Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознамённое училище лётчиков им.В.П.Чкалова

Куцепал Николай Хрисанфович

Выпускник 1937 года
.
.
Куцепал Николай Хрисанфович (встречается отчество Хрисанфорович, Христанфович, Хрисонович, Христианович, Харитонович) родился в 1915 году в с. Владимировка Бузовской волости Новомосковского уезда Екатеринославской губернии Российской империи (ныне Знаменского района Кировоградской области Украины). По национальности украинец.
Член ВКП(б) с 1940 года. Женат.
.
В рядах Красной армии с 1935 года, призван Ворошиловским РВК Орджоникидзевского края,  поступил во 2-ю военную Краснознамённую школу лётчиков имени ОСОАВИАХИМа СССР в г. Борисоглебске.
.
.
Обучение проходил во 2-й лётной группе инструктора-лётчика лейтенанта Савосина С.А. 1-го звена старшего лейтенанта Баранова П.С. 1-го отряда капитана Иванова И.И. 1-й истребительной эскадрильи старшего лейтенанта Мельникова И.С.
.
.
В декабре 1937 года (2-й выпуск лётчиков-истребителей) окончил 2-ю военную Краснознамённую школу лётчиков-истребителей ВВС РККА в г. Борисоглебске по второму разряду и назначен пилотом 72-й истребительной авиационной эскадрильи. 
08.05.1938 назначен пилотом 3 эскадрильи истребительного авиационного полка.
В 1938 году сдал экстерном экзамены за военное училище.
25.10.1938 присвоено воинское звание лейтенант и назначен младшим лётчиком 28 иап ВВС Киевского особого ВО на аэродроме Скоморохи.
По списку части на 29.06.1939 – младший лётчик эскадрильи 56 иап (полк принимал участие в в Халхин-Гольском конфликте МНР в составе истребительной авиационной бригады ВВС 1-й армейской группы). В июле 1939 года 1-я эскадрилья 28 иап капитана Филькина убыла в МНР в состав ВВС 1-й армейской группы для участия в Халхин-Гольском конфликте.
17.11.1939 лейтенант Куцепал Н.Х. награждён орденом Красного Знамени за участие в боях на Халхин-Голе.
29.11.1939 Куцепалу Н.Х. присвоено воинское звание старший лейтенант.
29.03.1940 он назначен командиром звена 23 иап, с 06.06.1940 – командиром звена 13 отдельной истребительной авиаэскадрильи ВВС Киевского особого ВО.
27.05.1941 Куцепал Николай Хрисанфович назначен заместителем командира эскадрильи 272 иап ВВС Северо-Кавказского ВО.
.
Участник Великой Отечественной войны с 07.10.1941 в составе 272 иап 73 сад ВВС 56-й армии Южного фронта.
11.10.1941 переименован в 590 истребительный авиационный полк.
16.10.1941 старший лейтенант Куцепал Н.Х. воздушном бою получил ранение в правую ногу и направлен в госпиталь ЭГ 3683.
В дальнейшем, с 20.10.1941 находился на лечении в госпитале г. Баку.
.
.
1 ноября. Несколько слов о некоторых днях.
г. Баку 1941 г. Госпиталь. Куцепал Николай Хрисанфович
.
Только что принесла мне девушка этот блокнот (об этом я ее вчера просил). В этот блокнот я решил описать несколько своих дней, вернее недель, которое я находился в госпитале. После ранения 16 октября в воздушном бою над Ростовом. Писать решил от скуки от безделья. И вообще писать о своих действиях и их контролировать это очень хорошо.
1 ноября 1941 г.
И так для внесения ясности и понятия того положения в каком я сейчас нахожусь, придется мне коротко описать положение вещей до нынешнего дня начиная с 16 октября.
16 октября было ясное морозное утро я со своими лётчиками сержантами Касьяновым и Трофимовым стояли в Малых Салах вместе с 6 оиаэ. Задача моего звена — была охрана ж.д. моста г. Ростова. Прилетели в М. Салы 15 числа утром по приказанию Генерал майора Король. Когда прилетели в М. Салы, то здесь был Лунев — мой друг, он был зам. командира 6 оиаэ. Но с ним долго не пришлось быть.
Фронт в это время находился под г. Таганрогом, ихняя эскадрилья летала на Лаггах и Ишаках прикрывать нашу фронтовую полосу, иначе говоря действовали в зоне истребления.
До этого они охраняли г. Ростов, после моего прилета это задание было поручено мне. И вот в 11 часов прилетает один летчик на Лагге из патрулирования и докладывает, что за ним охотились три Мессера. Этому никто не поверил, так как до этого ни одного ихнего самолета на фронте еще не показывалось. Лунев на его слова говорит «я все время жду чтоб они мне попались, но их нету, это ты врешь».
В 12.30 он в паре вылетел в зону вдвоем и не вернулись. И вот так я потерял своего друга. Теперь коротко о событиях 16 октября. В 10 часов собрали для дачи задания, когда смотрим на центральном аэродроме г. Ростова рвутся бомбы, мы сразу бросились по самолетам, когда здесь три Юнкерса отбомбив центральный, начали нас обстреливать из пулеметов, а в нас даже не было ни одного зенитного пулемета. Сели мы в машины. Я получил задание лететь на объект (мост). Запустил мотор, взлетел. Трофимов, после начал я, за мной Касьянов. На разбеге у меня забарахлил мотор, я пытался три раза взлететь, но напрасно. Зарулив на место техник Павлов начал смотреть мотор, а [нрзб] пошли в паре. Попробовал я мотор на земле, работает хорошо, решил взлетать. Взлетел, мотор все же работал не чисто, я принял решение лететь. Подходя к мосту на 3000 м я заметил выше на 1000м 3 Мессершмитта 109. Я пошел набирать высоту и их атаковать, они тоже меня заметили и решили взять меня хитростью. Один самолет остался у угол в высоту, а два идут по прямой и как будто меня не заметили. Но меня на это не купишь, я зарядил три пулемета, так как один еще на земле отказал и пошел на самолет, который отделился. Он увидев, что я разгадал их маневр тоже пошел в лоб на меня. И завязалась карусель, здесь к ней пристали и те двое.
Через минут 10 боя у меня отказали пулеметы, они видя это с большим ожесточением набросились на меня. Через 20 минут в меня вся коробка была в пробоинах, даже одна несущая лента была пробита. Я ожидал, что кто-нибудь прилетит на поддержку, так как подо мной был центральный аэродром. Но наши Лаггы летали как бешенные на 1000-2000м, а я дрался на 4000 м. Но здесь Мессершмитты от меня отстали, я начал змейкой пикировать, Мессершмиттов не видел. И только долетел до границы аэродрома на 200 м, как по мне сверху как упарит со всех пулеметов Мессер. Я почувствовал, что ранен в правую ногу и сразу же стал в глубокий вираж.
Мессершмитт ушел, а я пошел на посадку. При выпуске шасси не хотели выходить, пришлось их вырывать. Сел точно у Т на пробеге машина остановилась. Мотор заглох. Я вылез с самолета прихрамывая на правую ногу. И как посмотрел на самолет так аж жутко сделалось, весь пред до кабины был весь в пробоинах пушечных и пулевых, побита была и бензиновая магистраль. Правое колесо было разворочено.
Как я сел хорошо сам не знаю. После моего осмотра поехал ко мне стартех, видя что я прихрамываю на ногу выспрашивал «Вы ранены?». Я отвечаю, что не знаю. Но сел в стартер, а когда подъехали к санитарке, то решил посмотреть ранен я или мне это показалось.
Когда сбросили унт, то вся икра была в дырках, но я чувствовал, что кость цела. После повезли в санчасть и в город в госпиталь. С госпиталя написал Павликову письма с описанием происшедшего. Тони не писал, так как знаю что скоро нас будут куда нибудь эвакуировать. 17 сел в эшелон и повезли нас на юг. Когда садился в вагон неожиданно встретился с Венцом Володькой, он тоже был ранен в левую ногу 15 числа. И так мы вдвоем и ехали. Просили чтоб нам разрешили ехать в госпиталь в Воронеж, но нам этого не разрешили и высадили 20 числа в г. Баку, но здесь нас с Володькой рассоединили, развезли по разным госпиталям.
21 числа написал Тонечке письмо, за ней я так сильно соскучился, что не могу описать, все время только и думаю о ней. Но почему то до сегодняшнего дня нет никакой весточки от нее. Это меня очень печалит.
Вот и вся история как я попал в госпиталь г. Баку.
.
После излечения в средине ноября 1941 года выписан из госпиталя и после краткосрочного отпуска вернулся в строй.
26.04.1942 назначен заместителем командира 3-й отдельной истребительной авиационной эскадрильи 750 сап 56-й армии.
06.06.1942 Куцепалу Николаю Хрисанфовичу присвоено воинское звание капитан.
По переписи 20.07.1942 – заместитель командира 3-й истребительной авиационной эскадрильи 750 отдельного армейского смешанного авиационного полка (в оперативном подчинении 56-й Армии Южного фронта, с 28.07.1942 — Северо-Кавказского фронта, с 10.08.1942 — Черноморской группы войск Закавказского фронта), с 14.08.1942 —  в оперативном подчинении 9-й Армии Северной группы войск Закавказского фронта. Летал на И-16.
.
 
Самолёт И-16
.
18 августа 1942 года заместитель командира эскадрильи 750 сап капитан Куцепал Николай Хрисанфович на самолёте И-16 погиб в воздушном бою в районе с. Солдато-Александровское.
Захоронен в 2 км юго-западнее станицы Солдатская Прохладненскго района Кизлярского округа Орджоникидзевского края.
Исключён из списков Красной армии как погибший приказом ГУФУ войск КА № 01249/пог. от 11.12.1942.
.
Награждён орденом Красного Знамени (17.11.1939).

Увековечен в печатной Книге Памяти Ставропольского края том 7, как старший лейтенант Куцепал Николай Харитонович, погибший 18.09.1942.
.
Жена Куцепал Антонина Ивановна проживала в селении Зинцар Садонского района Северо-Осетинской АССР.
Портал "Память народа"
Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
ОБД Мемориал
Собрал материалы и составил биографию Николаев Юрий Евгеньевич
Уточнения и дополнения от Иванова Александра Полянсковича
Сведения из архива предоставил Пширков Сергей Юлианович
.
От Администратора сайта. Точная дата рождения Куцепала Н.Х. нам пока не известна. Помянем выпускника в день его гибели - 18 августа.
Карта сайта Написать Администратору