую часть ВВС.
В апреле 1939 года переведён аэроклуб ОСОАВИАХИМА в г. Горький (предположительно,«в счёт 1000»).
С 1 июня 1940 года назначен командиром авиационного звена в автозаводском аэроклубе имени Водопьянова. В аэроклубе возглавлял пять лётных групп которые возглавляли лётчики-инструкторы Крусин А.А., Куимов А.К., Нужин В.В., Нехлебов А.С., Куприянов Ф.А.
После расформирования аэроклуба в 1941 году Клюшенков А.Н. назначен командиром эскадрильи авиаполка в г. Алатырь Чувашской АССР, куда перевели самолёты и лётный состав Автозаводского и других аэроклубов Горьковской области.
.
 Клюшенков А.Н. с женой
.
В дальнейшем Клюшенков А.Н. был направлен в действующую армию на Северо-Кавказский фронт.
.
Участник Великой Отечественной войны с 01.05.1942 в должности командира 371 отдельной эскадрильи связи. Выполнил 83 успешных боевых вылета на разведку и обеспечение связи с частями и штабами фронта. Летал на самолёте У-2.
В дальнейшем назначен командиром эскадрильи вновь формируемого отдельного смешанного авиационного полка ВВС 47-й армии Северо-Кавказского фронта. 30.06.1942 полк переформирован в 931-й смешанный авиационный полк.
03.09.1942 командир эскадрильи 931 сап 5-й ВА Черноморской группы войск Закавказского фронта старший лейтенант Клюшенков А.Н. представлен к награде и 04.11.1942 награждён орденом Красной Звезды.
.
 
.
С конца 1943 года был направлен в лётную школу для переподготовки на истребители Як-7 и Як-9.
.
.
После окончания войны продолжал служить в рядах ВС СССР.
.
.
29.08.1956 подполковник Клюшенков Александр Николаевич уволен в запас.
 Клюшенков А.Н. с внучкой
 
Умер 20 июня 1995 года, похоронен на новом кладбище г. Смоленска.
.
.
Награждён двумя орденами Красной Звезды (04.11.1942, 20.06.1949), орденом Красного Знамени (05.11.1954), орденом Отечественной войны II степени (06.04.1985), медалями «За боевые заслуги» (03.11.1944), «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (09.05.1945) и другими.
***
.
Автозаводский аэроклуб им. Водопьянова 
Клюшенков Александр Николаевич
.
Родился 12 декабря 1911 года в деревне Ротманово Cемёновского района Горьковской области.
С апреля 1930 по июль 1933 года работал учеником сверловщика на заводе «Двигатель Революции» и фрезеровщиком на заводе фрезерных станков. Работал грузчиком при выгрузке гравия с барж для закладки фундамента автомобильного завода. Одновременно учился на вечернем рабфаке в затоне «25 лет Октября». Закончив 3 курса, по направлению Канавинского военкомата в июле 1933 года поступает в 3-ю военную школу лётчиков в Оренбурге. Закончив обучение в 1936 году поступает в школу военных лётчиков в Борисоглебске, которую заканчивает в 1937 году и в звании лейтенанта начинает свою службу в ВВС. На начало службы имеет налёт на самолётах У-2, Р-5, И-3, И-5, И-16.
В апреле 1939 года откомандирован в город Горький. С 1 июня 1940 года назначен командиром авиационного звена в автозаводском аэроклубе имени Водопьянова. В аэроклубе возглавлял пять лётных групп во главе лётчиков-инструкторов Крусина А.А., Куимова А.К., Нужина В.В., Нехлебова А.С., Куприянова Ф.А..
С 1940 по 1941 год в Автозаводском аэроклубе проходили обучение 131 курсант, в том числе будущие Герои Советского Союза Ляхов Яков Яковлевич, Лебедев Алексей Иванович, Поющев Алексей Иванович и Буханов Алексей Дмитриевич.
После расформирования аэроклуба в 1941 году назначен командиром авиаэскадрильи в авиаполк в городе Алатырь, куда перевели самолёты и лётный состав Автозаводского и других аэроклубов Горьковской области. За 1941 год имел 467 часов налёта на самолётах У-2, УТ-1, УТ-2.
Войну начал 1 мая 1942 года, перелетев из города Алатырь до Краснодара в распоряжение командующего Северо-Кавказкого фронта т. Будённого. Назначен командиром 371 отдельной эскадрильи связи на Северо-Кавказском фронте. Выполнил 83 успешных боевых вылета на разведку и связь с частями и штабами фронта.
С июня 1942 года назначен командиром эскадрильи 931 авиационного армейского смешанного полка.
Его эскадрилья выполнила 1226 боевых вылетов, из них 11 вылетов на разведку войск противника, 5 вылетов на спецзадания, на бомбометание по войскам и объектам противника 307 вылетов, 903 вылета для нужд связи.
Боевые задания, поставленные перед эскадрильей на ночные бомбометания по войскам противника выполнялись на отлично. Лётный состав эскадрильи выполнял спецзадания с посадкой на территории противника для доставки разведчиков.
Сам тов. Клюшенков за период работы в эскадрильи лично выполнил 77 успешных боевых вылетов на разведку и бомбометание по войскам и объектам противника.
За отличное выполнение боевых заданий на фронте борьбы с немецкими захватчиками, за проявленное мужество и отвагу тов. Клюшенков 4 ноября 1942 года награждён правительственной наградой орденом «Красная Звезда».
С конца 1943 года направлен в лётную школу для переподготовки на истребители Як-7 и Як-9.
.
Сканы страниц лётной книжки:
.
 
.
.
.
.
.
Награждён медалью «За боевые заслуги» (3 января 1944 года) и медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (9 мая 1945 года).
После войны продолжил службу в Вооружённых силах, неоднократно награждался правительственными наградами.
В отставку вышел в звание подполковника 29 августа 1956 года.
Портал "Память народа"
Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Собрал материалы и составил биографию Николаев Юрий Евгеньевич
Уточнения и дополнения от Иванова Александра Полянсковича
Сведения из архива предоставил Пширков Сергей Юлианович
Карта сайта Написать Администратору